Болезни Военный билет Призыв

Какова синтаксическая роль личных местоимений. Синтаксическая роль (чем является в предложении). Определительное, неопределенное, отрицательное, вопросительно-относительное

почему время правления екатерины 2 называли золотым веком дворянства

  1. 1785 г. Екатерина II издала "Жалованную грамоту дворянству"
  2. Золотой век русского дворянства
    Не менее важную сторону политики абсолютизма в сфере управления во второй половине XVIII века составляло юридическое оформление прав и привилегий сословий, их обязанностей и повинностей, создание сословных организаций.

    В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785 г. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу.

    Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам:

    1) имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления;
    2) сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество;
    3) когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны.

    Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены.

    Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации.

    Дворянство получило право на самоуправление, составило дворянское общество, органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому участию в местном управлении.

    При Екатерине II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

    При Екатерине II дворянин стал членом привилегированной губернской дворянской корпорации, державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 г. установила, что дворянин не может лишиться своего звания без суда. Дворянин передает сво звание детям и жене, свободен от податей и телесных наказаний, вс, что находится в его имении является неотъемлемой собственностью дворянина; он свободен от государственной службы, но не может принимать участия в выборах на дворянские должности, если не имеет офицерского чина. Такими стали главнейшие права всех дворян при Екатерине II. Помимо этого дворянские общества имели все права юридических лиц. К таким результатам дворянство пришло к концу XVIII века: исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление, поэтому эпоху правления Екатерины I назыв. зол. веком

  3. Екатерина II издала "Жалованную грамоту дворянству", по которой дворянство стало главным привилегированным сословием империи. Важнейшими преимуществами являлись: право владения землей и крепостными крестьянами, свобода от службы и личных податей, от телесных наказаний, неприкосновенность дворянского достоинства, лишение звания лишь по суду, право создавать губернские и уездные дворянские собрания для избрания ряда чиновников (судей, исправников), отстаивания своих интересов перед верховной властью, введение родословных дворянских книг. Для доказательства сословных прав в губерниях были заведены родословные дворянские книги, в которые дворянство записывалось по 6 разрядам в зависимости от способа получения дворянства, древности рода и наличия титула. По переписи 1897 г. дворянство насчитывало около 1800 тыс. чел.
  4. 21 апреля 1785 г. Екатерина II издала "Жалованную грамоту дворянству", по которой дворянство стало главным привилегированным сословием империи. Важнейшими преимуществами являлись: право владения землей и крепостными крестьянами, свобода от службы и личных податей, от телесных наказаний, неприкосновенность дворянского достоинства, лишение звания лишь по суду, право создавать губернские и уездные дворянские собрания для избрания ряда чиновников (судей, исправников) , отстаивания своих интересов перед верховной властью, введение родословных дворянских книг. Для доказательства сословных прав в губерниях были заведены родословные дворянские книги, в которые дворянство записывалось по 6 разрядам в зависимости от способа получения дворянства, древности рода и наличия титула. По переписи 1897 г. дворянство насчитывало около 1800 тыс. чел.
  5. И что тут
  6. Вспомните... расцвет крепостного права... привилегии... ее фавориты.
    В общем дворянство цветет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

По теме: "Золотой век Екатерины II"

Якутск 2016

Введение

1. Золотой век Екатерины II

1.1 Внутренняя политика и реформы Екатерины II

1.2 Политика просвещенного абсолютизма

2. Внешняя политика при Екатерине II

2.1 Русско-Турецкая война 1768-1774 гг.

2.2 Георгиевский трактат

3. Россия во II половине XVIII века

3.1 Сельское хозяйство

3.2 Промышленность

3.3 Внутренняя и внешняя торговля

3.4 Финансы

3.5 Образование

3.6 Производство

3.7 Русская общественная мысль

3.8 Архитектура

Заключение

Литература

Введение

Царствование Екатерины II стало новой эпохой в истории России. Молодая императрица приняла государство, полностью расстроенное дворцовыми переворотами системой управления. В первые пять лет правления Екатерина II выработала практические приемы своей деятельности, подобрала желаемый круг соратников. Она предприняла ряд поездок по России, посетив провинции. Это было сделано с целью выработки конкретной политики отвечающей запросам времени. Тема, раскрытая посредствам этой контрольной работы интересна для меня тем, что историки в своих суждениях часто противоречивы, но я думаю верно, то, что неумолим тот вклад, который внесла Екатерина II в развитие Государства Российского. Можно по-разному оценить ее решения и поступку, но заслуга ее в развитии России огромна, видимо по этому время ее правления историки называют -«Золотой век Екатерины II».

1. Золотой век" Екатерины II Великой (1762 -- 1796)

Из всех женщин, царствовавших в России в XVIII в., только Екатерина II правила самостоятельно, вникая во все дела внутренней и внешней политики. Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России. В значительной степени ей это удалось, и время ее правления -- одна из блестящих страниц русской истории. Екатерина II сразу же начала борьбу против пронемецкой ориентации Петра III. Из правящих кругов были удалены все немцы. Идеологией государства становится русский национализм.

1.1 Внутренняя политика и реформы Екатерины II

Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определенными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его как законодательный орган. 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии. Но самостийные тенденции время от времени вспыхивали на Украине, и ситуация здесь постоянно была нестабильной. Екатерина II считала, что для внутренней прочности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она приняла отставку гетмана К.Г. Разумовского и назначила на Украину генерал -- прокурора П.А. Румянцева. В самом начале правления Екатерина II решила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времен Петра I Церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжелой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина II была православной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 млн. душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

1.2 Политика просвещенного абсолютизма

В своей политике Екатерина II стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными. Екатерина II стала проводить так называемую политику просвещенного абсолютизма. Политика просвещенного абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещенный абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (оно сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II, шведский король Густав III и др. С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. Ведущую роль в Комиссии играли дворянские депутаты -- 45%. В новое законодательство Екатерина II попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Екатерина переработала труды выдающихся мыслителей Ш.Л. Монтескье, Ч. Беккария, Я.Ф. Бильфельда, Д. Дидро и др. и для Комиссии составила знаменитый «Наказ императрицы Екатерины».

«Наказ» состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В общем, он представлял собой цельное произведение, в котором говорилось о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. На пятом заседании Комиссия преподнесла императрице титул «Великой, премудрой матери Отечества». Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство, так же, как и депутаты от других сословий, стояли на страже только своих прав и привилегий. Работа Уложенной Комиссии показала, что дворянство не смогло стать выразителем интересов всех сословий. В России не было силы, кроме монархии, способной подняться выше своих узкоэгоистических интересов и действовать в интересах всех сословий. Попытка Екатерины II перенести на русскую почву западноевропейские либеральные идеи окончилась неудачей. Комиссия была распущена. Тем не менее, работа Уложенной Комиссии имела важное значение, так как императрица смогла ознакомиться с мнениями и пожеланиями русского общества, которые она учитывала в своей дальнейшей политике Отношение Екатерины II к крепостному праву. Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлеченными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью -- огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось все помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина II была убеждена, что русский народ пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева (1773 -- 1775). В 60 -- 70-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Особое беспокойство императрицы вызывали выступления казаков Со времен Ивана Грозного на окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей -- казаков. Со временем казаки стали консолидироваться в особый слой русского общества, живущий по своим законам. Казаки причиняли много беспокойства властям, так как значительную роль в их жизни играл разбой. Пытаясь добиться стабильности на границах государства, Екатерина II начала наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в казацких частях. В частности, яицкие (уральские) казаки были лишены права беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Тогда яицкие казаки отказались подчиняться властям. В 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. Запорожские казаки попросили императрицу оставить их в казачестве. Екатерина II переселила запорожцев осваивать только что присоединенную Кубань, дав им определенные привилегии. Так началась история кубанского казачества.

2. Внешняя политика при Екатерине II

Внешняя политика Екатерины II. Вопросы внешней политики были для Екатерины II первостепенными. Петр I завоевал для России выход к морю на Балтике. Но для развития торговли, для защищенности границ на юге России нужны были берега Черного и Азовского морей. Это неизбежно должно было привести к столкновению с Османской империей (Турцией)- владычицей Черного моря. Усиление России беспокоило крупные европейские страны -- Англию, Австрию, Францию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Османскую империю и тем самым ослабить обеих.

2.1 Русско-турецкая война 1768 -- 1774 гг

В 1768 г. Турция, поддерживаемая Францией, начала военные действия против России на Украине и на Кавказе. Началась первая в правление Екатерины II русско-турецкая война. В 1770 г. на притоках реки Прут -- Ларге и Кагуле -- полководец П.А. Румянцев разгромил турецкую армию. Блестящие победы были одержаны на море. Своего флота на Черном море у России не было. Немногочисленная русская эскадра под руководством адмирала Г.А. Спиридова вышла из Балтики, обогнула Европу и вошла в Средиземное море. Здесь руководство боевыми действиями взял на себя А.Г. Орлов. Русское командование пошло на военную хитрость. В 1770 г. весь турецкий флот удалось заманить в тесную Чесменскую бухту, запереть и ночью поджечь. Турецкий флот сгорел в Чесменской бухте за одну ночь. В 1771 г. русские войска заняли все основные центры Крыма. (Крым с 1475 г. находился под покровительством Турции. Для России Крым являлся «разбойничьим гнездом» и представлял большую опасность.) В 1772 г. крымский хан Шагин -- Гирей провозгласил независимость Крыма от Турции. Это стало первым этапом присоединения Крыма к России. Турция признавала независимость Крыма; -- Россия получила право беспрепятственного плавания по Черному морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы; -- Россия получала право иметь свой флот на Черном море; -- Грузия освобождалась от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию; -- права православных народов в Османской империи (молдаван, греков, румын, грузин и др.) расширялись. В 1783 г. русские войска без всякого предупреждения вошли в Крым. Турецкий султан ничего не смог сделать. Крымское ханство было ликвидировано, Крым вошел в состав России.. К России отошли обширнейшие территории северного Причерноморья. Они получили название Новороссии. Наместником Новороссии был назначен самый талантливый фаворит Екатерины II Г.А. Потемкин. Он и занялся обустройством этого края и строительством Черноморского флота.

2.2 Георгиевский трактат

В 90-е гг. XVIII в. стали укрепляться позиции России в Закавказье и на Кавказе. Турция и Персия также усилили свою экспансию в Грузию. Грузия в это время переживала период феодальной раздробленности и не была единым государством. Кахетия и Карталиния под властью Ираклия II объединились в Восточную Грузию. Грузинские княжества на западе -- Имеретия, Менгрелия, Гурия имели каждая своих царей или владетельных князей. Турция и Персия осуществляли опустошительные набеги на грузинские земли. Кахетия и Карталиния платили позорную дань красивыми девушками персам, а Имеретия, Менгрелия, Гурия -- такую же дань туркам. Княжества находились между собой в постоянной вражде. Немногочисленный грузинский народ, чтобы сохранить свое «я», нуждался в сильном покровителе. 24 июля 1783 г. в крепости Георгиевск (Северный Кавказ) был заключен договор грузинского царя Восточной Грузии (Кахетия и Карталиния) Ираклия II c Россией о покровительстве. Был подписан Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия, изнемогавшая под ударами турок, переходила под покровительство России при сохранении автономии. Россия гарантировала Восточной Грузии территориальную целостность и неприкосновенность границ. Опасаясь военных столкновений с Турцией, Россия отказалась от заключения такого же соглашения с западными грузинскими княжествами. В 1787 г. Екатерина II решила посетить Новороссию в сопровождении блестящей свиты. За 4 года неутомимый Г.А. Потемкин превратил Новороссию в цветущий край. Он основал города Херсон, Николаев, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Никополь, Одессу. Г.А. Потемкин заводил земледелие, ремесла, создавал промышленность. Он приглашал переселенцев из других стран, привлекал их низкими налогами. В Херсоне были построены первые корабли Черноморского флота. В удобной бухте Ахтиар началось строительство Севастополя -- основной базы Черноморского флота России. Позже за свои труды на благо Российского государства он получил титул светлейшего князя и почетное добавление к фамилии -- Потемкин -- Таврический. (Таврида -- древнее название Крыма). В Турции путешествие Екатерины II было расценено как стремление России к дальнейшему расширению границ России на юге за счет турецких территорий. В 1787 г. турецкий султан объявил России войну. Началась вторая в правление Екатерины II русско-турецкая война.

Военный талант А.В. Суворова к этому времени расцвел. В июле 1789 г. он разбил турок при Фокшанах, а августе 1789 г.- на реке Рымник. Победа была близка, но она была невозможна без взятия Измаила. Измаил -- турецкая крепость, незадолго до этого построенная французами, со стенами 25 метровой высоты, считалась неприступной и была гордостью турецкого султана. В 1790 г. А.В. Суворов получил приказ взять Измаил. Под Измаилом на карту была поставлена его военная судьба: А.В. Суворову было уже 60 лет. Коменданту Измаила А.В. Суворов написал: «24 часа на размышление -- воля, первый мой выстрел -- уже неволя; штурм -- смерть». Ранним утром 11 декабря 1790 г. русскими войсками был начат штурм крепости. Через 6 час. Измаил был взят. Русским войскам был открыт путь на Стамбул. Блестящие победы были одержаны и на море Командующий молодым Черноморским флотом Ф.Ф. Ушаков в 1791 г. разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. Турки поспешили сесть за стол переговоров. В 1791 г. в Яссах был заключен мирный договор. По Ясскому мирному договору: -- Османская империя признавала Крым владением России; -- В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань; -- Турция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г.

3. Россия во II половине XVIII века

Территория и население. К концу XVIII в. территория Россия увеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных земель на южном и западном направлениях от границ государства. К России были присоединены: Крым, Северное Причерноморье, Приазовье, Правобережная Украина, земли между реками Буг и Днестр, Белоруссия, Курляндия, Литва Население России в конце XVIII в. составляло 36 млн. человек, что было в два раза больше, чем в середине столетия. К концу XVIII в. в России было 634 города, хотя некоторые из них назывались так лишь формально, из-за того, что были наделены административными полномочиями. В городах проживало всего 4 % населения государства. Основная масса населения жила в сельской местности.

3.1 Сельское хозяйство

На протяжении второй половины XVIII в. главной отраслью экономики России являлось сельское хозяйство. Территории, присоединенные в этот период времени активно включались в экономику государства. Обширные земли от Причерноморья до Северного Кавказа, благодаря своим природно-климатическим условиям постепенно становятся важнейшими сельскохозяйственными районами России. По-прежнему продолжается развитие земледелия в Приуралье и Сибири. Во второй половине XVIII в. в сельскохозяйственных районах были распространены две различные по сути ренты: оброк и барщина. Оброк был распространен в нечерноземных регионах и являлся денежной или продуктовой рентой. В черноземных регионах, где сельское хозяйство являлось приоритетным направлением экономики, взималась барщина. Крестьяне должны были работать на землях помещика. Для обработки своих земельных наделов им оставался зачастую один день в неделю. К концу XVIII в. большую часть крепостных крестьян в аграрных районах государства перевели на месячину, при этом у них отбиралась земля, и за небольшую плату, они должны были работать все время на своего господина. Во многом это происходило из-за желания помещика как можно больше получить прибавочного продукта и впоследствии продать его. В некоторых помещичьих хозяйствах использовались современные технические устройства, разводились новые культуры (табак, подсолнечник и другие). Но в основной массе на сельскохозяйственных угодьях использовался тяжелый ручной труд крестьянина без использования передовых технологий выращивание сельхоз продуктов. Важно отметить ужесточение крепостного права. По ряду указов Екатерины II права крепостного значительно сокращались. По указу 1765 г. крепостного могли сослать в Сибирь на каторгу без суда и следствия. В 1767 г. был издан указ, который запрещал крестьянам жаловаться на своих помещиков. Результатом такой политики в области сельского хозяйства стало с одной стороны, увеличение экономического потенциала государства, с другой, -- происходило это увеличение за счет безграничной эксплуатации крестьян и экстенсивного освоения территорий.

3.2 Промышленность

В 1775 г. была издана «Жалованная грамота городам». Одна из ее частей «Ремесленное положение» регулировала ремесленное производство в городах. Создавалась, так называемая цеховая система, что способствовало улучшению организации работы ремесленника. Как и в первой половине XVIII в. быстрыми темпами развивалось ремесло в промысловых центрах. Это способствовало созданию мануфактурного производства: в Иваново -- текстильного, в Кимрах -- кожевенного, в Хохломе -- деревообрабатывающего. Наметилась тенденция, когда предприимчивые крестьяне сами организовывали мануфактурное производство. При этом они оставались крепостными, и им необходимо было платить большой оброк своему помещику.

Только малая часть из них смогла со временем выкупить свою личную свободу и стать у основания формирующегося класса буржуазии. К концу XVIII в. произошел значительный рост производства. Это было связано с увеличением числа мануфактур с 600 в середине века, до 1200 в конце XVIII века.

Подавляющая масса рабочих являлись крепостными. Во второй половине XVIII в. на мануфактурах появляются вольнонаемные рабочие. Это те крестьяне, которые вынуждены были платить своему помещику денежный оброк. Все это привело к росту рынка вольнонаемного труда и зарождению капитализма.

3.3 Внутренняя и внешняя торговля

Продолжается процесс складывания всероссийского рынка. Еще яснее стала ориентация отдельных регионов на определенное производство. Так к зерновым районам относились черноземные губернии центральной России и Украины, в Новгороде и Смоленске выращивали технические культуры, Сибирь и Север специализировались на выделке товаров из меха. Сбыт произведенных товаров происходил на ярмарках: в Нижнем Новгороде, Ирбите, Курске, Архангельске и других городах. Важной вехой в развитии внутренней торговли стала отмена в 1754 г. внутренних торговых таможенных пошлин.

Это позволило наладить беспрепятственную перевозку и торговлю товаров из самых отдаленных регионов государства. Важной статьей бюджета России была внешняя торговля. Функционирование новых портов на Балтийском и Черном морях позволяло расширить внешнеторговые связи России. Из государства экспортировалось множество товаров: металл, зерно, пенька, лес, кожи. Импортировались: сахар, сукно, изделия из металла, вино, чай. Главным торговым партнером России в это время является Англия. Развитие внутренней и внешней торговли привело к росту производства и способствовало зарождению капиталистических отношений.

3.4 Финансы

Усиление государства привело к увеличению расходов на аппарат управления, содержание двора, обеспечение армии. Бюджет России остро испытывал нехватку средств -- дефицит. Одной из мер по выведению государства из финансового кризиса было появление в 1769 г. бумажных денег. Теперь они ходили наряду с серебряными монетами. Еще одной мерой стало получение внешних займов -- иностранных кредитов. В 1769 г. такой заем был сделан в Голландии. Если посмотреть на бюджет России этого времени, то станет ясно, что основной статьей его доходов были налоги. Прямые налоги -- подушная подать и косвенные налоги -- таможенные пошлины, продажа вина, соли и так далее. Главными статьями расхода являлись, как уже отмечалось выше, содержание армии и флота, двора, государственного аппарата управления. Незначительные средства тратились на образование, наука и культуру. Сословный строй. Вторая половина XVIII в. стала временем, когда сословия приобрели свои четкие границы. Укрепление сословного строя являлось сдерживающим фактором. Каждое сословие было замкнутым и имело свои права и привилегии. Две грамоты, изданные Екатериной II 21 апреля 1785 г., дворянству и городам, стали отправной точкой в юридическом оформлении сословного строя в России.

3.5 Образование

Укрепление экономической и военной мощи России в период Петра I, военные победы России в правление Екатерины II, вели к росту национального самосознания русского народа и, как следствие этого, к взлету русской культуры во второй половине XVIII века. Господствующим направлением в русской культуре во второй половине XVIII в. -- начале XIX в. становится классицизм. Его идейной основой являлись борьба за мощную национальную государственность и национальную культуру. Во второй половине XVIII в. Екатерина II провела реформы сферы управления, экономики, сословной организации, образования. Но реформе образования Екатерина II придавала особое значение, так как она понимала, что успех социальных преобразований зависит от уровня просвещенности народа, от его способности и желания воспринимать новое.

3.6 Производство

Развитие мануфактурного производства способствовало развитию технической мысли. В 1760 г. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменявший труд 9 человек. И.И. Ползунов (1728-1766) -- самородок, мастер Колываново -- Вознесенского завода на Алтае -- впервые выдвинул идею об использовании силы пара в качестве двигателя. В 1765 г. он сконструировал первую в мире универсальную паровую машину. За несколько дней до ее пуска И.И. Ползунов умер. Машина проработала несколько месяцев, и только в результате незначительной поломки вышла из строя. Другой механик-самоучка -- И.П. Кулибин (1735-1818) был непревзойденным мастером часовых дел. Он создал часы, которые показывали времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода Солнца в Петербурге и Москве. Он также изобрел множество оригинальных приборов и инструментов, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал семафорный телеграф. Но эти изобретения, как и изобретения И.И. Кулибина, также не имели широкого практического применения.

3.7 Русская общественная мысль

Другим направлением русской общественной мысли второй половины XVIII в. стало масонство -- религиозно-этическое движение, возникшее в Англии в начале XVIII в. В России первые масонские ложи появились в 1730-е годы. Наибольшее распространение в России масонство получило в середине XVIII в., когда членами масонства стали виднейшие государственные деятели -- братья Чернышевы, братья Панины, Р.И. Воронцов и другие. Масонами были также поэты А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, архитектор В.И. Баженов и многие другие. Масоны провозглашали построение общества свободных людей путем самоочищения и самосовершенствования, освобождения от всех сословных и национальных рамок. В России практическая деятельность масонов была направлена на просвещение народа, что привлекало в ряды масонов известных людей того времени. Вначале Екатерина II отнеслась к масонству как к модному чудачеству, которое быстро проходит и приняла решение о запрещении масонских организаций в России. Еще одно направление русской общественной мысли этого времени связано с именем А. Н. Радищева (1749-1802). Принято считать, что с его общественно-политических взглядов началось формирование в России революционной идеологии. Получив образование за границей и став поклонником идей просветителей, Радищев придает им радикальный характер. Такие взгляды сформировали решительное неприятие существующих в стране порядков и, прежде всего, крепостничества

Радищев не видел различий в историческом развитии и положении России и Европы. Ему казалось, что революционный переворот в состоянии решить все проблемы общества и принести народу истинную свободу. Эти идеи и были выражены Радищевым в его «Путешествии из Петербурга в Москву», изданном в «1790 г. (Радищев напечатал книгу тиражом 600 экз., в продажу поступило только 25 экз.). Книга вызвала „великое любопытство публики“. Екатерина II, ознакомившись с этим произведением, написала на его полях: „…Бунтовщик, хуже Пугачева“. Таким образом, А.Н. Радищев первым в России связал проблему уничтожения крепостного права с необходимостью ликвидации самодержавия.

3.8 Архитектура

Ведущим направлением в архитектуре второй половины XVIII в. был классицизм, для которого было характерно обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону. Значительным архитектурным событием 60-80-х гг. было оформление набережных Невы. Одной из достопримечательностей Петербурга являлся Летний сад. В 1771 -- 1786 гг. Летний сад со стороны набережной Невы был огражден решеткой, автором которой является Ю.М. Фельтен (1730-1801) и его помощник П. Егоров. Решетка Летнего сада выполнена в стиле классицизма: здесь господствует вертикаль: вертикально стоящие пики пересекают прямоугольные рамы, равномерно распределенные массивные пилоны поддерживают эти рамы, подчеркивая своим ритмом общее ощущение величавости и покоя. В 1780 -- 1789 гг. по проекту архитектора А.А. Квасова сооружены гранитные набережные и спуски и подъезды к реке. Величайшим мастером русского классицизма был В. И. Баженов (1737/38-1799). Он вырос в Московском Кремле, где его отец был дьячком одной из церквей, учился в гимназии при Московском университете. Окончив в 1760 г. Академию художеств, В.И. Баженов поехал пенсионером во Францию и Италию. Живя за границей, он пользовался такой известностью, что был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий. В 1762 г. по возвращении в Россию он получил звание академика. Но в России творческая судьба архитектора сложилась трагически. В.И. Баженову поручили создание дворцово-паркового комплекса зданий в селе Черная Грязь (Царицыно) под Москвой, где Екатерина II решила построить свою загородную резиденцию. Через десять лет все основные работы были закончены. В июне 1785 г. Екатерина приезжает в Москву и осматривает царицынские постройки, затем в январе 1786 г. издает указ: дворец и все постройки сломать, а В.И. Баженова уволить без жалования и пенсии. «Это острог, а не дворец», -- таков вывод императрицы. Легенда связывает слом дворца с его внешним гнетущим видом. Возведение нового дворца Екатерина поручила М.Ф. Казакову. Но и этот дворец не был завершен.

Еще одним талантливым русским архитектором, работавшим в стиле классицизма, был М. Ф. Казаков (1738-1812). Казаков не был пенсионером и античные и ренессансные памятники изучал по чертежам и моделям. Большой школой для него была совместная работа с пригласившим его Баженовым над проектом Кремлевского Дворца. В 1776 г. Екатерина поручает М.Ф. Казакову составление проекта правительственного здания в Кремле -- Сената. Участок, отведенный под здание Сената, был неудобной продолговатой треугольной формы, со всех сторон окруженный старыми строениями. Так здание Сената получило общий треугольный план. Здание имеет три этажа и сложено из кирпича. Центром композиции стал внутренний двор, в который вела вход-арка, увенчанная куполом. Миновав вход-арку, вошедший оказывался перед величественной ротондой, увенчанной могучим куполом. В этом светлом круглом здании и должен был заседать Сенат. Углы треугольного здания срезаны. Благодаря этому, здание воспринимается не как плоский треугольник, а как цельный массивный объем. Третий крупнейший зодчий второй половины XVIII в.- И. Е. Старов (1744-1808). Он учился сначала в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств. Самое значительное сооружение Старова -- Таврический дворец (1782-1789) -- огромная городская усадьба Г.А. Потемкина, получившего за освоение Крыма титул Таврический. Основу композиции дворца составляет зал-галерея, разделяющая весь комплекс интерьеров на две части. Со стороны парадного входа -- это ряд помещений, примыкающих к восьмиугольному купольному залу. С противоположной же стороны открывается большой зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает ослепительную роскошь интерьеров. С 1780 г. в Петербурге работает итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817). Его карьера в России сложилась очень успешно. Архитектурные творения в России представляют собой блестящее соединение русских и итальянских архитектурных традиций. Его вклад в русскую архитектуру заключался в том, что он вместе с шотландцем Ч. Камероном установил стандарты для архитектуры Петербурга того времени. Шедевром Кваренги стало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 гг..

В конце 70-х годов в Россию приехал архитектор Чарлз Камерон (1743-1812), шотландец по происхождению. Воспитанный на европейском классицизме, он сумел почувствовать всю самобытность русской архитектуры и полюбить ее. Талант Камерона проявился главным образом в изысканных дворцово-парковых загородных ансамблях. Последний по времени зодчий XVIII в. Винченцо Бренна (1747-1818) по праву считается любимым архитектором Павла и Марии Федоровны. После вступления на престол в 1796 г. Павел I смещает Ч. Камерона с поста главного архитектора Павловска и на его место назначает В. Бренну. Отныне Бренна руководит всеми постройками в Павловске, участвует во всех значительных постройках павловского времени.

Заключение

екатерина реформа политика искусство

Таким образом, во второй половине XVIII в. -- в век «Разума и Просвещения» в России была создана неповторимую, экономическую, политическую и во многом уникальную художественную культуру. Этой культуре была чужда национальная ограниченность и замкнутость. Она с удивительной легкостью впитала и творчески переработала все ценное, что было создано трудом художников других стран. Родились новые виды и жанры искусства, новые художественные направления, яркие творческие имена.

Список использованной литературы

1. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. - М., 1994.

2. История России. С древнейших времен до начала XXI века / Под ред. А.Н. Сахарова. -- М., 2003.

3. История России. С древнейших времен до конца ХХ века: В 3 кн. / Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. - М., 1996

4. Федоров В.А. История России. 1861-1917: Учебник для вузов. Изд. 2-е. -- М., 2004.

5. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -- М., 2002

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Приход к власти императрицы Екатерины II. Губернская и судебная реформы в России. Расширение народного образования. "Жалованная грамота дворянству". Организация врачебной помощи населению. Развитие русской науки и русской литературы. Двор Екатерины II.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2013

    Биография и личность Екатерины II. Внутренние реформы в области права, образования, культуры и экономические преобразования. Основные направления внешней политики императрицы. Роль государственной деятельности Екатерины II в жизни нашего государства.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Изучение особенностей внешней политики Екатерины II в южном и западном направлении. Отличительные черты и эволюция внешней политики Екатерины II: от просвещённого и охранительного абсолютизма (периода продолжительных реформ) до просвещенного деспотизма.

    реферат , добавлен 13.05.2010

    История России в период правления Екатерины II Великой. Характеристика личности императрицы, основные факты ее биографии. Фавориты Екатерины II, ее государственная деятельность, политические и экономические реформы. Направления и задачи внешней политики.

    презентация , добавлен 16.12.2011

    Изучение особенностей социально-экономического развития России во второй половине ХVIII века. Личность императрицы Екатерины II, отличительные черты и образ ее правления. Сущность политики просвещенного абсолютизма и внутренней политики Екатерины II.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Направления внешней политики России во второй половине XVII в. Этапы и результаты русско-турецкой войны. Присоединение украинских, белорусских и литовских земель, бывших под контролем Польши. Причины побед русской армии. Итоги правления Екатерины II.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    Значение царствования Екатерины велико. Внешние его результаты имели большое влияние на судьбы России с точки зрения политики, внутри крупными фактами являлись некоторые законы и учреждения, например, учреждения о губерниях. Гуманные идеи и мероприятия.

    реферат , добавлен 20.12.2010

    Исторические условия возникновения дворцовых переворотов в России, их причины и предпосылки. Изучение внутренней и внешней политики императрицы Екатерины 2. Усиление экономических и политических позиций дворянства. Утверждение абсолютной монархии.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Анализ и значение "просвещенного абсолютизма" императрицы Екатерины Великой. Особенности внутренней политики Павла I. Предпосылки и значение разложения феодально-крепостного строя. Общая характеристика внешней политики России в последней трети XVIII в.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Общая характеристика реформы местного самоуправления в царствование Екатерины II. Исторические условия реформы местного самоуправления. Основные направления реформы местного самоуправления в Российской Империи. Жалованная грамота городам 1785 года.

1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Я замираю в восторге.

Сказуемое: А кто этот господин?

Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.

Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.

2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.

Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.

3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:

Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?

Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?

Определением: Какой цветок упал к моим ногам?

4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:

Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.

Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.

Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.

Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.

5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.

Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.

Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.

Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.

6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:

Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.

Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .

7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:

Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.

Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.

Определением: Этот разговор не принёс облегчения.

Дополнением: В деревне только об этом и говорили.

Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .

8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .

В предложении может быть:

Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.

Сказуемое: Лара бывала разной, любой .

Определение: Солнце убрало все тени.

Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.

9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .

В предложении могут быть:

Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.

Дополнение: Дома никого не было.

Определение: Никакие уговоры не помогли.

Местоимение может быть любым членом предложения:

Я хочу спать (подлежащее).

Это она (сказуемое).

Миша - мой брат (определение).

Учитель вызвал его (дополнение).

До каких пор это будет продолжаться (каких входит в состав обстоятельства)?

Разряды местоимений

А. Разряды местоимений по грамматическим признакам (в зависимости от того, вместо какой части речи они употребляются).

1. Местоимения-существительные(я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:

· указывают на предметы;

· отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?);

· изменяются по падежам (некто, нечто употребляются только в форме И.п.;некого, нечего, себя не имеют формы И.п.);

· связываются с другими словами в предложении, как имена существительные.

2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.). Их особенности:

· указывают на признаки предметов;

· отвечают на вопросы имён прилагательных (какой? чей?);

· связываются с именами существительными, как имена прилагательные;

· изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам (каков не изменяется по падежам; притяжательные его, ее, их не изменяются вообще, в отличие от омонимичных форм личных местоименийего, ее, их );

· местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но иногда, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - Пятый ).

3. Местоимения-числительные (сколько, столько, несколько ). Их особенности:

· указывают на количество предметов;

· отвечают на вопрос сколько? ;

· связываются с существительными, как количественные числительные;

· обычно изменяются по падежам.

Б. Разряды местоимений по лексическому значению.

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).

2. Возвратное: себя . Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали ).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен ).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.



5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .

7. Относительные: те же, что и вопросительные, но служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так называемые союзные слова (Я узнал, кто пришёл. Это дом, который построил мой дед) .

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений с помощью приставокни- , не- (Никто не ответил. Некого обвинять) .

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько , а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений с помощью приставки кое - или постфиксов -то , -либо , -нибудь : кое-кто, кто-то, что-нибудь и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).

Примечания:

1) Местоимения тот, сам, местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не опасен; Сам придёт; Это книга; Всё закончилось хорошо).

2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что): Это книга (местоимение). -Москва - это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он здесь (союз).

ГЛАГОЛ

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .



2. Каждый глагол имеет следующие формы:

· начальную форму, которая называется неопределенной формой (илиинфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это формообразующие суффиксы): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это неизменяемая форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;

· спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;

· причастие;

· деепричастие.

3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено

· существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога:читать газету, видеть его ;

· существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;

· существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .

Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .

4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.

5. Глаголы бываютсовершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? -читали ), настоящее (что делают? - цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов - «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? - будет чертить, будет петь ).

Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.

· Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .

· Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.

· Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести - несут - неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .

Глагол может выполнять все 5 функций:

1) подлежащее:

· Жить (подлежащее) - Родине служить.

2) сказуемое:

· Моя обязанность - хорошо учиться (сказуемое) . Я люблю (сказуемое) мороженое.

3) дополнение:

· Тренер сказал нам (что?) прийти (дополнение) на тренировку в 9-00.

4) Определение:

· Мечта (какая?) поскорее уехать (определение) из города не покидала меня.

5) обстоятельство:

· Я поеду в Москву (зачем?) поступать (обстоятельство цели) в МГИМО.

Причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие - самостоятельной частью речи.

ПРИЧАСТИЕ

Причастие - особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? (какая?какое? какие? )

Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.

Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, - единственное число, мужской род, именительный падеж: бежавший, строивший, раскрытый.

Основные признаки причастия

А) Общее грамматическое значение - это значение признака предмета по действию: думающий, говоривший, стоявший, решаемый, расстрелянный, допитый .

Б) Морфологические признаки:

1. Причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов :

· переходность,

· возвратность,

2. В отличие от глаголов причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида. Ср.: думать (несовершенный вид) - думающий, думавший; подумать (совершенный вид) - подумавший .

3. Причастия имеют следующие признаки прилагательных :

· причастия, как и прилагательные, изменяются по числам, родам (в единственном числе) и падежам (в полной форме): бежавший, бежавшая, бежавшее, бежавшие ;

· причастия, как и прилагательные, согласуются с существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже: потерянный дневник, потерянная книга, потерянное время; потерянные часы, потерянного времени ;

· страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: допитый - допит; потерянный - потерян .

В) Синтаксические признаки:

1. В предложении причастия, как и прилагательные, обычно бывают определениями или частью составного именного сказуемого: Увлечённые , мы позабыли обо всём (определение); Всё вокруг казалось погружённым в задумчивость (часть составного именного сказуемого).

2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль составного именного сказуемого: Книга раскрыта на восьмой странице

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,обозначающая в предложении добавочное (второстепенное по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Образование деепричастий – деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов – -а, -я, -в, -вши, -ши:

· деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:

· молчать: молч-ат → молча;
решать: реша-ют → решая;

· деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:

замолчать: замолча-ть замолчав ;
решить: реши-ть решив ;
заняться: заня-ть -ся → занявшись ;
принести: принес-ти принесши .

Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза.

Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие –слушала ).

Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.

Как и глаголы, деепричастия бывают:

несовершённого и совершённого вида: набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);

переходными и непереходными: переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку; непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;

возвратными и невозвратными: раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;

Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
существительных и поясняться наречиями: согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.

Так же, как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении
выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.

НАРЕЧИЕ

Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака. Вопрос к наречию зависит от его значения, которое оно выражает.

В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы как? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? :Осень. (где?) Над головой (как?) исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях (В. Бианки).

Чаще всего наречие относится к глаголу (грамотно писать ), реже к прилагательному, причастию, деепричастию, другому наречию, существительному (по-зимнему холодный день; недолго цветущий кустарник; идти, радостно подпрыгивая; объяснять удивительно просто ,трагик поневоле ).

Наречие - неизменяемая часть речи: она не склоняется, не спрягается,не согласуется с другими словами. У наречия нет и не может быть окончания .

Разряды наречий

По общей семантике выделяются два разряда:

1. определительный

2. обстоятельственный .

Определительный разряд включает наречия, обозначающие качества, способ действия, интенсивность проявления признака .

В границах определительного разряда выделяются:

1. наречия образа действия со значением качества: быстро, весело, четко ;

2. сравнения: по-медвежьи, ежиком ;

3. интенсивности признака: слишком, очень, чуть-чуть ;

4. кратности: дважды, трижды .

Обстоятельственный разряд включает:

1. наречия места: внизу, вверху ;

2. наречия времени: давно, завтра ;

3. наречия причины: сгоряча, с радости ;

4. наречия цели: нарочно, назло ;

5. наречия совместимости: втроем, вместе и др

ПРЕДЛОГ

Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях: хочу к маме, пойду за хлебом , идти по трое, вернуться за ней.