Болезни Военный билет Призыв

Методика о с ушаковой по развитию речи. Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Диагностирование детей по методике О.С. Ушаковой. задание: игра с мячом

В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Методика О.С. Ушаковой состоит из трех серий с заданиями (Приложение №1).

Iсерия - задания на выявление уровня развития словаря и грамматики;

IIсерия - задания на выявление уровня развития звуковой культуры речи;

IIIсерия - задания на выявление уровня развития связной речи.

Вопросы задавались детям в индивидуальном порядке и оценивались по 3-х бальной системе по методике О.С. Ушаковой. Результаты занесены в сводную таблицу обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход обследования

I серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1-2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1-2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2-3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-2 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка.

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

2) называет два слова (словосочетания);

3) называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2) называет 2-3 слова;

3) подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) называет 2-3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).

Аналогичные вопросы задаются цро других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака - щенок - щенки, много щенят; корова - теленок - телята - двое телят; лошадь - жеребенок - жеребята - много жеребят; овца - ягненок - ягнята - много ягнят).

1) Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, ле-совичок.)

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом игла.

1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II серия заданий (звуковая культура речи).

1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)

2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь? (Черепаха, курица.)

3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро - медленно, тихо - громко - шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».

1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2) отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

III серия заданий (связная речь).

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

Результаты: низкий уровень 1-25баллов, средний уровень 26-50баллов, высокий уровень 51-75баллов.

При диагностическом обследовании детей выявлено, что у дошкольников есть проблемы со словарным запасом, недостаточный уровень развития связной речи, несформированность навыков грамматически правильной речи. У 25% (5 человек) детей группы речь развита на низком уровне, 75% (15 человек) воспитанников имеют средний уровень развития речи. Высокого уровня развития речи у детей выявлено не было. Для наглядности поместим результаты диагностики на график и сводную таблицу развития детей.


Тема. Развитие речи дошкольников, как необходимое условие личностного развития.

Ф. И. О. Клеймёнова Галина Алексеевна,

воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 «Колокольчик» Старооскольского округа Белгородской области.

Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»

Р. Эмерсо
В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, в силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): « речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой ана-литико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных .

Речь - инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребёнка речи, воспитатель одновременно развивает его интеллект. Развитие интеллекта - центральная задача, которую ставит перед собой педагог в дошкольном учреждении.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром (внеязыковая реальность). Знаковая система языка - морфемы, слова, словосочетания, предложения - кодирует окружающую человека действительность.

Система работы по речевому развитию заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости трёх её компонентов.

1. Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям (звукопроизношение, артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т.д.).

2. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными (10-15 минут); могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

3. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.

Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Поэтому дошкольные учреждения являются важным звеном в формировании развития личности ребёнка.

В дошкольном учреждении умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей осуществляется в процессе развития речи. Содержанием речи, усваиваемой ребёнком дошкольного возраста, как известно, является отражённая в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живёт, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город, процессы труда людей, природа - неживая и живая. В содержание развития речи старшего дошкольника включаются и эстетические понятия, связанные с понятием долга в отношении окружающих людей, природы, представления о явлениях общественной жизни, праздниках. Поэтому «Программа воспитания и обучения в детском саду» объединяет работу по развитию речи с работой по ознакомлению детей с окружающим, а также с художественной литературой и определяет формы этой работы .

Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. В дошкольных учреждениях знакомят детей с фольклорными и литературными произведениями, благодаря этому дошкольники учатся владеть выразительными средствами родного языка.

Ознакомление с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения дошкольников.

Система речевой работы способствует последовательному усвоению структурных элементов языка. Основным в этом является создание оптимальных педагогических условий для развития языковых способностей дошкольников. В связи с этим повышается удельный вес работы над словом как основной единицей языка и определение круга языковых явлений, с которыми можно знакомить детей дошкольного

возраста.

Дошкольный возраст - это возраст игры. Именно в игре, по нашему мнению, зарождаются взаимоотношения между детьми. Они учатся общаться друг с другом, в игре развивается речь ребёнка.

Игры подбираются по интересам и по желанию детей. Для развития речи используются в работе малые формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки, колыбельные, народные песенки, потешки, пестушки и т.п.

Используя, с помощью взрослых, в своей речи пословицы и поговорки, дети старшего дошкольного возраста учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи дошкольника. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи старшего дошкольника.

Колыбельные песни развивают речь дошкольника, обогащают их речь за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, И.П.Павлов. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.

Достичь наиболее эффективных результатов можно только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Для этого мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: "Игры и упражнения по развитию речи детей 3-го года жизни", "Развитие речи младших дошкольников" "Речевое развитие детей старшего возраста", "Дидактическая игра и развитие речи детей" и др. Собрания стараемся проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей. В индивидуальной беседе стараемся тактично и ненавязчиво объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, без чьей либо помощи, но это заблуждение. Часто советуем родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин, можно поиграть в словесные игры.

Таким образом, ДОУ предполагает целенаправленную деятельность его участников, творческий подход к его организации и личностно-ориентированную модель воздействия, что является необходимым условием для успешного развития речи дошкольников.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

3. Новоторцева Н. В. Энциклопедия речевого развития. - М.: ЗАО

«РОСМЭН - ПРЕСС», 2008

4. М атериалы сайта ссылка на сайт ()

Эта диагностика заключается в следующем. Для выявления развития словаря подобраны 2 задания: 1 игра с куклой и 2 игра с мячом.

Для проведения диагностики необходимо 2 предмета: хорошо знакомая детям кукла и мяч. Сначала необходимо замотивировать детей тем, что в гости пришла кукла, и она хочет познакомиться (сюрпризный момент). После этого осуществляется показ ребенку куклы.

1 задание: игра с куклой , (задаются вопросы в следующей последовательности):

Как зовут куклу? Скажи её имя.

1) Ребенок называет имя в кратком предложении (её зовут Таня)

2) Дает имя (одним словом, Таня)

3) Не даёт имени (повторяет слово кукла)

Что на кукле надето?

1) Самостоятельно называет 2 или более предмета (платье, носки, туфли)

2) С помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (это - носочки; начинает взрослый, ребенок договаривает)

3)Показывает предметы одежды, но не называет.

Что на тебе сейчас надето?

1)Называет 2 и более слова (кофта, шорты, штаны)

2)Называет 2 слова (штаны, кофта)

3)Называет 1 слово (платье)

2 задание: игра с мячом

Что у меня в руке? Что это? (держу в руке мячик большой)

1) Называет слово мячик и указывает размер (большой мяч)

2) Называет слово (мячик)

3) Называет другое слово или ничего не называет

Что делает мячик? (после показа действия с мячом задаю вопрос)

1) Называет 2 и более слова (катать, бросать, прятать)

2) Называет 2 слова (катать, бросать)

3) Называет 1 слово (играть)

3. Какой мяч? (дать мяч в руки ребёнка)

1) Называет два признака и более (красный, большой)

2) Называет одно слово (большой)

3) Не называет качеств, говорит другое слово (играть)

Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют № 2 – 2 балла; если ответы соответствуют № 3 – 1 балл.

Высокий уровень оценивается в 3 балла – ребенок активен в общении, запас словаря достаточный.

Средний уровень оценивается в 2 балла – ребенок умеет понимать и слушать речь, участвует в общении, отличается не высоким запасом словаря.

Низкий уровень оценивается в 1 балл – ребенок малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден.

Приложение 5

Таблица - Уровень развития словаря детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Игра с куклой Игра с мячом Общее количество баллов Уровни
задание задание задание задание задание задание
н с в н с в н с в н с в н с в н с в
Алина средний
Семён низкий
Эллина высокий
Егор высокий
Катя высокий
Соня высокий
Лера средний
Глеб низкий
Виолетта средний
Влад низкий

Примечание:



Н - низкий;

С - средний;

В – высокий.

Приложение 6

Цель: выявление уровня развития словаря

ФИ ребёнка: Абатурова Эллина

Дата проведения: 24.10.2016 г.

Возраст ребёнка: 2,3 года

1 задание: игра с куклой



2 задание: игра с мячом

Протокол беседы с детьми по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

(на констатирующем эксперименте)

Рекомендации к проведению обследования
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме.
Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:
§ умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам;
§ способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов;
§ навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций);
§ навыков составления разных типов высказываний. Наши вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за

высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I - высокий, II - средний (достаточный) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого , повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:
1) правильный ответ;
2) частично правильный;
3) неточный ответ.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 - уровень ниже среднего.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (правильное звуко-произношение, становление интонационной структуры речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Превалирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение; развиваются сложные формы предложений, состоящих из главных и придаточных, в речи отражаются причинные, целевые, условные и другие связи, выраженные через союзы. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа.
Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р, рь, л, ль) звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа как над развитием артикуляционного аппарата ребенка , так и над развитием таких элементов звуковой культуры, как темп, дикция, сила голоса. Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.
Очень ярко выступает и проблема речевых новообразований, которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребенку творческим освоением богатств родного языка.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса. Речь ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ РЕЧЕВЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ ПО
РАЗНЫМ СТОРОНАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Для краткости изложения условно обозначаем речевые задачи: словарь, грамматика, фонетика, связная речь. Словарь Выявить умения:
1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто это? что это?
2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы какой? какая?
3) называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?
4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);
5) понимать противоположные значения слов (большой - маленький, громко - тихо, бежать - стоять).
Грамматика
Выявить умения:
1) образовывать наименование животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот - кошка - котенок - котик - котята);
2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослым.
Фонетика
1) Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
Связная речь
1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;
4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
Материал для обследования: кукла (которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти); мяч (яркой расцветки, резиновый); кошка (лучше всего мягкая игрушка); картинки небольшого формата: 1) кошка с котятами, 2) изображение игрушек, 3) отдельные предметы посуды , одежды, мебели.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
Задание 1. Кукла.
Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.
1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.
1) Ребенок называет имя в предложении (Я хочу назвать ее Марина);
2) дает имя (одним словом);
3) не дает имя (повторяет слово кукла).
2. Скажи, какая Марина?
1) Называет два слова и более (красивая, нарядная);
2) называет одно слово (хорошая);
3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).
3. Что на ней (Марине) надето?
1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);
2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи...» (Это - носочки, это - платье);
3) показывает предметы одежды, но не называет.
4. Как назвать одним словом? (Педагог называет: «Платье, носки - это...?»)
1) Ребенок называет обобщающие слова (одежда, вещи);
2) называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта...);
3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).
5. Какая одежда надета на тебе?
1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);
2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);
3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь (тапочки, туфли).
6. Что делает Марина? (Педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает руку, машет ею.)
1) Ребенок называет все действия;
2) называет два действия (встала, подняла руку);
3) называет одно слово - действие (стоит или сидит).
7. Что можно делать с куклой?
1) Называет более двух слов {укладывать спать, качать ее, играть);
2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
8. Саша, попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села.
1) Использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуста);
2) называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);
3) называет действия не в требуемой форме (встать, сесть).
9. Составление совместного рассказа по схеме: «Это... (кукла). Она... (красивая). Ее зовут...
(Марина). У net есть... (красное платье, белый бант). С куклой можно... (играть)».
2) заканчивает два предложения;

3) называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).
Задание 2. Мяч.
1. Какой мяч (дать в руки ребенка)?
1) Называет два признака и более (круглый, резиновый);
2) называет одно слово;
3) не называет качеств, говорит другое слово (играть).
2. Что с ним можно делать?
1) Называет более двух слов (глаголов) (подбрасывать, в футбол играть);
2) называет два действия (играть, бросать);
3) называет одно слово (играть).
3. Взрослый задает вопрос после действия. Бросает ребенку мяч и говорит:
- Что я сделала (бросает мяч)? (Бросила.)
- А ты что сделал? (Поймал.)
- Теперь ты бросай. Что ты сделал? (Бросил.)
- А я что сделала? (Поймала.)
1) Ребенок называет все глаголы в нужной форме;
2) называет 2-3 глагола правильно;
3) называет только одно действие.
4. Составим рассказ про мяч: «Это... (мяч). Он... (круглый, си-ний). Мяч можно... (катить, ловить, бросать). Я люблю... (играть с мячом)».
1) Ребенок заканчивает предложение, называя 2-3 признака и действия;
2) называет по одному слову, повторяя сказанное взрослым;
3) не может закончить предложение, начатое взрослым.
Задание 3. Картина «Кошка с котятами».
1. Воспитатель спрашивает: «Кто это? (Кошка.) Какая она?»
1) Ребенок самостоятельно отвечает (Это - кошка, у нее котята. Кошка черная);
2) отвечает по вопросам педагога;
3) описывает своего кота (из опыта) (У меня есть кот Мартын, он очень толстый).
2. Как назвать детеныша кошки?
1) Называет правильно (единственное число - котенок, котик);
2) вместо единственного называет множественное число (ко-тенки, котята);
3) не выполнил задания.
3. Когда много детенышей , как сказать?
1) Называет множественное число (котятки, много котят);
2) вместо множественного называет единственное число (котеночек, котик)",
3) не выполнил задания.
4. Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята... (маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка... (короткий); кошка бегает быстро, а котята... (медленно); кошка-мама мяукает громко, а котята (тихо)».
1) Ответил на все задания;
2) выполнил 2-3 задания;
3) ответил на одно.
5. Совместное рассказывание. «Это... (кашка). Она... (большая). У кошки есть... (котята). Кошка любит... (своих котят; играть, лакать молоко)».
1) Ребенок заканчивает все предложения;
2) заканчивает 2-3 предложения;
3) называет одно слово.
Задание 4.
1. Как одним словом назвать куклу, мяч?
1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);
2) перечисляет названия (Катя, мяч);
3) говорит одно слово (кукла).

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?
1) Составляет рассказ из личного опыта (Уменя дома есть машинки. Их много, все машинки разные.
Я ставлю их в гараж);
2) перечисляет игрушки;
3) называет одну игрушку.
Задание 5.
Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».
1) Ребенок пересказывает сказку самостоятельно;
2) рассказывает по вопросам воспитателя;
3) называет отдельные слова.
Задание 6.
Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит. Таблица по выявлению фонетической стороны речи составляется отдельно.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла.
Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
Ребенок научается правильно понимать и употреблять термины слово, звучит, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове , выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом - его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки (Мяч - это игрушка: в него играют). Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением).
Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами («детскими» словами типа «ма-шинский»,
«откнопил», «ползук»).
Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и имен существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, с суффиксами, обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.
Дети осваивают умение строить разные типы высказывания - описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек».
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа).

Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру , последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает словои звукопроизношение.
Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.
Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.
Речевые задачи по отношению к детям пятого года жизни состоят в следующем.
Словарь
1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика
1) Соотносить названия животных и их детенышей (лиса - лисенок, корова - теленок);
2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
4) составлять предложения разных типов.
Фонетика
1) Правильно произносить звуки родного языка;
2) находить слова, сходные и различные по звучанию;
3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Связная речь
1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Детям среднего дошкольного возраста даются такие же задания, что и детям четвертого года жизни, однако они усложняются тем , что ребенку, помимо называния игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств предмета, предлагается определить значение слова, обозначающего предмет.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ