Болезни Военный билет Призыв

Химия - Учебник для ВУЗов - Никольский А.Б., Суворов А.В. Про бесполезныe немедицинские предметы

Химия - Учебник для ВУЗов - Никольский А.Б. , Суворов А.В. - 2001.

В учебнике нового типа, рассчитанном прежде всего на формирование химического мышления студентов, системно и точно и в то же время ясно и доступно изложен огромный объем современных общехимических знаний.
На современном уровне рассмотрено учение о химическом процессе с акцентом на механизм реакции. Прослежена взаимосвязь между электронным строением и химическим поведением веществ. Логичность и популярность изложения материала, оригинальность контрольных вопросов, доступность иллюстраций способствуют усвоению химических знаний и развитию научного мышления.
Предназначен студентам вузов, учащимся средних специальных учебных заведений, будет полезен преподавателям вузов и учителям школ.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 11
Часть первая. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА
Глава 1. АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ 13
1.1. Основные определения 13
1.2. Моль 15
1.3. Законы стехиометрии 17
1.4. Язык химии 18
Контрольные вопросы 20
Глава 2. СТРОЕНИЕ АТОМА 20
2.1. Ядро и электроны 20
2.2. Атомный номер элемента. Изотопы 21
2.3. Ядерная модель атома 23
2.4. Волновые свойства электрона 25
2.5. Квантово-механическая модель атома 26
2.6. Одноэлектронный атом. Квантовые числа 27
2.7. Многоэлектронные атомы 33
2.8. Электронная конфигурация атома 34
2.9. Электроотрицательность 40
Контрольные вопросы 40
Глава 3. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ 42
3.1. Энергия химической связи 42
3.2. Природа химической связи 42
3.3. Типы химических связей 44
3.4. Метод молекулярных орбиталей 45
3.5. Метод валентных связей 52
3.6. Химическая связь в многоатомных молекулах 57
3.7. Донорно-акцепторная связь 62
3.8. Координационные соединения 63
3.9. Координационная теория 64
3.10. Номенклатура комплексных соединений 66
Контрольные вопросы 67

Часть вторая. ХИМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Глава 4. ЧТО ТАКОЕ ХИМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 68
4.1. Основные понятия и определения 68
4.2. Гомогенные и гетерогенные системы 70
4.3. Условия существования систем 71
4.4. Фазовые равновесия веществ 72
Контрольные вопросы 74
Глава 5. ГАЗОВЫЕ СИСТЕМЫ 74
5.1. Газовые законы. Идеальный газ 74
5.2. Идеальная смесь газов 76
5.3. Реальные газы 77
5.4. Определение молекулярных масс газов 78
5.5. Химические реакции в газовой фазе 79
Контрольные вопросы 79
Глава 6. ТВЕРДЫЕ СИСТЕМЫ 80
6.1. Твердое агрегатное состояние 80
6.2. Кристаллическое состояние вещества 81
6.3. Химические связи в кристаллах 84
6.4. Электронное строение кристаллов 87
6.5. Общие свойства кристаллов. Изоморфизм. Твердые растворы 90
6.6. Реальные кристаллы. Твердые фазы переменного состава 92
6.7. Аморфные тела и стекла 93
6.8. Твердофазные химические реакции 94
Контрольные вопросы 95
Глава 7. ЖИДКИЕ СИСТЕМЫ 96
7.1 . Область жидкого состояния 96
7.2. Жидкие растворы 97
7.3. Растворение и растворимость 100
7.4. Общие свойства растворов 102
7.5. Особенности химических реакций в жидких системах 106
Контрольные вопросы 106
Глава 8. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ 107
8.1. Коллоидное состояние вещества 107
8.2. Поверхностный слой и поверхностные явления 109
8.3. Двойной электрический слой и электрокинетические явления 114
8.4. Устойчивость дисперсных систем 116
Контрольные вопросы 118

Часть третья. УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Глава 9. ХИМИЧЕСКИЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ
9.1. Классификация химических реакций 119
9.2. Окислительно-восстановительные и обменные реакции 121
9.3. Условия протекания реакций 125
9.4. Термодинамические и кинетические характеристики реакции 125
Контрольные вопросы 127
Глава 10. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ХИМИЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ 127
10.1. Основные понятия и определения химической термодинамики 127
10.2. Первое начало термодинамики. Энтальпия 130
10.3. Термохимия. Закон Гесса 131
10.4. Второе и третье начала термодинамики. Энтропия 135
10.5. Энергия Гиббса и направление химического процесса 139
Контрольные вопросы. 141
Глава 11. КИНЕТИКА И МЕХАНИЗМЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ 141
11.1. Понятие о скорости и механизме химической реакции 141
11.2. Влияние температуры на скорость реакций. Энергия активации 145
11.3. Роль симметрии орбиталей при столкновении реагентов 148
11.4. Определение механизмов реакций 149
11.5. Цепные реакции 151
11.6. Реакции в растворах 153
11.7. Гетерогенные реакции 154
11.8. Катализ 155
11.9. Гомогенный катализ 157
11.10. Гетерогенный катализ 159
11.11. Влияние света на скорость реакций. Фотохимия 160
Контрольные вопросы 163
Глава 12. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ 163
12.1. Обратимые и необратимые химические реакции 163
12.2. Химическое равновесие. Кинетический подход 166
12.3. Химическое равновесие. Термодинамический подход 169
12.4. Константа химического равновесия 171
12.5. Смещение химического равновесия 174
Контрольные вопросы 177

Часть четвертая. РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Глава 13. ОБЩИЕ СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ 178
13.1. Электролиты и электролиз 178
13.2. Теория электролитической диссоциации 180
13.3. Константа диссоциации 181
13.4. Гидратация ионов в растворе 183
Контрольные вопросы. 185
Глава 14. КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ 185
14.1. Теория кислот и оснований Аррениуса 185
14.2. Протонная теория кислот и оснований 186
14.3. Относительная сил а кислот 187
14.4. Кислотные свойства аквакомплексов 189
14.5. Кислоты и основания Льюиса 190
14.6. Ионное произведение воды. Водородный показатель 190
14.7. Индикаторы 192
14.8. Реакции нейтрализации и гидролиза 193
Контрольные вопросы 197
Глава 15. ОБМЕННЫЕ РЕАКЦИИ В РАСТВОРАХ 197
15.1. Образование осадков. Произведение растворимости 198
15.2. Реакции с газовыделением 199
15.3. Комплексообразование. Константы устойчивости и нестойкости 201 комплексов
15.4. Реакции обмена и Комплексообразование 202
15.5. Растворимость и Комплексообразование 203
Контрольные вопросы. 204
Глава 16. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ 205
16.1. Окислители и восстановители 205
16.2. Уравнения окислительно-восстановительных реакций 206
16.3. Направление окислительно-восстановительных реакций 207
16.4. Сила окислителей и восстановителей. Стандартные 210 восстановительные потенциалы
16.5. Продукты окислительно-восстановительных реакций 213
16.6. Участие растворителя в окислительно-восстановительной реакции 216
16.7. Электрохимические процессы 217
Контрольные вопросы 223

Часть пятая. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН
Глава 1 7. СОДЕРЖАНИЕ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА 224
17. 1 . История открытия 224
17.2. Содержание периодического закона 226
17.3. Периодическая таблица 228
17.4. Исправление атомных масс 230
17.5. Предсказание новых элементов и их свойств 231
17.6. Строение атома и периодический закон 233
17.7. Изменения свойств элементов в группах и периодах 235
Контрольные вопросы 239
Глава 18. ХИМИЯ s-ЭЛЕМЕНТОВ 240
18.1. Водород 240
18.2. Вода 243
18.3. Элементы 1-й группы. Натрий 244
18.4. Элементы 2-й группы. Кальций 246
Контрольные вопросы 248
Глава 19. ОСОБЕННОСТИ ХИМИИ р-ЭЛЕМЕНТОВ. КИСЛОРОД 248
19.1. Общая характеристика р-элементов 248
19.2. Химические свойства кислорода 251
19.3. Оксиды 254
19.4. Пероксиды и супероксиды 256
19.5. Соединения кислорода в положительных степенях окисления 257
Контрольные вопросы 258
Глава 20. ХИМИЯ ХЛОРА 258
20.1. Элемент и простое вещество 258
20.2. Хлороводород 259
20.3. Кислородные соединения хлора 260
20.4. Поведение соединений хлора в водных растворах 261
20.5. Общая характеристика 17-й группы 265
Контрольные вопросы 267
Глава 21. ХИМИЯ СЕРЫ 267
21.1. Элемент и простое вещество 267
21.2. Сероводород 268
21.3. Оксиды серы 269
21.4. Кислоты серы 271
21.5. Галогениды серы 275
21.6. Общая характеристика элементов 16-й группы 275
Контрольные вопросы 277
Глава 22. ХИМИЯ ФОСФОРА 277
22.1. Элемент и простое вещество 277
22.2. Фосфористый водород 279
22.3. Оксиды фосфора 280
22.4. Кислоты фосфора 281
22.5. Галогениды фосфора 284
22.6. Общая характеристика элементов 15-й группы 284
Контрольные вопросы 286
Глава 23. ХИМИЯ АЗОТА 287
23.1. Элемент и простое вещество 287
23.2. Аммиак 288
23.3. Оксиды азота 292
23.4. Кислоты азота 296
23.5. Окислительно-восстановительные реакции соединений азота в растворах
23.6. Галогениды азота 301
Контрольные вопросы 302
Глава 24. ХИМИЯ УГЛЕРОДА 302
24.1. Элемент и простые вещества 302
24.2. Метан 305
24.3. Оксиды углерода 306
24.4. Кислоты углерода 309
24.5. Галогениды углерода 312
24.6. Циан и синильная кислота 313
24.7. Карбиды 313
Контрольные вопросы 314
Глава 25. ХИМИЯ БОРА 314
25.1. Элемент и простое вещество 314
25.2. Соединения бора с водородом 316
25.3. Оксид бора и борная кислота 318
25.4. Галогениды бора 320
25.5. Нитрид бора 320
Контрольные вопросы 321
Глава 26. р-МЕТАЛЛЫ 321
26.1. Алюминий 321
26.2. Общая характеристика элементов 13-й группы 324
26.3. Олово и свинец 326
26.4. Висмут 329
26.5. Химия водных растворов соединений электронно-дефицитных 330 элементов
Контрольные вопросы. 332
Глава 27. СТРОЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СОЕДИНЕНИЙ ПЕРЕХОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
27.1. Строение атомов d-элементов 332
27.2. Химическая связь в координационных соединениях 334
27.3. Комплексы сильного и слабого поля 337
27.4. Пространственная структура комплексов и роль поля лигандов 339
27.5. Изомерия комплексных соединений 341
Контрольные вопросы 343
Глава 28. ХИМИЯ Зс1-ЭЛЕМЕНТОВ 343
28.1. Титан 343
28.2. Хром 347
28.3. Марганец 350
28.4. Железо 354
28.5. Медь 360
28.6. Общая характеристика элементов первого переходного ряда 362
Контрольные вопросы 366
Глава 29. ХИМИЯ 4d- И 5с1-ЭЛЕМЕНТОВ 366
29.1. Общая характеристика элементов второго и третьего переходных рядов
29.2. Металл-кластеры 369
29.3. Полиядерные соединения. Изо- и гетерополианионы 371
29.4. Металлокомплексный катализ 373
Контрольные вопросы 376
Глава 30. ХИМИЯ АЭЛЕМЕНТОВ 376
30.1. Лантаноиды 376
30.2. Актиноиды 382
30.3. Химия радиоактивных элементов 386
Контрольные вопросы 394

Часть шестая. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Глава 31. УГЛЕВОДОРОДЫ 396
31.1. Предельные углеводороды 396
31.2. Свойства предельных углеводородов 399
31.3. Непредельные углеводороды 401
31.4. Циклические углеводороды 405
31.5. Ароматические углеводороды 406
Контрольные вопросы 409
Глава 32. ГАЛОГЕНОПРОИЗВОДНЫЕ 409
Контрольные вопросы 411
Глава 33. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ 411
33.1. Спирты и фенолы 411
33.2. Простые эфиры 416
33.3. Альдегиды и кетоны 417
33.4. Карбоновые кислоты 420
33.5. Сложные эфиры, жиры, масла 423
33.6. Углеводы 425
Контрольные вопросы 428
Глава 34. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ 429
34.1. Амины 429
34.2. Аминокислоты. Белки 432
Контрольные вопросы 434
Глава 35. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ 435
35.1. Реакции полимеризации 43 5
35.2. Реакции поликонденсации 439
Контрольные вопросы 440

Часть седьмая. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ
Глава 36. ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 441
36.1. Виды анализа 441
36.2. Чистота вещества 442
36.3. Отбор и подготовка проб 443
36.4. Разделение компонентов смеси 445
36.5. Первичные испытания и выбор схемы анализа 449
36.6. Неорганический качественный анализ 450
36.7. Количественный анализ 453
36.8. Инструментальные методы анализа 455
36.9. Идентификация органических соединений 459.
Контрольные вопросы 462
Глава 37. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРОЕНИЯ ВЕЩЕСТВ
37.1. Спектроскопия 463
37.2. Инфракрасная спектроскопия 466
37.3. Ультрафиолетовая и видимая спектроскопия 467
37.4. Ядерный магнитный резонанс 469
37.5. Квантово-химические расчеты 471
Контрольные вопросы 473

Часть восьмая. ХИМИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭКОЛОГИИ
Глава 38. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ 474
38.1. Металлургия 474
38.2. Производство серной кислоты 481
38.3. Производство азотной кислоты 483
38.4. Производство гидроксида натрия и хлора 483
38.5. Проблемы безотходных технологий 484
38.6. Промышленный органический синтез 486
Контрольные вопросы 489
Глава 39. ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ 490
39. 1 . Химические проблемы экологии 490
39.2. Водоочистка 492
39.3. Загрязнение атмосферы 495
39.4. Проблемы радиоэкологии 498
Контрольные вопросы 500
Предметный указатель 501
Рекомендуемая литература 512

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Химия - Учебник для ВУЗов - Никольский А.Б., Суворов А.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

В основу учебника легли лекции, читаемые на кафедре химии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова по дисциплине «Общая и неорганическая химия». Применен интегрированный системный подход к учебному материалу, основанный на 18-групповой Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, рекомендованной к применению Международным союзом теоретической и прикладной химии ИЮПАК (IUPAС). Основные лабораторные практикумы с описанием рекомендуемых работ помогут будущим медикам и фармацевтам закрепить изученный материал практическими навыками.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Не выбрано МГУ им. Ломоносова АПИ при ИГиП РАН Финансовый университет (бывш. ГУМФ) АГПС МЧС России АГЗ МЧС России АМИ РАНХиГС при Президенте РФ (АНХ при Правительстве РФ, РАГС при Президенте РФ) МИГУП (бывш. АПУ) АТиСО АУ МВД РФ АФПС РФ АФСБ РФ АХИ им. В. С. Попова АЭИ АЭиУ АРБИ ВА РВСН им. Петра Великого (бывш. ВА им. Дзержинского) ВИУ МО РФ ВУНЦ ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (бывш. ВВИА) ВУ МО РФ (бывш. ВПА им. Ленина) ВУРХБЗ ИСВ (бывш. ВУ) ВАВТ Финансовый университет (бывш. ВГНА) ВГИК ВКШ МЭРТ ВТШ С. Мелконяна ВШ ГМУ ВШПП ВШП ВШСО ВТУ им. Щепкина ТИ им. Щукина (бывш. ВТУ им. Щукина) ВИУ ГАСИС ГАСК ГКА им. Маймонида Гос. ИРЯ им. Пушкина ГМПИ им. Ипполитова-Иванова РГСАИ (бывш. ГСИИ) НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ) ГАУГН (бывш. ГУГН) ГУЗ ГУУ ГЭИ ГЭИТИ Гуманитарный институт ГИТР МГПИ (ныне МГПУ) ДА МИД РФ МОИУП Юринфор ИБП (до 2013 г.) ИБПМ МОИУ (бывш. ИБПИТ) ИБПУ РГИС (ВСК) ИГУ МГИМО МИД РФ ИГА ИГиМУ ГУУ ИГУМО ИДК ИНЕСНЭК ИЖЛТ ИИТЭМ ИИР ИК ИКиП ИКСИ АФСБ РФ ИМБО ИМПЭ им. Грибоедова ИМТП ИМЭС ИМПиПП ИМЭ ИМЭИ (мировой экономики и информатизации) ИПВ ИПО ИПП ИРЭСПиП ИСБ ИСИ ИСБТиСУ ИСН ИССО ИНЭКБИ ИЭиК ИЭП ИНЭП ИЭКП РАМА ИЭФП ИЭПиУР ИЯиК им. Л. Толстого ЛИ им. Горького МАТИ МВШ МИГМТ МИМ Линк МИЭП МНЭПУ МИЭПП при МНЭПУ МСИ им. Державина МУМ МЮИ НОУ МТИ МАП (международная) МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича (бывш. МАТГР) МАЭП МГАВМиБ им. К.И. Скрябина (бывш. МВА) МГАВТ МГУПИ МИТХТ МГАФК (Мосспортакадемия) МГАХ МГК им. Чайковского МГУТУ им. К.Г. Разумовского (бывш. МГТА, ВЗИПП) Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (бывш. ММА им. Сеченова) Мирбис РГАУ-МСХА им. Тимирязева МФЮА МАИ МАрхИ МБИ МВВКУ (бывш. МВИ, МВОКУ им. Верховного Совета РСФСР) МВИРЭКВ МГИЮ МГПУ МГППУ МАДИ МГАУ им. Горячкина МГАХИ им. Сурикова МГВМИ РГГРУ (МГРИ) им. Орджоникидзе МГГУ МГИУ МГАДА (МГИДА, МИДА) МГИМО (У) МИД России МГИМ им. Шнитке МГТУ МИРЭА НИТУ МИСиС МИЭМ НИУ ВШЭ МИЭТ МГЛУ (бывш. МГПИИЯ им. Мориса Тореза) МГМСУ им. А. И. Евдокимова МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова МГОУ им. Черномырдина МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ) ТИ МГУДТ (бывш. МГТУ им. Косыгина) МГТУГА МГТУ им. Н.Э. Баумана Университет машиностроения (МАМИ) МГТУ Станкин МИИГАиК МГУДТ МГУИЭ (бывш. МИХМ) МГУКИ МГУЛ МГУП им. И. Федорова (бывш. МПИ) МГУПП МГУПБ МГУП (природообустройства) МГУПС (МИИТ) РГУТиС (бывш. МГУС) МЭСИ МГХПА им. Строганова МГЭИ МГИ им. Дашковой НИЯУ МИФИ МИБД МИБУА МИИЯ МГАКХиС (ВЗИСИ) МИМСР МИМБ при ВАВТ МЭРТ РФ МИП МИПП МИГКУ МИУ (управления) МУ им. С.Ю. Витте (бывш. МИЭМП) МИЭПП МКВИ филиал СПБГУКиТ МНЮИ МОСА (бывш. МОСУ) МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) МПУ МПСУ (бывш. МПСИ) МРИВСЭО МТУСИ МТИ (транспортный) МосУ МВД РФ МУ Туро МФТИ (ГУ) СПбГУП (МФ) СПбИВЭСЭП в Москве МФЭИ МГТА (бывш. МЭЛИ) МЭФИ НОУ МЭИ НИУ МЭИ (МЭИ ТУ) МАХУ памяти 1905 года ЛГУ им. Пушкина в Москве НИБ ИППиП Континент <Евро-Азия> ПМЮИ ИТТ (подмосковный филиал) РАА им. Плевако РАЖВЗ РАМиА РАМ им. Гнесиных РАП (правосудия) РАП (предпринимательства) ГИТИС РГАТиЗ РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) РМАПО РМАТ (МФ) РПА МЮ РФ РТА РЭУ им. Г. В. Плеханова РГАЗУ РГГУ РГАИС (бывш. РГИИС) РНИМУ (бывш. РГМУ) им. Н.И. Пирогова РОАТ МИИТ (бывш. РГОТУПС, ВЗИИТ) РГТЭУ РГУИТП РГУНГ им. Губкина ИТЛП МГУТУ (бывш. РосЗИТЛП) РосНОУ РПИ Св. Иоанна Богослова РУДН РХТУ им. Менделеева РИУ УГМУ (бывш. РУИ) СДИ СГА СФГА (НОУ СГИ) УНИК МАО (УНН - Натальи Нестеровой) УРАО Финансовый университет (ФА) при Правительстве РФ Школа-студия МХАТ НОУ ЮА МИТРО РГСУ МГОУ (областной) МИФКиС МАБиУ МИР МосГУ МФПУ Синергия (бывш. МФПА, ММИЭИФП) МЭПИ МГГЭИ (бывш. МГСГИ) МИЮ МВШМ МВД СССР (до 1992г.) ИМДТ РАХИ МХПИ ИТиГ РУК (бывш. МУПК) МГУУ Правительства Москвы МГИМ ИЭАУ МСЭИ ИНЭС НИ ВШУ МИМЭМО (бывш. МИМЭО) МИЛ ВШК МоСПИ при МПГУ ПСТГУ МТИ «ВТУ» (бывш. ВТУ ЮНЕСКО) НИЕВ АЭБ МВД РФ (бывш. АНП ФСНП РФ) РИПТИБ (ИМЦ) Институт бизнеса и дизайна (бывш. ИнОБО) Collège Universitaire Français de Moscou БВШД ИМСГС РЭШ НИД МГЛИ СЭИ МИНРО УМЛ при МГК КПСС НИМ ББИ ОИТиР ИГТМ (бывш. ИАЯ) МИРТШБ МосАП при Правительстве Москвы ВИА им. Куйбышева ИПК ИИМ МНИ СИЮ ИОСО РАО МИ 21 МАМАРМЕН ИМЛИ им. Горького МАОК ИМЭМО РАН ВА БТВ ГПИ ПИУ АУМП МПИ ФСБ РФ (бывш. МВИ ФПС РФ) АСОУ МВШБ SSE Russia УСНГ ИЭФ Синергия МИАПП (ИАПП) МВШСЭН ИИС АБиП МИУС НМУ МИП (психоанализа) ИУиИ МЭИ (экономический) МГЮИ РШЧП ИАМТ МОВУКИ УИИТ ВИППКРК МИМО ИФТИ св. Фомы ИРТ ИПИУ ИСОМ СФИ ВАШГД ИГУПИТ ИТЭФ ЭЭИ СГЭИ ИСПЭ МАГМУ ИРДПО ФПИ ПИ РАО ПИЮ ПИП ИСЭ МАБ ИФЭП ОЗ МИКБ (бывш. МАКБ) МСГИ ИКТ МВШЭ ФИ СИП ИЭУП МЭГУ ИПЭ ИКМ ЕУП ВАГШ ВС РФ ОВА ВС РФ (бывш. ВА им. Фрунзе) ИНиСБ МАРТИТ ИУП ИУЭПИ ВГШ им. Дубнова (бывш. ЕУМ) НИСД ВЭГИ ИЭ РАН ИЗиСП при Правительстве РФ ИО РАН МИАН ИГиП РАН МИУ (исламский) СИИЯ ИОН (бывш. АНО) ИЕ РАН НИИ СП РФ МИОО (бывш. МИПКРО) МЮИ МВД РФ ИСК РАН ГАСиЖКК МОЮИ при ПЦПИ Минюста РФ (бывш. ИЭФП) ВКСР ИПУ РАН МТИ (теологический) ИТИРШБ ИСПТ АПК и ППРО ГНИИ РНС ФНС РФ МИПК МГТУ им. Баумана ИРИ РАН ИУВ НМХЦ им. Пирогова ВШИИ МБШ ИПБ России ЦЭПЛ РАН ГИИ РАН ИС РАН ИЯ РАН РИСК (RISC) ИМЕТ РАН ЕАОИ ИСПИ РАН ЗНУИ ИЭПП ИДНТ ИЕК IIC ВШДСИ при РАТИ (ГИТИС) МСДС ТАЕХ ВИЭСХ ИНЭОС РАН ИЛА РАН ГИУВ МО РФ ИПУ Аскери РИК РАН МИЭЭ ФИРО ИПМех РАН ВНИИВСГЭ ИХО РАО ИТТИ ИОФ РАН ВСТИСП ИИП ИПД МФПА ВВИ (бывш. ВВФ при МВА им. Скрябина) ФИАН им. Лебедева РЗТИ МИПК РЭУ им. Г. В. Плеханова ЭПИ ИХ им. Вишневского РАМН СИУС ВКИЯ МЭРТ ИП РАН МУГУ ИОХ РАН МИПК РРиСХП ИНП РАН ЦЭМИ РАН ИЭА РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая МНИОИ им. П. А. Герцена ИИО РАО ИПМ им. М. В. Келдыша РАН ИАф РАН АГПРФ ИМБП РАН ИРЭИ УКУ ИГ РАН ИПНГ РАН ИСЖ ИВИ РАН ИИСТ ИТИ им. П. М. Ершова ИВ РАН ГЭТИ (бывш. АСЭР, Академия «Континент») МУИЦ НИИ РАХ ИХФ РАН МИГИП ИАМ ПГИ "Со-действие" ИНТУИТ МГИ ИПИ ИБХ РАН МВУ (Венский) ВЦ РАН ВНИИФК AIBEc ИСИН ВНШТ НИИОСП им. М. Н. Герсеванова ИСл РАН ИФ РАН ЕБС ИПИ РАН ГОСНИТИ НОУ АРТ ИНФО - Рутения ГИА (GIA) ИДВ РАН ИБГ РАН ИПЭБ МАБТ "Форекс Клуб" ИНЭУМ им. И. С. Брука АИС ИФЗ РАН НИСК ИСВ РАО (бывш. НИИ ОПВ АПН СССР) МАН Сан-Марино ИМАШ РАН им. А. А. Благонравова МФПИ ИПиКП ИКСР НИИ СПиПРЛ ИХТ АИИ ВГКПИ РБУ ИТПИ ИММ РАН МАФСИ НИФХИ ИИЯМС ИАТУ АПРИКТ ИКИ РАН Кора Москва ИПКИР ИППК "Профессионал" ЦНИИТМАШ ИНХС РАН ППДС НИКФИ ИЭСО ИСП РАН МПДАиС ИОНХ РАН ИВП РАН ИСМО РАО ИВМ РАН ИФР РАН ИА РАН ИПКОН РАН РИСИ ИНИОН РАН АСМС РНЦ КИ УМЦ ЖДТ Общецерковная аспирантура им. Кирилла и Мефодия МШУ Сколково МТС МЕИЭФП ИОГен РАН ИНБИ РАН ВИАПИ им. А. А. Никонова ГУ ИМЭИ РТИ им. А. Л. Минца СОПС РАН МИТП РАН ВНИИгеосистем МАСИ ИПТиК ВИНИТИ РАН РАПС (бывш. ИПК МПС России) ИВФ РАО ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН НИИ ФХМ Росздрава НИИ ОПП РАМН ЦНИИС ИПКгосслужбы ИФБТ ВИГИС ПАПО ИСОУКиТ ВНИИДАД ИПК ДСЗН ИСП РАО ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Академия АйТи IUPFAN Centro Gregorio Fernández АРМО ИИСУ МГААИИ С. Андрияки ИФХЭ РАН МИСБ МАА ВНИИНТПИ ИСО РАО ИМАД Стрелка ИПГ ИИППР ИППД РАО Университет рабочих корреспондентов им. Ульяновой ВНИИЖТ АБиСП МКТА ИЭУСП БОН ИПК ФМБА России САМБ ИСА РАН ВНИИМС ШАД ЦНИИПСК им. Мельникова ИНО ИРЯ РАН НИИ Вирусологии РАМН ИБХФ РАН ОТИ ЭЮИ НИИ ТСС ГосНИИгенетика ИМБ РАН ИЕГО ИРЕА ИГиСП ИДМ ИЭСБ МИСАО НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН МИГТиК ВНИИПВТИ ВДА ИУ (МскУниверситет) РАКО АПК ЮИ (МскУниверситет) МОСГИ МГИМТ ПУ Первое сентября Touro College - Lander Institute Moscow ИУБ АМИР НИИРПО ИТ (МскУниверситет) ИЭ (МскУниверситет) ИП (МскУниверситет) МОЮИ ЦНИИчермет им. И.П. Бардина ИПСУ ГЕОХИ РАН 25 ГосНИИ химмотологии МО РФ ВИЭВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского ИТИП РАО ЭНЦ Минздравсоцразвития РФ НАМИ Академия ГРУ НИИ СП им. Склифосовского ИАБиА МАРШ ИНАСАН ГИНФО ИМЭИ (менеджмента, экономики и инноваций) МИКТиР МИНЭКБИК СГЛА ИППИ РАН MBS ЦНИИП градостроительства РААСН ESMOD MOSCOU ИМГ РАН ВФЭУ АВР (бывш. КИ КГБ) ОИВТ РАН МСЕХ НИИ урологии МЗ РФ МНИИП CBS РПУ ВНИИГиМ им. А. Н. Костякова ИНСТЭП ИХП ЦИТО им. Н. Н. Приорова ВНИИнефть им. А. П. Крылова ВШСИ Константина Райкина ММИ "Реавиз" ГНИЦПМ ИГЭ РАН ГНЦССП им. В. П. Сербского НИИОР им. В. А. Неговского РАМН ИФА РАН ВКИЯ МИД РФ Школа-студия ШАР ВНИИА Россельхозакадемии ИВНД РАН МИГп УЦПиДПО РГБ РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН ИСЭПН РАН MBA School МЭГИ РНЦРР

    Всего репетиторов по поступлению в медицинский вуз в Москве: 57

    Если у Вас нет времени выбирать самостоятельно, просматривая все анкеты, Вы можете написать , какой именно репетитор Вам нужен, и администратор бесплатно подберет Вам подходящие варианты.

    Репетиторы для поступления в медицинский ВУЗ

    • Стоимость занятий: Проводятся удаленные занятия по Skype, Face time. Стоимость данных занятий составляет 2000 руб/90 мин.
    • Предметы: Химия, Биология, Экология, Анатомия
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Зябликово, Красногвардейская
    • Выезд на дом: нет
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: РГМУ, 1998 год окончания.

      

      Подготовка к ГИА и ЕГЭ по химии, биологии, математике(9-11 классы). Подготовка к вступительным испытаниям по химии, биологии, математике для поступления в профильные школы, ликвидация текущих проблем (5 - 11 классы). Подготовка к внутренним экзаменам и олимпиадам в ведущие ВУЗы Москвы(МГУ, МГМУ им. Сеченова, РГМУ, МГМСУ). Занятия с детьми, обучающимися по экстерн-программе и на домашнем обучении
      Занятия проводятся индивидуально и в мини-группах (2-3 чел), на протяжении всего курса проводится дистанционная поддержка ученика в форме консультаций.
      Занятие в минигруппе 2000/120мин (3-4чел), занятие...
      

    • Стоимость занятий: абитуриенты и студенты: 4000 рублей за 90 минут, 5000 рублей за 120 минут;
      школьники 7 - 10 классы: 3500 рублей за 90 минут, 4500 рублей за 120 минут;
      занятия в мини - группе (2 - 4 человека): 250...
    • Предметы: Химия, Биология, Математика
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Котельники, Жулебино
    • Выезд на дом: нет
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: МГУ им. М. В. Ломоносова, биологический факультет, каф. биоорганической химии (специальность - биохимия)

      Я провожу первое занятие бесплатно (бесплатное занятие возможно только на моей территории).
      Частный репетитор для поступления в медицинский ВУЗ.
      Биология, Химия, Биохимия.
      Помощь в освоении материала, ответы на вопросы, помощь с контрольными работами и домашними заданиями, подготовка к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, экзамены в ВУЗе). Подготовка к олимпиадам.
      Успешный опыт подготовки к поступлению в медицинские ВУЗы. Опыт работы в группах (школьники, студенты). Также провожу занятия со студентами по биохимии, генетике, молекулярной биологии. Высокий уровень английского языка (перевод литературы, написание тезисов).
      Неоднократный призер/победитель Всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии.
      Автор нескольких научных публикаций...
      

    • Стоимость занятий: У себя - 1200 р./ 60 мин., у ученика - 1500 р./60 мин., дистанционно (скайп, электронная доска) - 1000 р./60 мин.
    • Предметы: Биология, Химия
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Юго-Западная, Тропарёво
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Биологический факультет Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова. Специалист (выпуск 2014г.).

      
      Биология - подготовка к внутренним экзаменам, ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, подготовка к экзаменам в университете.
      РКИ - общение с носителем, постановка звуков, можно через английский. Необходимо минимальное знание языка.
      Английский язык для начинающих, для детей от 3 лет.
      

    • Стоимость занятий: По договоренности
    • Предметы: Биология, Экология, Русский язык для иностранцев, Английский язык
    • Города: Москва, Троицк
    • Ближайшие станции метро: Тёплый Стан, Преображенская площадь
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Аспирант
    • Образование: МПГУ, биолого-химический факультет, 2015 г. магистратура в РГАУ-МСХА, аграрный факультет, 2015 - 2016 гг. Магистратур МПГУ, институт биологии и химии, 2016 - 2018 гг. Стажеровка в Университете Восточной Финляндии, 2017 г...

    Частный преподаватель для поступления в медицинский ВУЗ.
      Химия: подготовка к ОГЭ.
      Анатомия: помощь в освоении анатомии в рамках обучения в медицинском университете. (1,2 курс)
      Биология: Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. Ликвидация пробелов в школьной программе. Индивидуальный подход. Лично разработанные лекции на основе авторитетных источников, которые содержат информацию, необходимую для сдачи экзамена. Подготовка к поступлению в медицинский университет.
      

    • Стоимость занятия: 800 руб. / 60 мин
    • Предметы: Анатомия, Биология, Химия, Английский язык
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Коньково, Тропарёво
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: РНИМУ, педиатрический факультет, специальность: врач-педиатр, диплом с отличием.

      Я провожу первое занятие бесплатно.
      Школьники 5 - 11 классов - подготовка к ГИА и ЕГЭ; абитуриенты, ученики колледжей. Вузы, где биология идёт как непрофильный предмет. Помогаю понять основы предмета, выявить интерес к нему.
      Высылаю тесты на дом, чтобы ученику было комфортнее их решать, и не отнимать время занятия. Имеются материалы по биологии, которые помогут студентам поступить в ВУЗы, где биология проходит как профильный предмет, и подтянуть свои знания в качестве общеобразовательной программы.
      Первое занятие можно провести бесплатно или в половину стоимости. Это решается уже при личном разговоре, либо непосредственно при очном знакомстве по обстоятельствам...
      

    • Стоимость занятий: 800 рублей/60 мин. по городу Сергиев Посад и Хотьково,
      1000 р./60 мин. по городу Москва.
    • Предметы: Биология
    • Города: Москва, Сергиев Посад
    • Ближайшие станции метро: Комсомольская, Свиблово
    • Выезд на дом: нет
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Закончила РУДН по специальности "Стоматология" в 2018 году.

      Я провожу первое занятие бесплатно.
      Индивидуальный репетитор для поступления в медицинский ВУЗ.
      Готовлю учащихся 10 - 11 классов, а так же выпускников мед. училищ к внутреннему экзамену в медицинские университеты (МГУ, Тимирязевскую академию и другие ВУЗы).
      В работе используются методические разработки по подготовке к ЕГЭ и экзаменам, которые позволяют эффективно проводить работу и контроль, а также установить контакт с учащимися. Индивидуальные занятия, в паре и в мини-группах.
      
      10 лет работы на подготовительном отделении в медицинском университете МГМСУ по подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии.
       Отличник народного образования, ветеран труда, имею победителей олимпиад. Проходила курсы повышения квалификации по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ...
      

    • Стоимость занятий: Индивидуально - 1200 р./60 минут;
      В мини-группах - 1000 р./60 минут;
      У ученика дома - 1500 р./60 минут.
      Первое занятие бесплатно.
    • Предметы: Биология
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Бабушкинская, Свиблово
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Вологодский государственный педагогический институт, факультет биологии, специальность биология, 1987 г.
      Многократный победитель Московской эколого - биологической олимпиады, обладатель гранта "Молодые таланты России". 1 место Московской городской олимпиады по русскому языку (2006 г.), призёр Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.Ближайшая станция метро: Филёвский Парк
  3. Выезд на дом: возможен
  4. Статус: Школьный преподаватель
  5. Образование: Закончил Биологический факультет МГУ по специальности зоология позвоночных с красным дипломом в 1999, аспирантура в ИПЭЭ РАН (1999-2002 гг.).
  6. Энергия мира не изменяется. Энтропия мира стремится к максимуму.

    Р. Клаузиус

    Все наша жизнь – это борьба с энтропией.

    А. Шредингер

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ______________________________________________________________

    Кафедра общей химии

    Учебно-методическое пособие

    для студентов I курса медицинского вуза

    в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

    Краснодар

    УДК 541.1:536 ББК 24.5

    Составители:

    зав. кафедрой общей химии Кубанского государственного медицинского университета, д.п.н., профессор Т.Н. Литвинова ; доцент кафедры общей химии КГМУ, к.х.н.С.А. Овчинникова .

    Под редакцией профессора Т.Н. Литвиновой

    Рецензенты:

    зав. кафедрой общей химии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, профессор, д.х.н.

    Слесарев В.И.;

    зав. кафедрой бионеорганической и биофизической химии Ярославской государственной медицинской академии, к.б.н., доцент Широкова Т.Ю.

    «Основы химической термодинамики, химической кинетики и равновесия»: учебно-методическое пособие.

    Краснодар, КГМУ, 2009. – 122 с.

    Учебно-методическое пособие «Основы химической термодинамики, химической кинетики и равновесия» составлено на основе примерной программы по общей химии для студентов медицинских вузов (2002 г.) и в соответствии с интегративно-модульной системой обучения, разработанной на кафедре общей химии КГМУ.

    УМО – 17–28/599–Д 18.09.08 г.

    Предисловие

    Модуль курса общей химии «Основы химической термодинамики, химической кинетики и равновесия» для студентов медицинского вуза включает следующие подразделы (модульные единицы):

    1. Основы химической термодинамики, термохимии.

    2. Основы химической кинетики и катализа.

    3. Химическое равновесие, основные понятия.

    Цели изучения модуля:

    Сформировать у студентов представления, знания, умения и навыки на основе содержания модуля, а также ценностное отношение к приобретенным знаниям и умениям как профессионально ориентированным.

    1. Студент должен получить представление:

    а) об основных термодинамических и кинетических закономерностях, определяющих протекание химических и биологических процессов; б) о первом и втором началах химической термодинамики как

    основы биоэнергетики; энергии Гиббса и ее значении для термодинамических расчетов; в) о законе Гесса, как основы термохимических расчетов,

    г) о законах и закономерностях химической кинетики; д) о химическом равновесии и гомеостазе живого организма.

    2. Студент должен знать:

    а) основные понятия модуля, формулировки и биологическое значение первого и второго законов термодинамики, закона Г.И. Гесса, следствий из него, закона действующих масс; б) суть термодинамических и кинетических закономерностей, а

    также конкурирующий характер протекания основных типов реакций в организме человека; в) основные принципы катализа, особенности ферментативного катализа;

    г) главные термодинамические и кинетические особенности биохимических реакций, протекающих в живом организме.

    3. Студент должен уметь :

    а) выполнять различные термодинамические, термохимические и кинетические расчеты, адаптированные для студентов 1 курса нехимического вуза, рассчитывать константу равновесия;

    б) использовать результаты расчетов термодинамических, кинетических и физико-химических параметров (энергия Гиббса, энтальпия, энтропия, скорость химической реакции, энергия активации для прогнозирования и интерпретации физико-химических процессов, в том числе протекающих в живых организмах; в) экспериментально определять: тепловой эффект растворения

    вещества; влияние различных факторов на скорость химической реакции; направление смещения химического равновесия под влиянием различных факторов.

    4. Студент должен приобрести и закрепить навыки:

    а) самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой, вести поиск, в том числе в Интернете, и делать обобщающие выводы; б) соблюдать элементарные правила техники безопасности и пра-

    вила работы в химических лабораториях, с лабораторной посудой, калориметром.

    Данное пособие включает краткую теоретическую часть, описание учебно-исследовательских лабораторных работ, обучающие тесты, обучающие задачи с решениями, упражнения и задачи для самостоятельного решения с ответами, вопросы для защиты модуля, экзаменационные вопросы по модулю для студентов разных факультетов, список основной и дополнительной литературы.

    Введение

    Химическая термодинамика и химическая кинетика являются теоретической основой биофизической химии.

    Знание законов химической термодинамики, их использование при проведении термохимических расчетов дают возможность будущему врачу получить представление об энергетическом балансе человеческого организма, установить специфические особенности преобразования химической энергии в другие виды энергии в процессах жизнедеятельности, оценить калорийность потребляемой пищи, установить энергозатраты человека на выполнение различных видов труда. Умение составить меню диетического и лечебнопрофилактического питания с использованием данных об энергетической ценности пищевых продуктов необходимо врачам-лечебни- кам, диетологам, гигиенистам для профилактики и лечения заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

    Энергетика процессов растворения играет огромную роль в жизнедеятельности живых организмов. Врач должен уметь с позиций термодинамики и кинетики рассматривать процессы усвоения пищи и выведения из организма продуктов жизнедеятельности, прогнозировать термодинамическую устойчивость биологических жидкостей, лекарственных препаратов при их введении в организм.

    Термодинамика дает врачу ключ к пониманию характера протекания биохимических процессов в организме, процессов эмбриогенеза, регенерации тканей, старения и возможность регулировать эти процессы осуществлением санитарно-гигиенических мероприятий и лечебных назначений.

    Все биологические системы являются открытыми, обмениваясь с окружающей средой веществом и энергией. Так организм человека за 40 лет жизни потребляет примерно 40 т воды, 6 т пищи, 12 млн. л кислорода. Термодинамика открытых систем описывается с помощью очень сложного математического аппарата. Для характеристики закрытых систем, которые обмениваются с окружающей средой только энергией, используется более простой математический аппарат, который позволяет получать удовлетворительные результаты для прогнозирования физико-химических процессов, поэтому иногда закрытые системы можно рассматривать как модели организма или его отдельных частей.

    На основе общих законов химической термодинамики можно понять функции отдельных систем и организма в целом, его взаимодействие с окружающей средой. Живые организмы поддерживают присущую им упорядоченность систем за счет увеличения энтропии внешней среды.

    Знание законов химической термодинамики особенно необходимо при изучении энергетических превращений на молекулярном и клеточном уровнях.

    Приобретение навыков экспериментального и расчетного определения энтальпии химических и физико-химических процессов необходимо студентам для освоения физико-химических методов анализа, используемых в научно-исследовательской работе.

    Одним из разделов биофизической химии является кинетика биологических процессов – учение о закономерностях и скоростях протекания различных биологических процессов: биохимических реакций, биоэлектрических явлений, проницаемости биологических мембран и т.д.

    В основе кинетики биологических процессов лежит кинетика химических реакций, изучающая законы протекания химических процессов во времени и их механизмы.

    Химические реакции в биологических системах имеют свои особенности:

    1. Биологические реакции – это ферментативные процессы, протекающие в живых организмах – сложных, с точки зрения термодинамики, открытых системах.

    2. Сложные ферментативные реакции обладают свойством осуществлять саморегуляцию, т.е. изменять скорость процесса конечными или промежуточными продуктами реакции.

    3. Ферментативные реакции представляют собой совокупность сопряженных, последовательных, параллельных и других реакций.

    4. Ферменты по своей химической природе являются белками, что определяет характерные особенности ферментативного катализа.

    5. Важную роль в живых организмах играют реакции, в ходе которых образуются продукты, являющиеся катализаторами – автокаталитические реакции.

    6. В биологических системах, в основном в мембранных структурах клеток при радиационных поражениях, действии некоторых ядовитых веществ развиваются цепные реакции, которые приводят к окислению липидов клеточных мембран и разрушению

    клеточных структур. Ингибиторы таких реакций выполняют защитную роль при лучевых поражениях.

    7. Большинство биохимических процессов представляют собой обратимые химические реакции, поэтому химические процессы, протекающие в организме, можно рассматривать как непрерывный ряд смещений химического равновесия. Константа равновесия определяет глубину протекания процесса, позволяет судить о направлении реакции, т.к. связана с энергией Гиббса и восстановительным потенциалом, а также кислотно-основных, гетерогенных и лигандообменных равновесий, рассчитать теоретически возможный выход продуктов.

    Результаты исследований кинетики биологических процессов находят применение в медицинской практике: изучение физикохимических механизмов возникновения патологических состояний; установление физико-химических, биохимических критериев отбора, направленного поиска фармакологически активных веществ; изучение динамики ферментативных процессов в норме и патологии; динамики роста злокачественных опухолей.

    Закономерности химической кинетики используют в фармакокинетике и токсикокинетике, изучающих скорости действия и выведения из организма соответственно лекарственных средств и ядов.

    Обычный путь действия лекарственного средства в организме можно рассматривать как последовательность двух процессов: всасывания из желудка в кровь (характеризуется константой всасывания k в ) и выведения (элиминации) из крови в мочу (характеризуется константой выведенияk э ):

    Желудок m ж

    Кровь m к

    Моча m м

    Кинетика изменения массы лекарственного средства в желудке m ж , в кровиm к и в мочеm м описывается системой трех дифференциальных уравнений, решаемой графически; на основании этого прогнозируют лечебную дозу лекарстваm 0 и время принятия очередной дозы.

    Синтез многих лекарственных веществ, определение срока годности препаратов, изучение действия лекарств на молекулярном уровне основаны на использовании закономерностей химической кинетики.

    Литература

    Основная:

    1. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для мед. спец. вузов /А. Берлянд, Ю. Ершов, А. Книжник.– М., Высшая школа, 2007. – 560 с.

    2. Попков В.А., Пузаков С.А.Общая химия. Электронный учебник для вузов. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007.– 976 с.

    3. Слесарев В.И. Химия: Основы химии живого. СПб: Химиздат,

    2005. – 784 с.

    4. Пузаков С.А., Попков В.А., Филиппова А.А. Сборник задач и упражнений по общей химии: Учеб. пособие. – М.: Высшая шко-

    ла, 2004.-225 с.

    5. Литвинова Т.Н. Сборник задач по общей химии. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью: учебное пособие для студентов медицинских вузов.- 3-е изд., перераб. Гриф УМО МЗ и СР/ - М: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007 – 224 с.- (Высшее образование).

    6. 1000 тестов по общей химии для студентов медицинских вузов. Учебное пособие. Гриф УМО МЗ и СР/ Т.Н.Литвинова и др..- Изд. 2-е испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 429 с.

    Дополнительная:

    1. Беляев А.П. Физическая и коллоидная химия. – Москва: ГЭО- ТАР-Медиа, 2008.– 704 с.

    2. Евстратова К.И., Купина Н.А., Малахова Е.Е. Физическая и коллоидная химия. – М.: Высшая школа, 1990. – 487 с.

    3. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. – М.: Высшая школа, 1989. –256 с.

    4. Хмельницкий Р.А. Физическая и коллоидная химия.– М.: Выс-

    шая школа, 1988. –400 с.

    5. Чанг Р. Физическая химия с приложением к биологическим сис-

    темам. –М.: Мир, 1980. –662 с.

    6. Уильямс В., Уильямс Х. Физическая химия для биологов. –М..