Болезни Военный билет Призыв

Лаврентьевская летопись 1185 год читать. Особенности издания лаврентьевской летописи в составе "полного собрания русских летописей". Особенности издания Лаврентьевской летописи в составе "Полного собрания русских летописей"

Списки летописи

Лаврентьевская летопись оказала влияние и на позднейшие летописи - Троицкую , Новгородско-Софийский свод и др.

Хронология известий

Согласно подсчётам Н. Г. Бережкова, в Лаврентьевской летописи за 1110-1304 годы содержится 101 мартовский год, 60 ультрамартовских , 4 года ниже мартовских, 5 пустых, 26 не сохранились .

Группы 6619-6622 (1110-1113), 6626-6627 (1117-1118), 6642-6646 (1133-1137) годов ультрамартовские. 6623-6678 (1115-1170) в целом мартовские. 6679-6714 (1170-1205) в целом ультрамартовские. Но 6686 (1178), 6688 (1180) мартовские.

Третья группа лет: с повторного 6714 до 6771 (1206-1263) мартовские, но среди них 6717 (1208), 6725-6726 (1216-1217), 6740 (1231) - ультрамартовские. Читаемые после лакуны 6792-6793 (1284-1285) мартовские, 6802-6813 (1293-1304) ультрамартовские.

Издания

  • ПСРЛ. Т.1. 1846.
  • Летопись по Лаврентьевскому списку. / Издание Археографической комиссии . СПб, 1872. 2-е изд. СПб, 1897.
  • ПСРЛ. Т.1. 2-е изд. / Под ред. Е. Ф. Карского. Вып.1-3. Л., 1926-1928. (переиздания: М., 1961; М., 1997, с новым предисловием Б. М. Клосса; М., 2001).
  • Лаврентьевская летопись. (Полное собрание русских летописей. Том первый). Ленинград, 1926-1928
  • Лаврентьевская летопись (укр.)

Важнейшие исследования

  • Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М.: Изд.-во АН СССР, 1963.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сэндхарст
  • Климова, Екатерина Александровна

Смотреть что такое "Лаврентьевская летопись" в других словарях:

    ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - написана монахом Лаврентием и другими писцами в 1377. В основе владимирский свод 1305. Начинается Повестью временных лет (древнейший список) … Большой Энциклопедический словарь

    ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, написана монахом Лаврентием и другими писцами в 1377. Начинается Повестью временньгх лет (древнейший список), включает владимирский свод 1305. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - пергаменная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305, сделанную в 1377 группой переписчиков под рук. монаха Лаврентия по заданию суздальско нижегородского кн. Дмитрия Константиновича со списка нач. 14 в. Текст свода начинается с Повести… … Советская историческая энциклопедия

    Лаврентьевская летопись - пергаменная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305, сделанную в 1377 группой переписчиков под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско нижегородского князя Дмитрия Константиновича со списка начала 14 в. Текст… … Большая советская энциклопедия

    Лаврентьевская летопись - написана монахом Лаврентием и другими писцами в 1377. В основе Владимирский свод 1305. Начинается «Повестью временных лет» (древнейший список). * * * ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, рукопись на пергаменте с копией летописного… … Энциклопедический словарь

    Лаврентьевская летопись - Лавр ентьевская л етопись … Русский орфографический словарь

    Летопись Лаврентьевская - – летопись XIV в., сохранившаяся в единственном пергаменном списке (ГПБ, F.п.IV.2), переписанном в 1377 г. монахом Лаврентием по заказу великого князя Суздальско Нижегородского Дмитрия Константиновича. Текст Л. доведен до 6813 (1305) г. В шести… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Летопись - У этого термина существуют и другие значения, см. Летопись (значения). Лаврентьевская летопись Летопись (или летописец) это исторический жанр древнерусской литер … Википедия

    ЛЕТОПИСЬ - На Руси* ХI–XVII вв. вид исторической повествовательной литературы, представляющий собой записи о том, что произошло в годовом порядке (погодные записи). Слово летопись образовано от существительного лето* в значении ‘год’. Летописи являются… … Лингвострановедческий словарь

    Летопись - – свод исторических заметок по порядку годов и чисел месяца. Летопись русская, начатая неизвестным киево печерским монахом (может быть, Нестором), была продолжаема разными лицами. Эти продолжения названы или по месту упоминаемых в летописи… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Книги

  • Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись , А. Ф. Бычков. Первый том Полного собрания русских летописей, вышедший в 1846 г., уже давно исчез из научного обихода. Археографическая Комиссия два раза старалась заполнить этот пробел, выпуская вторым и… Купить за 1691 грн (только Украина)
  • Полное собрание русских летописей. Походные и путевые записки, веденные во время польской кампании в 1831 году. 1832. Т. 01. Летопись по Лаврентьевскому списку (Лаврентьевская летопись). 2-е изд , Политковский В.Г.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1872 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

Лавре́нтьевская ле́топись - одна из древнейших русских летописей. Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, под номером F.IV.2. Название летопись получила по имени монаха Лаврентия, указанного как написавшего данную книгу в колофоне.

Лаврентьевская летопись оказала влияние и на позднейшие летописи - Троицкую, Новгородско-Софийский свод и др.

История нахождения и опубликования

Не позднее конца XVI века и до начала XVIII века Лаврентьевская летопись хранилась в Рождественском монастыре города Владимира. Затем рукопись попала в частную коллекцию. В 1792 году она была куплена графом Мусиным-Пушкиным. Последний подарил её Александру I. В 1811 гуду Император передал летопись в Императорскую публичную библиотеку (сейчас Российская национальная библиотека), где рукопись и находится по сей день.

  • Впервые полностью опубликована в 1846 году в «Полном собрании русских летописей» (том 1).
  • В 1872 году рукопись была частично опубликовани фототипическим способом (опубликована летопись только до 1110 года, т.е. только "Повесть временных лет")

Особенности издания Лаврентьевской летописи в составе "Полного собрания русских летописей"

Издание в составе ПСРЛ выполнено по трём спискам, однако можно считать каждый из этих списков самостоятельной летописью:

  • Лаврентьевский список. Пергаментный кодекс, сохранилось 173 листа, утеряны 12 листов. Сейчас отсутствуют между л.9-10 6 листов о событиях 6406-6429 (898-921) годов, после л.169 - 5 листов о событиях 6771-6791 (1263-1283) годов, после л.170 - 1 лист о событиях 6796-6802 (1288-1293) годов. Эти три лакуны в изданиях ПСРЛ восполняются по тексту Радзивилловской летописи .
: Переписан двумя писцами при незначительном участии третьего, при этом второй писец назвал себя в приписке - это монах Лаврентий (от его имени и происходит название летописи), он указал, что начал работу 14 января, а закончил 20 марта 6885 (1377) года при великом князе Дмитрии Константиновиче и по благословению епископа Суздальского Дионисия. Лаврентий переписал л. 40 об. - 173 об., первый писец - л. 1 об. - 40 об. Чуть позже в летопись вставлены три листа: л. 157 и л. 167 переписаны третьим писцом, а л. 161 - вторым. Текст летописи завершается событиями 6813 (1304) года.
Согласно наиболее распространённому мнению, Лаврентий в точности повторил тверской свод 1304 года. По гипотезе В. Л. Комаровича и Г. М. Прохорова (не принятой Я. С. Лурье и Б. М. Клоссом), рассказ о татарском нашествии 1237-1238 годов подвергся при переписке некоторой переработке.
  • Радзивиловская летопись. Её текст опубликован в т. I ПСРЛ в виде разночтений, а в т. XXXVIII ПСРЛ полностью.
  • Московско-академическая летопись. Совпадающий текст заканчивается описанием смерти княгини Марии в 1205 году. Дальнейший её текст опубликован отдельно и включает в себя относительно подробное изложение событий 1205-1238 годов (л.217-246)), а также краткую летопись 1239-1419 годов (л.246-261), последнее известие помечено октябрем 6927 (1418) года. Её единственный список датируется около 1498 года. Анализ разночтений показывает, что Московско-академическая и Радзивиловская летописи заметно ближе друг к другу, чем к Лаврентьевской.

В конце четырнадцатого - в начале пятнадцатого столетия на территории современной России летописание развивается очень стремительно. Этим временем датируются многочисленные своды, составителями которых являются умнейшие личности того периода. Авторы этих трудов собирают, переводят и редактируют существующие летописи, вносят свои правки и мысли.

По традиции, каждая новая книжная летопись в начале имела ведомости о жизни Киевской Руси. Часто авторы ссылались на «Повесть временных лет» или цитировали некоторые отрывки из нее. Поэтому с каждым новым сводом продолжалась беспрерывная цепочка сказаний о матери городов русских. Летописцы обращали свое внимание не только на златоглавый Киев, а также на другие Суздаль, Рязань, Новгород, Москву, Владимир.

Важным документом, который запечатлел жизнь древнего мира, является Лаврентьевская летопись. Он назван так по имени Лаврентия, монаха, который вместе с помощниками написал его в 1377 году. Местом создания свода считается о чем свидетельствует соответствующая надпись на страницах летописи. Таким образом, первая русская летопись является копией предыдущего утраченного свода и содержит данные о событиях до 1305 года.

Лаврентьевская летопись начинается словами «Повести временных лет», в которых воспевается величие Руси. Также в свод включено «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, который славился своею мудростью и рассудительностью. В нем князь призывает соотечественников прекратить распри, забыть обиды и вместе стоять за правое дело. Далее лаврентьевская летопись с грустью рассказывает о нелегкой борьбе русского народа с монголо-татарами, о мучительной гибели его князей и героизме простых людей.

Данный летописный свод писался накануне памятной Поэтому он содержит чаяния народа о победе над захватчиками, призыв к единению. Между строк чувствуется обострение отношений между Золотой Ордой и Москвой. Поэтому можно смело утверждать, что труд этот имел целью поднять патриотический дух народа.

Лаврентьевская летопись представляет собою памятку письменности. Дата, указанная автором - 1377 год по древнерусскому календарю, исчисляется как 6885 от сотворения мира. Большей частью она рисует стан вещей в Владимиро-Суздальской Руси 1164—1304 годов. Но также содержит известия о южных княжествах страны.

Старинная летопись всегда привлекала внимание историков, культурологов и других ученых, которые интересуются древностью. Конечно, оригинал недоступен широкой общественности - он бережно хранится в архивах Российской национальной библиотеки, что в Санкт-Петербурге. Тщательно отреставрированный пергамент вынимают несколько раз в год для изучения и проверки.

Не так давно сайт им. Б.Ельцина выставил цифровой скан летописи, чтобы любой желающий смог увидеть этот важнейший исторический документ. Каждый человек может не только попробовать прочитать текст древнеславянским языком, но и ознакомиться с его содержимым на современном русском наречии.

Новгородско-Софийский свод и др.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лаврентьевская ЛЕТОПИСЬ - 1377 г - Дом СЛАВЯН И ВСЕХ НАРОДОВ

    ✪ Разведопрос: историк Александр Скробач про основание Киева

    ✪ РОЖДЕНИЕ РОССИИ I Михаил Кром

    ✪ Доказательство того, что Радзивилловская летопись - ПОДДЕЛКА!

    ✪ Остромирово Евангелие Древнейшая Рукопись КИЕВСКОЙ РУСИ XI век

    Субтитры

    а что вы знаете о китае например так что из 10 наиболее кровопролитных войн в истории 8 произошли на территории китая вот как то так всем привет с вами едоков добро пожаловать на мой канал сегодня в центре нашего внимания будет вуаля во время пев ская летопись 1377 года этот ценнейший памятник мировой культуры и хранится в российской национальной библиотеки в санкт-петербурге к ним получила название по имени песца монахова в ленте повествование в лаврентьевской летописи доведена до 1300 5 года в составе лаврин тирский летописи дошел до нас самый старый и сохранившиеся список повести временных лет древнейшего летописного свода восточных славян вот листы древнего манускрипта овеянной звоном русской воинской славы золотую нитью в повествовании проходит общечеловеческая тема патриотизма и мужественного раздумья над судьбами родной земли ну что ж давайте посмотрим более конкретно на эту рукопись и так вуаля чем мне нравятся подобные сайты тем что мы можем подробно посмотреть и полюбоваться на эту рукопись итак здесь друзья мои а в одном углу как мы с вами замечаем мы можем наблюдать эту летопись в ее первозданном виде дальше мы конечно же можем увидеть перевод этой летописи вот к примеру там берем первую страничку так так так так дальше пойдем лист 2 1 оборот так как так красиво красиво и вот вуаля здесь идет перевод старая русский точнее но вот старинный перевод а здесь уже идет современный внизу перевод этого текста кто усомнится в этой подлинности спокойно можете взять увеличить картинку и вот пожалуйста можете читать все повести временных лет да пожалуйста вот повести минувших лет ну давайте вот смотрим перевод откуда пошла русская земля и кто в киеве стал первым княжить и как возникла русская земля так начнем повестью по потоки 1 из сыновей но и разделили землю сим хам и иафет и достался восток всему это персия и так далее так далее так далее далее по индии и прочее прочее тут кстати огромное перечисление что кому досталось прошу это отметить что очень интересно сколько тут описывается стран сколько народов соответственно это ну это это просто красивое это интересно и я думаю что каждый из вас возьмет начнет читать вот значит переходим с вами непосредственно давайте перейдем непосредственно к содержанию вот пожалуйста содержание спасибо тем кто придумал этот сайт и вот примеры смотрим а славянок что мы можем увидеть о славянах вот смотрим пожалуйста сим же хам и иафет разделили землю бросить жребий и порешили не вступать никому вдоль у брата и жили каждый в своей части был единый народ и когда умножили все люди на земле замыслили они построили столб до неба было это в дни никто на и факты фалика никто на и фалика и собрались на месте поля сена поля senor строить столб до неба и город около него вавилон и строили столб тот 40 лет и не был он закончен и сошел господь бог видит город и столб и сказал господь вот рот един и народ един и смешал бог народы и разделил на 70 и два народа и рассеивал по всей земле что касаемо кстати вот так разрушил в столб так и так далее вот прославим прославим здесь и вот спустя много времени селе славяне по дунаю где теперь земля венгерская и болгарская и от этих славян разошлись славяне по земле и про звались именами своими где кто сел на каком месте так например одни и так далее так далее но интересно интересно пожалуйста можете на старославянском читать то есть пожалуйста вот здесь все и то есть все это переведи но все для нас это сделано по этому спокойно друзья мои переходим и смотрим изучаем эту управленческую летопись думаю что вам будет интересно ссылочка будет под видео на советик никакого. и рф и кстати знаете что самый уродливый рыбой в мире стало рыба-капля вот как то так ну что ж палец верх подписываемся на канал а я продолжаю дальнейшее книга как пока пока

История нахождения и опубликования

Не позднее конца XVI века и до начала XVIII века Лаврентьевская летопись хранилась в Рождественском монастыре города Владимира . Затем рукопись попала в частную коллекцию. В 1792 году она была куплена графом Мусиным-Пушкиным (по его имени в старой историографии, например, у Н. М. Карамзина, Лаврентьевская летопись называлась Пушкинский список ). Последний подарил её Александру I . В 1811 году император передал летопись в Императорскую публичную библиотеку (сейчас Российская национальная библиотека), где рукопись и находится по сей день.

  • Впервые полностью опубликована в 1846 году в «Полном собрании русских летописей» (том 1).
  • В 1872 году рукопись была частично опубликована фототипическим способом (опубликована летопись только до 1110 года, то есть только «Повесть временных лет»)

Особенности издания Лаврентьевской летописи в составе «Полного собрания русских летописей»

На листах 172об и 173 приведён колофон, выполненный монахом Лаврентием, который завершил написание рукописи 20 марта 6885 (1377) года при великом князе Дмитрии Константиновиче и епископе суздальском и новгородском Дионисии.

На завершающих листах 173 и 173об. так же имеются некоторые записи.

Хронология известий

Согласно подсчётам Н. Г. Бережкова, в Лаврентьевской летописи за 1110-1304 годы содержится 101 мартовский год , 60 ультрамартовских , 4 года ниже мартовских, 5 пустых, 26 не сохранились.

Группы 6619-6622 (1110-1113), 6626-6627 (1117-1118), 6642-6646 (1133-1137) годов ультрамартовские. 6623-6678 (1115-1170) в целом мартовские. 6679-6714 (1170-1205) в целом ультрамартовские. Но 6686 (1178), 6688 (1180) мартовские.

Третья группа лет: с повторного 6714 до 6771 (1206-1263) мартовские, но среди них 6717 (1208), 6725-6726 (1216-1217), 6740 (1231) - ультрамартовские. Читаемые после лакуны 6792-6793 (1284-1285) мартовские, 6802-6813 (1293-1304) ультрамартовские.