Болезни Военный билет Призыв

Для чего нужны служебные морфемы. Морфемы в русском языке. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова

Морфемика

Понятие морфемы

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Например: перечитывать: пере- (значение – повторность действия), -чит- (действие), -ыва- (грамматическое значение нес. вида), -ть (показатель грам. формы инфинитива).

Признаки морфемы:

· Морфема имеет значение.

· Воспроизводимость (готовое средство, извлекаемое из памяти).

· Повторяемость (в аффиксах). Корневые морфемы встречаются в ряде слов, а также могут быть единичными (вдруг, варьете и т.п.).

Морфема – это обобщенная единица, которая в конкретных словах может быть реализована разными вариантамиморфами . Морф – это конкретный представитель млрфемы, обнаруживаемый при членении слова: пеку – печешь, кусочек – кусочка (пек-, печ-; -ек-, -к- являются морфами одной морфемы).

В одну морфему объединяются морфы, которые характеризуются признаками: 1) имеют одно и то же значение; 2) имеют формальное различие, обусловленное грамматической позицией в слове: положением до или после определенного класса единиц. Например: а) фонемы корня <г,к,х>, оказываясь перед суффиксом н прилагательного, чередуются с шипящими: друг – дружный, пух – пушной, песок – песочный и т.д.; б) кусочек – кусочк а: ек перед нулевым окончанием, к – перед реальной флексией; в) аналогично: молодец – молодца.

По отношению друг к другу эти морфы являются алломорфами .

Существует также понятие варианта морфемы – это морфы, которые характеризуются признаками: 1) одинаковы по значению; 2) занимают одну и ту же позицию в слове; 3) могут заменять друг друга в любых позициях: высокой горой – высокою горою, весной – весною, краснехонек – краснешенек.

Типы морфем в русском языке.

1. По функции в слове все морфемы на:

2. По месту в слове:

Префиксы (перед корнем)

Суффиксы (после корня)

Флексии (обычно на конце слова)

Постфиксы (после окончания)

3. По функции и значению аффиксальные морфемы делятся на словоизменительные, формообразующие, словообразовательные. Необходимо разграничивать 3 явления: словоизменение, формообразование, словообразование. Они находят отражение в структуре русского слова.

Формообразование – это процесс образования грамматических форм слова: стол – стола – столу… (с помощью флексий); писа-ть – писа-л – писал бы – пиш-и и т.п. Формообразование может осуществляться с помощью окончаний (белый – белого – белому, пишу – пишешь – пишем), и тогда оно называется словоизменением. Словоизменение – образование форм слова с помощью окончаний. Также формообразование может осуществляться с помощью других средств: суффиксов, префиксов, постфиксов, путем чередований и др.



Таким образом, морфемы, с помощью которых образуются формы слова, называются формообразующими, а формообразующее средство – формативом .

Словообразование – это процесс образования производных слов от производящих основ, слов или словосочетаний (т.е. образование нового слова): известн ый – известн-ость. Для образования нового слова необходимо, чтобы к производящему слову или основе присоединялось словообразовательное средство – формант (это словообразовательная морфема): дом – без-дом-н-ый (формант без- и -н-).

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словомморфемы . Они образуют морфемный состав слова. Каждая морфема в слове имеет свое значение. Все морфемы делятся на две группы: корневые (корень) и служебные (суффикс, приставка, окончание). Служебные служат для образования и изменения слова. Словообразовательные – приставка и суффикс, словоизменительные – окончания.

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица: дом – дома, красивый – красивые; красный – красное – красная; стол – стола – столу – столом –на столе; решаю – решаешь – решает . Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой (лесÿ, мышьÿ, жилÿ ).

Часть слова без окончания называется основой . Основа слова содержит его главное лексическое значение. Отделяя окончание, мы одновременно отделяем основу:песня, каменистый, сравниваем . Основа слова может быть равна корню: вода, лесÿ, синий . Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы. У неизменяемых слов основу составляет все слово: снова, везде . Неизменяемые слова не имеют окончаний.

Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными : мир, мирный, примирить, перемирие, миролюбивый . Родственные (однокоренные) слова составляют гнездо . Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в словах беда, бедный, бедность, обеднеть, бедненький корень -бед- ; в словах искатель, искать, поиск, искание – корень –иск- . Найти корень слова – значит выделить в слове самое главное, понять его смысл, проверить и запомнить написание корней целой группы слов, составляющих гнездо. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению корни: гора – гористый – горный – корень –гор- ;угореть – загорать – перегорать – нагорать – корень –гор- , но это корни, разные по значению. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.



Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставки образуют слова с новым значением. Например: приставкив- и вы- в глаголах вбежать и выбежать, вползти – выползти, ввести – вывести указывают на направление движения. В слове могут быть не одна, а две и более приставки:выход – безвыходное (положение).

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов. Например, суффиксы –чик (летчик, водопроводчик), -щик (фонарщик),

-ик (академик, трагик),-ин (грузин, осетин), -ист (машинист), -ец (кавказец) образуют названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства. Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (Им.п.) – знамени (Р.п.), веселый – веселее (сравн.степень), почитать (сов.вид) – почитывать (несов.вид).

Суффиксы служат для образования некоторых глагольных форм слов: думать, видеть, слышать (в этих словах суффикс–ть образует неопределенную форму глагола), жил, считал, рассчитывал (в этих словах суффикс –л- служит для образования формы глагола прошедшего времени). Формообразовательные суффиксы в основу глагола не входят.

Билет №7.

Основные способы образования слов в русском языке.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложением, переходом одной части речи в другую.

Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные (заголовок – подзаголовок, удача – неудача), прилагательные (важный – преважный, веселый – развеселый, полезный – бесполезный), местоимения (что – нечто, сколько – несколько, нисколько), наречия (ныне – доныне, всюду – повсюду, весело – невесело).

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Этот способ является основным для образования существительных, прилагательных, наречий. Основа слова при образовании иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы (заготовить – заготовка), изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков (внук – внучок).

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса: закон – узаконить, грызть – огрызок, река – заречный. Наиболее часто образуются этим способом существительные (нахлебник, подснежник), наречия (по-братски, по-старому), глаголы (приземлить).

Сложение. Виды сложения:

1. Сложение слов (школа-интернат, диван-кровать).

2. Сложение основ с помощью соединительной гласной (лесостепь, пешеход).

3. Сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, полдыни). После пол- в сложных словах ставится дефис в следующих случаях: перед всеми прописными буквами (пол-Москвы), перед гласными буквами (пол-яблока), перед согласной –л- (пол-лимона). В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно: полдыни, полгруши. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно (полуденное солнце).

4. Сложение начальных букв слов (МГУ, вуз). Слова, образованные этим способом, называются сложносокращенными. В сложносокращенных словах между буквами точка не ставится: МГУ, ЭВМ, ПТУ, АЭС.

5. Образование слов из словосочетаний: из подчинительных (железная дорогажелезнодорожный вокзал), из сочинительных (научный и технический – научно-технический прогресс). Слова, образованные этим способом, называются сложными. Сложное слово, образованное из подчинительного словосочетания, пишется слитно (древнерусский язык – Древняя Русь). Сложное слово, образованное из сочинительного словосочетания, пишется через дефис (немецко-русский словарь – немецкий и русский).

Слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. Так образуются существительные из прилагательных: учительская ручка – зайти в учительскую; наречия из существительных или словосочетаний: из дали – издали, на бок – набок, тот час – тотчас.

Билет №8.

Именные части речи, их общие и отличительные признаки.

К именным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное. Их общими признаками является то, что все эти части речи обозначают или предмет (существительное), или признак предмета (прилагательное), или количество предметов при счете (числительное), или их порядок при счете (числительное), или указывают на предмет, признак количество, но не называют их (местоимение). Также у всех именных частей речи начальной формой является форма именительного падежа единственного числа (например, стол, добрый, пять, второй, я, мой). Каждая из названных частей речи в предложении может быть сказуемым, то есть главным членом предложения, а за исключением прилагательного все другие части речи могут быть и подлежащим. Приведем примеры. Книга делает человека хозяином вселенной. Четыре делится на два без остатка. Никто не хотел быть последним. Мой брат – студент. Пятью пять – двадцать пять. Красив зимний лес. Я не он, не надо меня обижать. Кроме того, все названные части речи при определенных условиях могут выполнять в предложении роль определения. Лестница на чердак была крутая. Новую школу построили в поселке. Первый раз в первый класс! Твой портфель самый большой. Все вышеперечисленные части речи изменяются по падежам, то есть склоняются, и изменяются по числам.

Отличительными признаками этих частей речи являются их морфологические признаки.

У существительных постоянные признаки – это собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные – падеж, число.

Постоянные признаки прилагательных – разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное); непостоянные – сравнительная и превосходная степень сравнения (у качественных), полное или краткое (у качественных), падеж, число, род (в ед.числе).

Имя числительное имеет следующие постоянные признаки – простое или составное, количественное или порядковое, обозначает целое, дробное число или имеет собирательное значение (у количественных). Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

Постоянные признаки местоимения – разряды по значению (личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные). Лицо (у личных). Непостоянные признаки – падеж (не все местоимения), число (не все местоимения), род (если есть).

Отличаются именные части речи и ролью в предложении (синтаксической ролью).

Существительное чаще всего в предложении бывает подлежащим, дополнением, несогласованным определением, обстоятельством, иногда именной частью составного именного сказуемого, приложением.

Синтаксическая роль прилагательного – определение, именная часть составного именного сказуемого.

Количественные числительные в предложении могут быть любым членом предложения, порядковые – определением, именной частью составного именного сказуемого.

Местоимения бывают подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством.

Билет №9.

Глагол как часть речи.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал?

Общее грамматическое значение глагола – это действие.

Морфологические признаки глагола – изменения по наклонениям, временам, лицам, числам и родам.

Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Например, в предложении Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет глаголы гуляет, подгоняет являются сказуемыми и согласуются с подлежащим ветер в ед.ч.

Каждый глагол имеет свою начальную форму (инфинитив). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? Или что сделать? Например, учить, писать (что делать?), выучить, написать (что сделать?).

Инфинитив – неизменяемая форма глагола: не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, только называет действие. Инфинитив имеет суффиксы –ть, -ти: играть, везти. У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня: лечь, печь. В предложении инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще он бывает подлежащим или сказуемым: Учить – ум точить.

Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются возвратными: одеваться – одеваюсь. В инфинитиве пишется –ться (вопрос что делать? Или что сделать?): улыбаться, смеяться. В 3 лице глагола пишется –тся (вопросы что делает? Или что сделает?): улыбается, смеется.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Вид определяется по вопросам. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (говорить, говорил), а совершенного вида – на вопрос что сделать? (сказать, сказал).

Глагол имеет три наклонения: изъявительное, условное и повелительное: Ученики решили эту задачу (изъяв.). С помощью учителя ученики решили бы эту задачу (усл.). Ребята, решите эту задачу! (повел.). Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам, числам и родам.

Глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем (решали, решают, будут решать).

Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением. Глаголы, которые имеют окончания –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, относятся к 1 спряжению. Глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят, относятся ко 2 спряжению. Если окончание глагола безударное, то надо поставить его в инфинитив. Ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на –еть; 4 глагола на –ать. Остальные глаголы – 1 спряжения. Глаголы хотеть, бежать, есть, дать – разноспрягаемые.

Правописание глаголов.

1. частица не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без не не употребляются: не читал, но ненавидеть.

2. Перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что перед –ть в инфинитиве: видеть – видел.

3. Во 2 лице ед.ч. после ш пишется ь, который сохраняется перед –ся: учишь – учишься.

4. Частица бы с глаголами пишется раздельно.

5. В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных пишется ь, который сохраняется перед –ся и –те: спрячь – спрячьте – спрячься. Искл.: ляг, лягте.

Билет №10.

Место причастия и деепричастия в системе частей речи.

Причастие и деепричастие занимают особое место среди частей речи, так как, во-первых, образованы от глаголов, во-вторых, совмещают в себе признаки двух частей речи: причастие – глагола и прилагательного, деепричастие – глагола и наречия.

Рассмотрим каждую из этих частей речи отдельно.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию (ужин, стоящий на столе).

Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? Что сделавший? (Ночь, глядящая из сада. Растворенное окно).

Общее грамматическое значение причастий – признак предмета по его действию.

Морфологические признаки причастий – сочетание в одном слове свойств прилагательного и глагола.

Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми. Сорванный цветок увял. Цветок был сорван.

Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительными в роде, числе, падеже: прочитанный журнал, прочитанная книга, прочитанное стихотворение, прочитанные книги.

Причастия, как и глаголы, могут быть невозвратными (одевающий) и возвратными (одевающийся). Причастия, как и глаголы, имеют вид: прыгавший (несов.вид) и прыгнувший (сов.вид). причастия, как и глаголы, имеют время – настоящее (толкающий) и прошедшее (толкавший). Форм будущего времени причастия не имеют. Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак, который создается действием самого предмета: летящий самолет. Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета: выученный учеником урок.

Словообразование причастий.

1. Действительные причастия наст.вр.образуются от основы наст.вр.глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов –ущ-, -ющ- и 2 спряжения с помощью суффиксов –ащ-, -ящ-: несут – несущий, лечат – лечащий.

2. Действительные причастия прош.вр.образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –вш-, -ш- : читать – читавший, нести – несший.

3. Страдательные причастия наст.вр.образуются от основы наст.вр.глаголов 1 спр.с помощью суффиксов –ем-, -ом- и 2 спр.с помощью суффикса –им-: решают – решаемый. Искл.: движимый.

4. Страдательные причастия прош.вр.образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-: прочитать – прочитанный, выучить – выученный, разбить – разбитый.

5. В суффиксе –енн- после шипящих под ударением пишется е (ё), хотя произносится О: сожженный, решенный.

6. Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. В кратких причастиях пишется одна буква Н: прочитан, рассказана.

7. Если причастие образовано от глаголов на –ать или –ять, то перед –н- и –нн- пишутся А или Я: вспахать – вспахан. Если причастие образовано от любых других глаголов, то перед –нн- и –н- пишется буква Е: изучить – изученный.

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Почему? Когда?

Общее грамматическое значение деепричастия – обозначение добавочного действия.

Морфологические признаки деепричастий – объединение в одном слове свойств глагола и наречия.

Синтаксические признаки деепричастий – в предложении деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством: Он ушел не оглядываясь.

Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными (вытирая – вытираясь), совершенного и несовершенного вида (решая задачу – решив задачу). Деепричастие не изменяется. Частица не с деепричастиями пишется раздельно: не задумываясь. Но: ненавидя.

Морфемный признак деепричастий – суффиксы –а, -я, -в, -вши, -ши.

Билет №11.

Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.

К неизменяемым самостоятельным частям речи относятся наречие и деепричастие, а также отдельные группы местоимений. Рассмотрим подробнее каждую из этих частей речи.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? В какой степени?: читать (как?) внимательно, ехать (куда?) далеко.

Общее грамматическое значение наречия – это признак действий или признак признаков.

По значению наречия делятся на следующие группы:

1. наречия образа действия (как? Каким образом?): громко, весело, вдвоем.

2. Наречия меры и степени (в какой степени? Насколько?): очень, совсем, чересчур.

3. Наречия места (где? Куда? Откуда?): далеко, вперед, издали.

4. Наречия времени (когда? Как долго?): давно, накануне, допоздна.

5. Наречия причины (почему? Отчего?): сгоряча, сослепу, поневоле.

6. Наречия цели (зачем? Для чего?): назло, нарочно.

Морфологический признак наречий – неизменяемость. Они не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.

Синтаксические признаки наречий – в предложении наречия являются обстоятельствами. Береги честь смолоду.

Наречия на –О, -Е (тихо, весело, громко) могут иметь две формы степеней сравнения. Сравнительная степень наречий может быть простой и сложной. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов –ее, -ей, -е, -ше: весело – веселее, далеко – дальше. Сложная сравнительная степень образуется с помощью частиц более и менее: весело – более (менее) весело. Превосходная степень состоит из двух слов: сравнительной степени наречий и слова всех: написал грамотнее всех.

Словообразование наречий.

1. приставочный способ. Легко – нелегко, завтра – послезавтра.

2. Суффиксальный способ. Гордый – гордо, умышленный – умышленно.

3. Приставочно-суффиксальный способ. Левый – влево, приятельский – по-приятельски.

4. Путем перехода различных частей речи в наречия. Капельку, рысью, из дали – издали, тот час – тотчас.

Деепричастие – см.предыдущий билет.

Местоимения – наречия – указывают на признаки действий, не изменяются и связываются с глаголами так же, как наречия. Отвечают на вопросы как? Когда? Где? Почему? Зачем? Например, там, тогда, так, везде, здесь, никогда и др. В предложении бывают обстоятельствами. Кое-где поднимались небольшие холмы. Нигде не мерцал огонек.

Билет №12.

Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы. Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, не бывают членами предложения и не изменяются. Служебные части речи нужны для связи слов и предложений, а также для передачи дополнительных значений. Эти слова называются служебными потому, что они обслуживают самостоятельные части речи.

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения. В лесу раздавался топор дровосека.

По значению предлоги делятся на разряды.

1. пространственные (указывают на место): в, на, около, из-за, у. Ехать в город, сидеть на берегу.

2. Временные (указывают на время): через, к, до, в течение. Прийти через час, работать до вечера.

3. Причинные (указывают на причину): по, от вследствие, ввиду. Дрожать от холода.

4. Целевые (указывают на цель): для, ради, на. Трудиться на благо Родины.

5. Образа действия (указывают на образ действия): с, без, в, по. Работать с увлечением.

6. Дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие): о, про, с, насчет. Рассказать о поездке.

По происхождению предлоги делятся на непроизводные (в, на, под) и производные (в течение, ввиду, вокруг). Пишутся слитно производные предлоги: вследствие (= из-за), ввиду (= из-за), насчет (= о), вместо, наподобие. Пишутся раздельно производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны.

Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Простые союзы состоят из одного слова: и, а, что, если. Составные союзы состоят из двух и более слов: потому что, так как, не только – но и.

По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные связывают и однородные члены предложения, и простые предложения в составе сложного. Умный знает и спросит, а глупый не знает и не спрашивает.

Группы сочинительных союзов.

1. соединительные: и, да (= и), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также. В классе сидели мальчики и девочки. На столах лежали не только учебники, но и тетради.

2. Противительные: а, но, да (= но), зато. Труд скучен, да труд ученья вкусен.

3. Разделительные: или, либо. То – то, не то – не то, или – или. Всю ночь огонь костра то разгорается, тот гаснет.

Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложноподчиненные.

Группы подчинительных союзов.

1. временные (указывают на время): когда. Пока, едва, лишь, лишь только. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.

2. Причинные (указывают на причину): потому что, оттого что, так как, ибо. Я взял зонтик, потому что шел дождь.

3. Целевые (указывают на цель): чтобы. Для того чтобы, с тем чтобы. Я пошел в техникум, чтобы получить профессию и образование.

4. Условные (если, раз, если бы). Если я долго не приезжал в город, значит, я был болен.

5. Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя, несмотря на то, что, пускай. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми.

6. Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно, точно. Журавли кричали грустно, будто звали с собой.

7. Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что чуть не погасла свеча.

8. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.

Частицы – служебные слова, которые придают различные оттенки значения словам и предложениям или служат для образования форм слов. Частицы не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. Формообразующие частицы служат для образования форм наклонения глагола: пусть грянет буря; выучил бы; для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий: более интересный, менее вкусно; для образования неопределенных местоимений: кто-то, какой-нибудь.

Остальные частицы являются модальными и придают следующие значения:

1. вопросительные: неужели, разве, ли.

2. Восклицательные: что за, как.

3. Указательные: вот, вон.

4. Усилительные: даже, ведь, все-таки, же.

5. Отрицательные: не, ни.

Билет №13.

Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Словосочетание – это сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: любить (кого?) животных, дождь или снег. Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него. Грамматическая основа предложения словосочетанием не является.

По характеру связи между словами словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные. Сочинительная связь объединяет равноправные части: сочинительные словосочетания – однородные члены предложения – и части сложносочиненных предложений. Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. В предложении больше подчинительных словосочетаний. Способы подчинительной связи – согласование, управление, примыкание.

Согласование – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Ландыш (какой?) серебристый. Согласование в роде (муж.), числе (ед.), падеже (Им.п). При изменении формы главного слова изменится и форма зависимого.

Управление – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже: тормозить движение, препятствовать движению. При управлении изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого (участвую в движении, участвуешь в движении, участвовать в движении).

Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, а также интонацией и порядком слов: очень милый, уехал учиться, сказал волнуясь. Примыкают наречия, инфинитивы, деепричастия.

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные, наречные.

1. Глагольные – главное слово выражено спрягаемыми формами глагола, а также причастием и деепричастием. Выполнить долг, потемневший от загара, улыбаясь смущенно.

2. Именные – главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением. Кабинет директора, белый от снега, пятый справа, я с тобой.

3. Наречные – главное слово – наречие. Совершенно секретно, весьма важно.

Особую группу словосочетаний составляют цельные словосочетания. В предложении они выступают как один член предложения. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Нам с матерью отвели небольшую светлую комнату.

Билет №14.

Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.

Предложение – основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.

Предложение имеет следующие признаки:

1. Предложение имеет грамматическую основу.

2. Предложение является высказыванием о предмете речи. Сообщение, вопрос и побуждение – разновидности высказывания.

3. Предложение является единицей общения.

4. Предложение характеризуется интонационной законченностью.

Грамматическая основа предложения состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы Им.п. кто? Или что?

Подлежащее может быть выражено:

1. Существительным в Им.п. Сонный туман на лугах серебрится.

2. Местоимением в Им.п. Все утомились за день до изнеможения.

3. Инфинитивом. Друга спасти – это высшая честь.

4. Цельным словосочетанием. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.

5. Прилагательным, перешедшим в существительное. Смелый к победе стремится.

6. Причастием, перешедшим в существительное. Будущее принадлежит людям честного труда.

7. Наречием. Завтра не будет похоже на сегодня.

8. Числительным. Пять – моя любимая цифра.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Жаворонок запел песню. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами: что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое предмет? Каков он?

Сказуемое может быть простым и составным.

Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и основной смысл сказуемого (его лексическое значение), и его грамматическое значение. Брат учится в институте. Простое глагольное сказуемое может быть также выражено формой сложного будущего времени. Я буду петь. Может быть выражено глаголом быть со значением наличия, существования. На рассвете был туман. Может быть выражено фразеологизмом. в котором есть спрягаемая глагольная форма. Он легко находил общий язык с Антоном.

Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной частей. Основное лексическое значение заключается в инфинитиве. Вспомогательная часть выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения начало, продолжения и конца действия; желательности, возможности, необходимости действия; эмоциональную оценку действия. Девочка перестала плакать. Он хотел дышать чистым воздухом. Я люблю читать. Вспомогательная часть может включать краткие прилагательные, слова состояния. Надо учиться языку.

Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения.

Вспомогательная часть выражается глаголом-связкой быть, который в настоящем времени обычно отсутствует; глаголами-связками стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться. Вода была теплая. Вода казалась теплой. Именная часть сказуемого чаще всего выражена существительными, прилагательными, причастиями, словами состояния, реже – числительными и местоимениями. Мне грустно. Пять плюс пять будет десять.

Билет №15.

Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.

Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например: Приятно пахнет черемуха.

Целью высказывания является сообщение, вопрос или побуждение. В соответствии с этим простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Предложения, которые содержат побуждение, называются повествовательными: Лесной запах усиливается.

Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными: Знаете ли вы украинскую ночь?

Предложения, которые содержат побуждение (совет, приказ, просьбу, пожелание), называются побудительными: Не бросай друга в несчастье.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения различаются использованием специальных слов и форм слов. Вопрос часто оформляется вопросительными частицами (неужели, разве, ли) и вопросительными местоимениями (кто, что, какой, где, куда, откуда, почему). Вопросительные частицы не являются членами предложения, а вопросительные местоимения выполняют роль членов предложения. Разве я тебе этого не сказал? Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?

Побудительные предложения часто имеют один главный член – сказуемое, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения: Думайте иногда о Дубровском. В побудительные предложения часто вводится обращение, называющее лицо или предмет, которые побуждают к действию: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. В начале повествовательных восклицательных предложений часто употребляются частицы как, какой, что за и междометия: Ну что за шейка! Что за глазки!.. Какие перышки! Какой носок!.. Ах! Какая прелесть!

Побудительные предложения с восклицательной интонацией часто начинаются частицами да, пусть, пускай: Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые сны! В конце предложений с подобными частицами обычно ставится восклицательный знак.

Вопросительные предложения с восклицательной интонацией, которые не требуют ответа, так как содержат в себе скрытое утверждение или отрицание, называются риторическими вопросами. Кто из писателей не пользовался метафорой! Риторические вопросы обладают большой выразительностью, эмоциональностью. Они употребляются в художественной речи как яркое стилистическое средство. В конце риторических вопросов на письме ставится вопросительный или восклицательный знак (иногда оба): Неужели даже этого не понимаете?!

Билет №16.

Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Правда глаза колет.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Бездонную бочку водой не наполнишь.

По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на группы.

Определенно-личные – это односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Люблю зимний лес. Сказуемое выражается формой 1 или 2 лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения, а также формами будущего времени. Читайте больше! Обязательно прочитаю.

Неопределенно-личные – это такие односоставные предложения, в которых деятель не назван, мыслится как неопределенное лицо. В поселке строят новую школу. Сказуемое в таких предложениях имеет форму прошедшего времени множественного числа, а также форму 3 лица множественного числа. Дорожки в поселке посыпали галькой.

Безличные – это такие односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем. Светает. Мне холодно. Сказуемое в безличных предложениях выражается безличным глаголом (Светает); личным глаголом в безличном значении (Приятно пахнет черемухой); возвратным глаголом в безличном значении (Мне не спится); инфинитивом (Быть грозе!); неизменяемой глагольной формой нет (Сильнее кошки зверя нет); словом состояния (В лесу тихо).

Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления. Зима. Вот и снег. В назывных предложениях есть только подлежащее, которое может распространяться определениями. Осенний холодок. Пирог с грибами.

По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Лес шумел (нераспр.). Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой (распростр.).

По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения. Я читаю интересную книгу. В результате образуется цепочка связей между словами. В неполных предложениях цепочка связей разрушается.

Морфемика (morphe– форма, термин Бодуэна де Кортуне) – раздел языкознания, который изучает морфемный строй языка. Дает типологию морфем и занимается их описанием. Одно из основных понятий морфемики –членимость слова на морфемы.

Морфема – наименьшая значимая единица языка (фонема значения не имеет). Наличие значения и воспроизводимость объединяет морфему со словом, но их отличает то, что слов может члениться, а морфема нет; слов грамматически оформлено, а морфема нет; слово не имеет фиксированного места в предложении, а морфема зафиксирована в слове на определенном месте; слово способно самостоятельно употребляться, является челном предложения, а морфема нет; морфема обладает повторяемостью, слово нет.

Морфема – абстрактная единица, ее конкретная материализация в слове – морф (снег, снеговой, снеговик, снегурочка – морфснег , морфемакорень ;береговой, снеговой, ламповый – морф.ов , морфема суффикс ). Между морфами могут быть некоторые фонемные различия, вызванные позицией в слове, тогда эти варианты называютсяалломорфами (снег снеж ный ; ся/сь; от- - ото-; ой/ою). Формальные различия между алломорфами могут быть различными (отец , отц ы, отеч еский, отч ий ). Морфема как обобщенная единица представляет собой совокупность всех морфом и алломорфов.

Классификация морфем

По значению, роли и месте в структуре слова морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксы).

Коренева морфема

Признаки корня:

Главная морфема, занимает центральное положение в слове

Смысловое ядро слово, носитель лексического значения слова (но не всегда: об у ть, раз у ть ;от ня ть, при ня ть, раз ня ть, об ня ть, пере ня ть )

Обязательная морфема

Может употребляться самостоятельно без других морфем

Классификация корней

Корни знаменательных и корни служебных слов. Только первые указывают на определенное явление действительности.

Регулярные и уникальные. Первые повторяются хотя бы в 2-ух словах. Регулярность может быть большей или меньшей (варяг, варяжский ; с корнемвод – 213 слов). Уникальные корни встречаются только в одном слове (нескл. заим. слова:бра, боа, авеню…; зразы, вал, увы, даже, однако )

Свободные и связанные. Свободный корень тот, который употребляется хотя бы в одном из однокоренных слов без словообразовательного аффикса или другого корня (стол, серый, окно). Связанные корни используются только в сочетании с аффиксами (об у ть, до бав ить, чван ство ). Связанные корни выделяются в результате сопоставления однокоренных слов и выявления отрезка слова, исключающего словообразовательные аффиксы. Такие корни часто не имеют ясного вещественного значения. Но обычно связанные корни являются регулярными, т.к. встречаются в целом ряде однокоренных слов. Связанные корни появляются в результате ухода в пассивный запас слова, в котором этот корень был свободным (улыбаться . Раньше были:лыбить, лыба ), а также в результате заимствования из других языков (футуризм, футурист ).

Полные и усеченные. Усеченный корень – это такой алломорф корня, у которого отсутствует одна или несколько конечных фонем. Обычно образуется в результате усечения производной основы (чаще заимств.): пианин о – пиан-ист, кенгур у – кенгур-енок, резюм е – резюм-ировать ; скрипка – скрип-ач, утка – утен-ок . Усеченный корень может быть результатом исторических фонетических процессов (с гиб ать, со гб енный, со г нуть ).

Служебные морфемы (аффиксы)

Аффиксы («прикрепленный»): окончание (флексия), приставка (префикс), суффикс, постфикс.

Аффиксы бывают

Окончание (флексия)

Это грамматическая словоизменительная морфема, которая образует грамматическую форму, выражает грамматическое значение, устанавливает синтаксические отношения данной словоформы с другими словоформами. Не входит в основу слова, обычно находится в абсолютном конце слова (перед постфиксом). Обычно в слове одно окончание, исключение – некоторые сложные слова, у которых обе части являются изменяемыми (двести, усадьба-музей).

По типу выражаемых окончаниями грамматических отношений они делятся на:

Падежные (значение падежа и значение числа), свойственны именным частям речи

Родовые (значение рода и числа), свойственны прилагат., прич., глаголам в ф. пр.вр. и усл. накл.

Числовые (число и род)

Личные (лицо и число), свойственны спрягаемым формам глагола

В русском языке окончания обычно выражают несколько грамм. значений (пример…)

Нулевое окончание

Идею о нулевой морфеме высказали впервые Фортунатов и Бодуэн де Кортуне, развил Пешковский. Нулевое окончание выделяется на фоне ненулевых в знаменательных и изменяемых словах. Нулевое окончание – это значимое отсутствие. Оно выделяется в какой-то форме при наличии у данного слова форм, в которых оно материально проявляется.

Напр., стол – отсутствие звука после Л говорит о том, что это сущ. м.р. в ед. ч. И/В п.

стола, столу…

Формы, имеющие нулевое окончание :

Нужно различать слова с нулевым окончанием и слова, не имеющие окончания (неизменяемые)

Слова, не имеющие окончания :

Несклоняемые существительные

Несклоняемые прилагательные

Наречия

Инфинитив

Деепричастие

Сравн. степень прил., нареч., СКС

Незнаменат., служебные слова (или, чтобы, ау )

Неизменяемые словоформы могут быть омонимичны изменяемым (приехал утр ом , приехал ранним утр ом )

Определите, какие слова имеют окончание, а какие не имеют. Объясните.

Окно, озеро, светло (в комнате), интересно (задание), весело (мне), около (дома), пальто, Токио, упражнение, светлее (эта комната), жарче (сегодня), кофе, ателье, сердце, полотенце, демонстрация, добрый, синий, воробей, у тебя, два, восемь, такси, стол, грамм, говорить, пишешь, проверяют, позвонив, одеваюсь, улыбаешься, работаете, подпрыгивая, согнув, светящийся, сделанный.

Суффикс

Это служебная морфема, которая находится после корня и выражает грамматическое или словообразовательное значение. Часто связаны с определенными частями речи.

В слове м.б. от 1 до 3-ёх суф.

формообразующие суффиксы

словообразовательные суффиксы

Служат для образования форм и выражают грамм. значение, в основу не входят. Обладают более абстрактной семантикой, не влияют на значение слова

    суф. инф. -ТЬ/ТИ/ЧЬ-

    суф. изъявит. накл., прош. вр. -Л- и нулевой суф. (нёс ^). Нул. суф. – результат историч. фонетич. процессов, встречается только в форме м.р., ед.ч.

    суф. гл. в форме условного накл. -Л-

    суф. гл. в форме пов. накл. -И- и нул. суф. (отдай^, брось)

    суф. причастий:

Днв: -УЩ/АЩ-

Дпв: -ВШ-, -Ш-

Снв: -ОМ-, -ЕМ/ИМ-

Спв: -ЕНН-, -НН-, -Т-

    суф. дееприч.:

Несов. в.: -А-

Сов.в.: -В-, -ВШИ-, -УЧИ-

    суф. форм сравн. ст. прил., нареч. или СКС: -ЕЕ/ЕЙ/Ш/Ж-

    суф. форм превосх. ст. -ЕЙШ/АЙШ-

Не образуют форму слова, с помощью них образуются новые слова, влияют на лекс. значение слова. Их больше, чем формообр.

Особенности:

Присоединяются не к слову, а к основе (писа ть – писатель, син ий – синева )

Могут изменить принадлежность слова к части речи, но не обязательно

Могут изменить грамматические признаки слова

Различают исконные (тель, н) и заимствованные суффиксы (диверс ант , поэт ес са, масс аж )

Нулевой словообразовательный суффикс

(Тихонов, Земская, Лопатин)

Выделяется только в производных словах, причем разница между значением производящей основы и производным словом обнаруживается при сравнении с другими словами, образованными по данной словообразовательной модели.

Суф. сущ-ых со значением абстрактного признака: синь ^ ← синий (бел изн а ← белый, красн от а красный, сер ость ← серый )

Суф. сущ-ых отвлеченного действия: бег ← бегать (ходь б а ← ходить, уклад к а ← укладывать, рисова ни е ←рисовать)

В прилаг.: безног^ий, безбород^ый, безбреж н ый, беспредель н ый

Парадигматические отношения суффиксов:

* отношения омонимии

-ИСТ- : 1) суф. со знач. действующего лица (тракторист ), 2) суф. кач. прилагат. (болотистый )

-л- : 1) формообр. сф. пр.вр.; 2) слообр. суф. кач. отгл. прил. (загорелый, беглый )

* отношения многозначности

-тель- : - в сущ. со значением лица, производящего действие (преподаватель, мечтатель );

В сущ. со знач. предмета, выполняющего определенную функцию (выключатель, смеситель, проигрыватель )

* отношения синонимии (суф., которые близки по значению):

Формообраз. суф., выражающие одинаковое грамм. знач. (В/ВШИ)

Словообраз. суф. со знач. лица (ТЕЛЬ/НИЦ/ЕЦ/АРЬ/АНТ)

Постфикс

Это значимая часть слова, расположенная в абсолютн. конце слова после всех морфем (агглютинация). Постфикс может присоединяется к слову (купаться ) или к форме слова (идёмте ). М.б. формообразующим (-СЯ, -ТЕ) и словообразовательным (-ся, -кто, -либо, -нибудь, -таки, -ка). Входят в основу слова. Выделены недавно, раньше рассматривались в составе суф. и частиц.

    СЯ является формообр., если образует форму страд. залога гл. от форм действит. залога (рабочие строят дом – дом строит ся рабочими ). Словообразовательным является в производных и непроизводных возвратных глаголах (умывать – умывать ся , смеять ся , улыбать ся )

    Кто, -либо, -нибудь – образуют неопредел. Местоимения и местоимен. нареч.

    ТЕ – образует формы мн. числа у гл. пов. накл. 2 л. (напиши те ) и гл. 1 л. со значением совместного действия (идём те , споем те ). Шанский рассматривает его как окончание.

    Таки, -ка (смотри-ка, опять-таки). Присоединяясь к словам, придают дополнит. оттенки в значении, выполняют функцию частицы.

Префикс

Служебная морфема, кот. находится перед корнем или перед другой приставкой. В слове м.б. 1 или несколько приставок. В основном приставка выполняет словообраз. функцию, грамм. значение выражает редко (наи- - превосх. ст.), обычно вместе с семантическим значением (сесть – при сесть - вид). Бывают исконными (о-, пере-, у-, вы-) и заимств. (ультра-, анти-, дез-, пан-).

В отличие от суффикса приставка:

Присоединяется в целом ко всему слову, а не к основе,

Никогда не меняет частиречную принадлежность слова,

Не связана с определенной частью речи,

Не так подвержена изменениям, алломорфы менее разнообразны (-на О, - на З/С)

В слове обладает отдельным значением (по – начало действия, вы – движение изнутри, от - удаление)

Нулевых приставок не существует.

Парадигматические отношения префиксов:

* отношения многозначности

о-/об-/обо-:

Направление действия вокруг предмета (оббежать )

Направленность действия на несколько предметов (оббегать все этажи )

Направленность действия мимо предмета (обойти стороной )

Предание каких-либо свойств и качеств (опечалить, обогатить )

* отношения омонимии

Направленность действия сквозь что-либо (проколоть, прогрызть )

Являться сторонником чего-либо (пропрезидентский )

* отношения синонимии (сверз-/супер-, против-/анти-)

* отношения антонимии (со-/разо, над/под)

Аффиксоиды (подобные аффиксам)

Это такие словообразовательные части сложного слова, которые занимают промежуточное положение между корнем и аффиксом:

* суффиксоиды – нечто среднее между корнем и суффиксом: мёт (огнемёт, водомёт, пулемёт), воз (нефтевоз, тяжеловоз), вод (садовод, полевод, пчеловод) . Обычно в словах с соединит. гласной;

* префиксоиды – нечто среднее между префиксом и корнем (пол(у )).

Встречаются в сущ. и прил.

Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однородных слов. Слова с одним и тем же корнем называются одно-коренными: "зима, "зимовка, "зимовать, "зимний.
Суффикс - значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов и форм слов: фонарщик, стилист. В слове может быть не один, а несколько суффиксов: читатель, расчетливость.
Приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов: бежать - ^бежать - прибежать - "забежать. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: небезынтересный. В некоторых словах приставки срослись с корнем и уже не выделяются: обожать, ответить, исчезать.
Среди приставок есть синонимичные (сверхмодный, наилучший) и антонимичные (прилететь - ^лететь).
Итак, словообразовательные морфемы - это суффиксы и приставки, они уточняют и конкретизируют лексическое значение слова, образуют слова с новым лексическим значением и присоединяются к части слова или к целому слову. От того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы их образования: приставочный, суффиксальный, приставоч-но-суффиксальный, бессуффиксальный.
Приставочным способом образуются имена существительные (удача - "неудача), имена прилагательные (важный - преважный), местоимения (что - кое-что), глаголы (готовить - приготовить), наречия (где - "нигде). Суффиксальным способом образуются все самостоятельные части речи, но основным он является для имен существительных, прилагательных и наречий (белизна, туманный, белеть черно). Суффикс прибавляется не к целому слову, а к его производящей основе (исходной части). Например, к основе слова (покупа} присоединяется суффикс - тель (со значением «лицо, род деятельности, профессия»), и образуется новое слово - покупатель.
Приставочно-суффиксальным способом образуются, например, имена существительные с суффиксом - ник (со значением «лицо, предмет, профессия»). Например, слово подснежник обозначает «то, что растет под снегом». К основе (снег) одновременно прибавляются приставка под1- и суффикс - ник-. Таким способом образуются и другие части речи, например: приземлить, "настольный, приморский, "набело.
Бессуффиксальный способ образования слов заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый] - зелень) или одновременно отбрасываются окончание и суффикс (отлете\тъ\ - отлёт). Таким образом, основная функция приставки и суффикса - словообразование. Кроме окончания, к словоизменительным служебным морфемам относят также, формообразовательные суффиксы. Например, суффиксы причастий (гово - рящий, читающий, сделанный, молотый, упавший), суффиксы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, наречий, а также формообразовательные постфиксы (высочайший, более, нездоровится). Формообразовательные суффиксы так же, как и окончания, могут быть нулевыми: нес - несла, сох - сохли, пек - пекла. , курсовые на заказ, рефераты в Москве и Петербурге

§ 85. Морфемы как двусторонние, знаковые единицы языка различаются между собой по целому ряду внешних, формальных и семантических признаков, на основании которых осуществляется их классификация. В общепринятых классификациях морфем чаще всего учитываются такие их дифференциальные (различительные) признаки: а) роль в слове, которая определяется, прежде всего, характером выражаемого значения; б) место в слове но отношению к другим морфемам; в) выполняемая функция, или назначение.

Корневые и служебные морфемы

§ 86. По первому из названных признаков, т.е. в зависимости от роли в слове, от характера выражаемого значения, все морфемы того или иного языка подразделяются на два больших класса: корневые и служебные. Корневая морфема, в отличие от служебных, считается основной, стержневой, центральной частью слова. Такое положение корневой морфемы в слове, по сравнению со служебными морфемами, определяется некоторыми конкретными признаками:

  • 1) корневая морфема выражает основное лексическое значение слова, является "носителем основного лексического значения слова", морфемой, "заключающей в себе основной элемент лексического значения слова", в то время как служебные морфемы выражают дополнительные лексические (или словообразовательные) и грамматические значения;
  • 2) корневая морфема обязательна для каждого слова, это "обязательная и необходимая составная морфемная часть слова (словоформы)...", "слов без корня нет" (утверждение о том, что в русском слове вынуть нет корня, или он является нулевым, не соответствует действительности; подробнее об этом см. в § 79); служебные же морфемы являются факультативными элементами слова, в одних словах (словоформах) они имеются, в других отсутствуют, как, например, во многих грамматически неизменяемых словах (ателье, кино, кенгуру, вчера, вопреки, кроме, увы и др.);
  • 3) корневые морфемы могут употребляться в сочетании со служебными морфемами и без них, "это такие морфемы, которые могут использоваться в речи самостоятельно или в сопровождении одного из видов аффиксов..."; служебные морфемы употребляются в речи только в сочетании с корнями, они "никогда не употребляются самостоятельно, не выступают, так сказать, в чистом виде".

По названным дифференциальным признакам в подавляющем большинстве случаев можно безошибочно отличить корневую морфему от служебной. Однако встречаются и такие морфемы, для определения вида которых (т.е. причисления к корням или аффиксам) данных признаков явно недостаточно. Это относится, в частности, к морфемам еже-, -лог, -теки, употребляющимся в русских словах типа ежегодный, терминолог, дискотека, которые в лингвистической литературе рассматриваются то как корни, то как аффиксы. С целью более строгого разграничения корневых и служебных (аффиксальных) морфем можно предложить такой критерий: корневыми считать морфемы, способные употребляться в данном языке вне сочетания с другими корнями , а морфемы, не употребляющиеся в отрыве от корней, рассматривать как служебные. Это позволило бы устранить существующие разногласия в определении морфемного статуса тех или иных значимых частей слов, в том числе и только что упомянутых.

На основании рассмотренных выше признаков корневая морфема может быть определена как основная, центральная морфема слова, обязательная для каждой лексической единицы, способная употребляться вне сочетания с другими корнями и служебными морфемами и выражающая основное лексическое значение слова; служебная морфема – это морфема дополнительная, причем факультативная (не обязательная в составе слова), неспособная употребляться вне сочетания с корнем, которая дополняет, уточняет значение корня, т.е. выражает различные грамматические или дополнительные лексические (словообразовательные) значения слова.

§ 87. Как видно из приведенного определения, корневые морфемы в известном смысле являются свободными (могут употребляться вне сочетания с другими корнями и служебными морфемами), а служебные морфемы – связанными (употребляются только при корне, в сочетании с ним). В то же время среди корневых морфем возможны корни связанные, а среди служебных – морфемы свободные, или относительно связанные. В этом проявляется некоторое сходство между корневыми и служебными морфемами.

Свободными (относительно связанными) служебными морфемами называются аффиксы, формально и семантически соотносящиеся с самостоятельными корневыми словами, т.е. употребляющиеся параллельно с ними в тех же значениях, например, глагольный префикс до- (ср.: добежать, донести, доиграться) и предлог до (подробнее об этом говорится в § 84).

Связанными корнями принято называть такие корневые морфемы, которые в современном языке употребляются только в сочетании со словообразовательными аффиксами (префиксами, суффиксами), вне сочетания с ними не встречаются. В русском языке связанными являются корни таких слов, как, например: агит- атор, агит -ация, агит -ировать; реценз- ист, реценз- ия, реценз -ировать; роб-кий, роб-ость, роб-е ть; на-де-ть, о-де-ть, раз-де -ть; в-верг-нуть, с-верг-иуть, от-верг-нуть, опро-верг-нуть, ниспро-верг-нуть. Подобные (связанные) корни имеются и в других языках, например, в германских. В лингвистической литературе они иллюстрируются такими словами: английские ard- ent (пылкий), jeal- ons (ревнивый), rauc -ous (хриплый); немецкое fert- ig (готовый) и другие подобные. Корни, которые могут употребляться без словообразовательных аффиксов, называются свободными. (Вопрос о свободных и связанных корнях в русском языке подробно рассматривается в курсе "Современный русский язык".)

§ 88. Наряду с корневыми и служебными морфемами многие современные лингвисты особо выделяют морфемы, занимающие промежуточное положение между теми и другими, которые называются аффиксоидами, или полуаффиксами. Это такие морфемы, которые совмещают отдельные признаки и корневых, и служебных морфем. "Аффиксо́ид (от аффикс и греч. eidos – вид) – компонент сложного или сложносокращенного слова.., повторяющийся с одним и тем же значением в составе ряда слов и приближающийся по своей словообразовательной функции (способность образовывать новые слова с тем же компонентом) к аффиксу – суффиксу (для последних компонентов сложений) или префиксу (для первых компонентов)".

Как видно из приведенного определения, аффиксоиды (полуаффиксы) могут занимать в слове разное место по отношению к корню. Одни из них располагаются перед обычным (полноценным) корнем, другие – после него. Аффиксоиды, располагающиеся после корня, называются суффиксоидами, или полусуффиксами. Это конечные компоненты таких слов, как, например: русские паро-ход, тепло-ход, электро-ход, везде-ход, тихо-ход; паро-воз, тепло-воз, электро-воз; олене-вод, птице-вод, пчело-вод; пуле-мет, мино-мет, гранато-мет; трудо-способн-ый, бое-способн-ыи ; немецкие Arbeits-mann "рабочий" (ср.: Arbeit – "работа" и Мапп – "мужчина, человек"), Kauf-шгш – "купец, торговец" (ср. kaufen – "покупать"), Sее-тапп – "моряк" (ср. See – "море"); Arbeits-los – "безработный" (ср.: Arbeit – "работа" и los – "свободный"), hoffnungs-/os – "безнадежный" (ср. Hoffnung – "надежда"); английские clock-smith – "часовщик" (ср. clock – "часы" и smith – "мастер по металлу"), gold-smith – "ювелир" (ср. gold – "золото"), black-smith – "кузнец" (ср. black – "черный"), Аффиксоиды, находящиеся перед корнем, называются префиксоидами, или полупрефиксами. Это начальные компоненты некоторых сложных слов, например: русские пол -ведра, пол- года, пол -часа; полу -месяц, полушубок, полу -голодный, полу- живой, полу -сидеть, полу -потух путь; само -затцита, само -лечение, сам о-обслуживание; немецкие Hoch- achtung – "глубокое уважение" (ср.: hoch – "высокий, знатный", Achtung – "внимание, почтение, уважение"), hoch- fein – "очень тонкий, изысканный; высокого качества" (ср.: fein – "тонкий, нежный, чуткий").

Аффиксоидами (полуаффиксами) обычно называются морфемы, соотносящиеся с корнями знаменательных слов (как в приведенных выше примерах). В то же время в качестве аффиксоидов иногда рассматриваются морфемы, которые соотносятся со словами служебными, например предлогами (или предлогами-наречиями), такие, как немецкие auf – в составе глагола aufstchen (вставать, подниматься), mit – в mitgehen (идти вместе, сопровождать), nach – в nachlaufen (бегать вслед, гнаться) и т.п., или русские до- в добежать , из- в извлечь и другие подобные.

Сходство аффиксоидов с корневыми морфемами проявляется в следующем: 1) как и прочие корни, они могут употребляться вне сочетания с другими корневыми морфемами или в отрыве от них; 2) их значения в основном соотносительны с лексическими значениями обычных корневых морфем или основ; 3) при них часто сохраняется соединительный элемент, что характерно для производных слов, образованных путем соединения разных основ или корней (ср.: немецкие Arbeit-s-mann, arbeit-s-los, hoffnung-s-los, русские пар-о-воз, тепл-о-ход, пул-е-мет и другие подобные. Сходство аффиксоидов с обычными аффиксами обнаруживается в том, что их значения ввиду регулярности употребления приобретают обобщенный характер, они выражают "обощенно словообразовательную семантику". Сходство значений аффиксоидов и обычных аффиксов подтверждается тем, что в ряде случаев те и другие употребляются параллельно, в сочетании с одними и теми же корнями (ср„ например: русские славяновед и славист, рыболов и рыбак, садовод и садовник, Волгоград и Волжск, полумрак и сумрак, немецкие Arbeilsmann и Arbeiter. Показательно и то, что значения, которые в том или ином языке обычно выражаются с помощью аффиксоидов, в других языках могут быть выражены при помощи обычных аффиксальных морфем (ср.: немецкое Seemann и русское моряк, немецкое Каиfтапп и русское купец, торговец, немецкое arbeitslos и русское безработный ; английское clocksmith и русское часовщик и др.