Болезни Военный билет Призыв

Нормирование воздействия отходов на окружающую среду

  1. 1. Тема 3: «Нормирование воздействия отходов на окружающую среду». Перечень нормативных актов: Федеральный закон от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства ипотребления» (с изменениями) (главы с 1 по 8). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30декабря 2001г.№195-ФЗ (с изменениями) (главы 2,3,4,8). Федеральный закон от 4мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» (в редакции ФЗ от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.10.2011г.№ 283-ФЗ, с изм. внесенными ФЗ № 327-ФЗ) (главы с 1 по 3). Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 255 «О лицензированиидеятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору,использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности»). Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомномунадзору от 19 октября 2007 г. N 703 «Об утверждении Методических указаний поразработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 февраля 2010 г.N 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов илимитов на их размещение». Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 февраля 2010 г. N30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании,использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключениемстатистической отчетности)». Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасныхотходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.). Приказ МПР РФ от 15.06. 2001г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесенияопасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды». Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомномунадзору от 15 августа 2007 г. N 570 «Об организации работы по паспортизацииопасных отходов». Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 сентября 2011 г. N721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Приказ МПР РФ от 2декабря 2002г. № 785 «Об утверждении паспорта опасногоотхода». Приказ МПР РФ от 2декабря 2002г. № 786 «Об утверждении федеральногоклассификационного каталога отходов» (с изменениями от 30 июля 2003г.). Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010г. №49«Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов».
  2. 2. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»установлены следующие термины и определения: Отходы производства и потребления (далее - отходы) - остаткисырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которыеобразовались в процессе производства или потребления, а также товары(продукция), утратившие свои потребительские свойства; Обращение с отходами - деятельность посбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов вцелях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшемуиспользованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попаданиявредных веществ в окружающую природную среду; Использование отходов - применение отходов для производства товаров(продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание иобеззараживание отходов на специализированных установках, в целяхпредотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека иокружающую природную среду; Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более 6месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиямизаконодательства в области охраны окружающей среды и законодательства вобласти обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вцелях их дальнейшегоиспользования, обезвреживания, размещения, транспортирования; Объект размещения отходов - специально оборудованноесооружение, предназначенное для размещения отходов(полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходовконкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом наустановленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологическойобстановки на данной территории; Норматив образования отходов - установленное количество отходовконкретного вида при производстве единицы продукции; Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки всоответствии с системой классификации отходов. Паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежностьотходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведенияоб их составе.
  3. 3. По Базельской конвенции опасность отходов является комплекснымпонятием, включающим наличие у отхода одного или нескольких опасных свойств всоответствии с приложением III. Каждое опасное свойство имеет качественную характеристику. Мера опасности отхода находит свое выражение в понятии «классаопасности» того или иного вида. В соответствии с Приказом МПР РФ от15.06.2001г. №511 «Об утверждениикритериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающейприродной среды» установлено 5 классов опасности. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредноговоздействия на окружающую природную среду (далее ОПС) при непосредственномили опосредованном воздействии опасного отхода в соответствии с Критериямиприведенными в «Критериях отнесения опасных отходов к классу опасности дляокружающей природной среды» (Приказ МПР РФ от15.06.2001г. №511). Отнесения отходов к классу опасности для ОПС осуществляется по ФККО и егоДополнению. Нормативы образования отходов и связанные с ними лимиты на ихразмещение являются основным инструментом управления отходами на всехуровнях хозяйственной деятельности. Основными целями такого управленияявляется минимизация объемов образования. В соответствии со ст.18 Федерального закона «Об отходахпроизводства и потребления» индивидуальные предприниматели июридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельностикоторых образуются отходы (за исключением субъектов малого исреднего предпринимательства), разрабатывают проектынормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результатехозяйственной и иной деятельности которых образуютсяотходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительнойвласти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации всоответствии с их компетенцией отчетность обобразовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов вуведомительном порядке.(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещениеосуществляется при проведении инвентаризации отходов и объектов ихразмещения, в соответствии с утвержденными технологическимирегламентами, техническими условиями, отраслевыми стандартами и другиминормативными документами.
  4. 4. На основании разработанного ПНООЛР устанавливается лимит размещенияотходов с указанием их класса опасности, объема, мест и условий накопления,удаления, способ обращения с отходами (хранение, захоронение, использование,обезвреживание). Приказом Федеральной службы Ростехнадзора от 19 октября 2007г. № 703утверждены Методические указания по разработке проектов нормативовобразования отходов и лимитов на их размещение. «Методические указания по разработке проекта нормативов образованияотходов и лимитов на их размещение» определяют единый подход к разработкепроекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и нераспространяются на вопросы обращения с радиоактивными отходами. При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на ихразмещение учитываются: объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектноймощности; результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения; наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживанияотходов данного вида; наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихсяобъектов размещения отходов; экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещениюотходов; возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемыхотходов; экономически целесообразный объем транспортной партии для вывозаотходов; наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которыевключены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов,являющийся составной частью государственного кадастра отходов; предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых кразмещению, на окружающую среду; экологическая обстановка на территории.
  5. 5. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лицПНООЛР разрабатывается вновь в случаях: истечения срока действия; изменения производственного процесса и используемого сырья; реконструкции и технического перевооружения предприятия. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов илимитов на их размещение определен приказом Министерства природных ресурсови экологии РФ от 25 февраля 2010 г. N 50 «О порядке разработки и утверждениянормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Индивидуальные предприниматели и юридическиелица, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к субъектаммалого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и инойдеятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующиетерриториальные органы, отчетность обобразовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов(за исключением статистической отчетности) в уведомительномпорядке. Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднегопредпринимательства являются количества отходов, фактическинаправленные на размещение в соответствии с отчетностью обобразовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов(за исключением статистической отчетности). Массы (объемы), предназначенные для накопления (на срок не более чемшесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии стребованиями законодательства РФ, в лимиты на размещение отходов невключаются. В целях реализации п.4 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ«Об отходах производства и потребления» утвержден приказом Министерстваприродных ресурсов и экологии РФ от 16 февраля 2010 г. N 30 «Порядокпредставления и контроля отчетности обобразовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (заисключением статистической отчетности) (далее - Порядок)». Порядокпредназначен для индивидуальных предприниматели и юридическихлиц, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого исреднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельностикоторых образуются отходы. Данный Порядок устанавливает требования к содержанию и представлению сотчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещенииотходов.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду. Основан на Концепции Комплексного регулирования отношений по охране окружающей среды Носит рамочный характер Включает нормы по ОВОС, экологической сертификации, аудиту, нормировании допустимого изъятия компонентов окружающей среды и пр. Устанавливает персональную ответственность руководителей и членов комиссий и пр.


Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды 1.Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. 2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.


Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды 3. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 1. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду…


Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Статья 22. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду 2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. 3. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.






Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.


Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. Статья 11. Нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух 1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.


Федеральный закон N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. Статья 12. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух 1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели; предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;


Требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха Разработка ПДВ и ВСВ обеспечивается: На основе проектной документации для вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной деятельности; На основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух для действующих объектов хозяйственной деятельности;


Требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха При инвентаризации учитываются все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе технологических процессов, от всех стационарных источников (организованных, неорганизованных) и от автотранспорта.




Состав проекта ПДВ 1. Введение; 2. Общие сведения о предприятии; 3. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы; 4. Проведение расчетов и определение предложений ПДВ; 5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях; 6. Контроль за соблюдением нормативов на предприятии


Требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха Нормативы ПДВ в атмосферу устанавливаются сроком на 5 лет; Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу выдается на 5 лет. При отсутствии разрешений на выбросы, при нарушении условий, предусмотренных разрешениями, выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены согласно Законодательству РФ.


Основание для отказа в выдаче разрешений на выбросы Приказом 288 Минприроды РФ от г. утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду Основаниями для отказа в выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду являются: истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы; отсутствие утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ; выявление в составе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не указанных в представленных Заявителем нормативах ПДВ и/или лимитах на выбросы, утвержденных в установленном порядке; выявление превышений установленных нормативов ПДВ и/или лимитов на выбросы с учетом погрешности измерений; невыполнение Заявителем в установленные сроки планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДВ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.


Требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха В соответствии со ст.45 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов веществ, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду. ФЗ-96 «Об охране атмосферного воздуха» запрещена эксплуатация транспортных средств, содержание вредных веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Нормы и метода контроля выбросов от автомобилей с бензиновыми двигателями определяет ГОСТ Р


Требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха Согласно ФЗ-96 «Об охране атмосферного воздуха» Документация на предприятии: Журналы ежедневного учета использования автотранспортных средств; ежедневного расхода горючего и пройденного километража; записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям; учета измерений дымности для автомобилей с дизельными двигателями




Классификация отходов ОТХОДЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА КЛАССЫ ОПАСНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОПАСНЫХ СВОЙСТВ (ПОЖАРООПАСНОСТЬ, ВЗРЫВООПАСНОСТЬ, ТОКСИЧНОСТЬ, И Т.Д.). ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ По степени опасности для окружающей среды 1-й класс – чрезвычайно опасные, 2-й класс – высоко опасные, 3-й класс – умерено опасные, 4-й класс - мало опасные 5-й класс практически неопасные Приказ МПР РФ N 511 от 15 июня 2001 г. «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» РОСТЕХНАДЗОР САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ По степени воздействия на среду обитания и здоровья человека 1-й класс – чрезвычайно опасные, 2-й класс – высоко опасные, 3-й класс – умерено опасные, 4-й класс - мало опасные СП Изменение 1 в СП «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» РОСПОТРЕБНАДЗОР


Класс опасности отходов для окружающей среды NСТЕПЕНЬ вредного воздействия опасных отходов на ОПС КРИТЕРИИ отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПС КЛАСС ОПАСНОСТИ отхода для ОС 1.1. ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует I КЛАСС ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЕ 2.2. ВЫСОКАЯЭкологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия II КЛАСС ВЫСОКО ОПАСНЫЕ 3.3. СРЕДНЯЯЭкологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника III КЛАСС УМЕРЕННО ОПАСНЫЕ 4.4. НИЗКАЯЭкологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х лет IV КЛАСС МАЛО ОПАСНЫЕ 5.5. ОЧЕНЬ НИЗКАЯЭкологическая система практически не нарушена V КЛАСС ПРАКТИЧЕСКИ НЕОПАСНЫЕ


Класс опасности отходов для окружающей среды В соответствии с приказом МПР России от N 511 отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.


ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления»; ФЗ от N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации; Приказ МПР N 30 от 16 февраля 2010 г. «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»; Постановление Правительства РФ 461 от «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. приказом Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703). Основные нормативные акты




Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами …2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 4… 5… ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»


Состав ПНООЛР ПНООЛР содержит информацию о: видах отходов; количестве отходов; классе опасности; схеме операционного движения отходов противоаварийных мероприятиях и мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов на ОС; местах временного хранения отходов… Цель: получение лимитов на размещение отходов


Требования в области обращения с отходами Для ежегодного продления лимитов природопользователем предоставляется в отдел технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за отчетный период Данный отчет, разрабатывается согласно приложению Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. приказом Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. N 703: - подтверждает, что сведения о перечне и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не изменились в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья; - содержит информацию о выполнении плана мероприятий за отчетный период по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду согласно проекту; - содержит информацию о балансе образовавшихся, используемых и размещаемых отходов за отчетный период


Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов включает: 1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства; 2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период; 3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы; 4) приложения.




Водный кодекс РФ от г. 74-ФЗ; Приказ МПР России от 17 декабря 2007 г. 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»; Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»; Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Утверждены приказом МПР России от г. 328; Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»; РД Порядок согласования проектов нормативов предельно-допустимого сброса вредных веществ в водные объекты; Требования в области охраны вод


Водный кодекс РФ от г. 74-ФЗ; Приказ МПР России от 17 декабря 2007 г. 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»; Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Утверждены приказом МПР России от г. 328; Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»; РД Порядок согласования проектов нормативов предельно-допустимого сброса вредных веществ в водные объекты. Основные нормативные акты


1. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу ОС; 2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 3. Государственный комитет РФ по рыболовству; 4. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; 5. Федеральное агентство водных ресурсов Природо- пользовате ль Проект НДС Разрешение на сбросы, план мероприятий по снижению сбросов ЗВ


Нормативы допустимых сбросов устанавливаются для каждого выпуска сточных вод предприятия исходя из условий недопустимости превышения ПДК в контрольном створе. При превышении ПДК – исходя из условий сохранения состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При невозможности соблюдения нормативов ДС устанавливаются лимиты на сбросы на основе временных разрешений. Цель: поэтапное достижение НДС. Требования в области охраны вод


Основание для отказа в выдаче разрешений на сбросы Согласно п Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом 288 Минприроды РФ от г. основаниями для отказа в выдаче разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду являются: истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы; выявление в составе сточных вод, поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ, не указанных в представленных Заявителем утвержденных нормативах допустимых сбросов и/или лимитах на сбросы; выявление превышений установленных нормативов допустимых сбросов и/или лимитов на сбросы с учетом погрешности измерений; невыполнение Заявителем в установленные сроки планов снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.




ФЗ 7 от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды"; Постановление Правительства РФ 632 от года «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Постановление Правительства РФ 344 от года «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» Основные нормативные акты


Виды платежей за негативное воздействие на окружающую среду Плата за негативное воздействие на окружающую среду объединяет собой несколько платежей, взимаемых за различные виды вредного воздействия. Закон предусматривает следующие виды: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.


Объекты платежей за негативное воздействие на ОС Согласно ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" данная плата вносится за следующие виды вредного воздействия: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.д.).


База для расчета платежа Базой для расчета платежа являются: объемы выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ; масса размещаемых на санкционированных или несанкционированных объектах отходов производства и потребления. Учет следует вести по каждому виду загрязняющего вещества и по каждому классу опасности отхода.


Нормативы платы В соответствии с п. 2 Порядка, установленного Постановлением N 632, введены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или виду вредного воздействия.


Нормативы платы Статья 2 Постановления N 344 предусматривает обязательное применение различных коэффициентов к нормативам платы. Эти коэффициенты зависят от экологического состояния атмосферного воздуха и почвы экономических районов России, а также от состояния водных объектов бассейнов морей и рек (Приложение N 2 к Постановлению N 344). Например, величина коэффициента при загрязнении атмосферного воздуха в Северо-Западном экономическом районе составляет 1,5. За загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух на территории городов, применяется еще и дополнительный коэффициент 1,2. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентом экологической ситуации, учитывающим загрязнение почв. В Северо-Западном экономическом районе коэффициент равен 1,3.


Порядок исчисления Порядок исчисления платы дифференцирован в зависимости от вида платежа. Плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и плата за сбросы вредных веществ в водные объекты складывается из трех сумм: за предельно допустимый выброс - ПДВ (сброс - ПДС); за выброс (сброс) в пределах установленного лимита (временно согласованный); за выброс (сброс) сверх установленного лимита. Сумма платы за предельно допустимый выброс (сброс) определяется путем умножения соответствующей ставки платы на фактический объем выброса (сброса), не превышающий установленный природопользователю норматив ПДВ (ПДС) (п. 3 Порядка определения платы).


Порядок исчисления платы Расчет суммы платы за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами имеет свои особенности. Такой расчет производится по видам топлива, используемым передвижными объектами. Нормативы платы по каждому виду топлива указаны в Приложении 1 Постановления N 344. Норматив выброса для конкретного вида топлива определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от N 609. Данными о фактической массе выброса загрязняющих веществ в результате сжигания топлива могут служить данные о расходе топлива (п. 5.3 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Минприроды России). Сумма платы определяется путем умножения фактического количества израсходованного топлива на норматив платы и на те же корректирующие коэффициенты, которые применяются при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами (см. выше).


Платежи за размещение отходов Плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи). Объект платежа - размещение отходов. База исчисления - количество фактически размещенных отходов. Определяется отдельно для видов платы: - за размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); - за сверхлимитное размещение отходов. Порядок исчисления платы также дифференцирован в зависимости от вида платежа


Платежи за размещение отходов Постановление Правительства РФ 344 от года «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» Устанавливает базовые ставки платежей за размещение отходов


Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления Вид отходов (по классам опасности для окружающей среды) Единица измерен ия Нормативы платы за размещение 1 единицы измерения отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов *, руб. 1 Отходы 1 – го класса опасности (чрезвычайно опасные) тонна1739,2 2 Отходы 2 – го класса опасности (высокоопасные) тонна745,4 3 Отходы 3 – го класса опасности (умеренно опасные) тонна497 4 Отходы 4 – го класса опасности (малоопасные) тонна248,4 5 Отходы 5 – го класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности тонна0,4 перерабатывающей пр-титонна15 прочиетонна8


Платежи за размещение отходов При размещении отходов плановая величина платы находится путем перемножения планируемого количества размещаемых отходов в пределах лимита и норматива платы за негативное воздействие на окружающую среду. Полученные данные о плановых суммах платы за негативное воздействие на окружающую среду отражаются в расчете, который должен быть согласован с органами МПР России (Ростехнадзора). Затем расчет представляется в налоговый орган по месту негативного воздействия на окружающую среду. Форма расчета приведена в Приложении N 1 к совместному письму МПР России от 3 марта 1993 г. N 04-15/61-638, Минфина России N 19, Госналогслужбы России N ВГ-6- 02/10.


Обратите внимание! При отсутствии разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается у организации как сверхлимитная. Плата за загрязнение в этом случае взимается в пятикратном размере (п. п. 5, 6 Порядка определения платы).


Порядок и сроки внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду Приказом Ростехнадзора от N 557 предусмотрено внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом). Период, за который вносятся платежи Срок уплаты I квартал текущего года 20 апреля текущего года II квартал 20 июля III квартал 20 октября IV квартал 20 января следующего года


Ответственность за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на ОС Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду согласно ст Кодекса об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб, на юридических лиц – от до руб. Татарникова Лилия Николаевна Директор по развитию Кандидат технических наук Химические анализы воды, воздуха, почв, отходов Разработка экологических Проектов Аттестация рабочих мест тел

3.1. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую средуВ соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду. В основе санитарно-гигиенического нормирования лежит понятие предельно допустимой концентрации.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) – это максимальная концентрация вредного вещества в единице объема (воздуха, воды) или массы (пищевых продуктов, почвы), которая при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов. Обоснованию гигиенических нормативов предшествуют многоплановые комплексные исследования. При таких исследованиях используются самые современные методы, разработанные в биологии и медицине.

Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее – об относительности наших знании, о безопасности или опасности тех или иных веществ. Достаточно вспомнить о том, что в пятидесятые годы дуст (ДДТ) считался безопасным для человека инсектицидом и широко рекламировался для использования в быту.

Для веществ, о действии которых не накоплено достаточно информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК) – полученные расчетным путем нормативы, рекомендованные для использования сроком на 2–3 года.

Для ВДК в воздухе и воде употребляется также термин, ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ), а для ВДК в почве – ориентировочная допустимая концентрация (ОДК).

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источниквоздействия и не регулируют его деятельность. Требования, предъявляемые к источникам воздействия, определяют научно-технические нормативы.

К научно-техническим нормативам относятся нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и НДС ), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей среды. В основу установления научно – технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

Научно-техническое нормирование предполагает введение деятельности хозяйственных объектов в отношении загрязнения окружающей среды, иными словами, определение предельно допустимых потоков вредных веществ, которые могут от источников воздействия попасть в воздух, воду, почву, таким образом, от предприятий требуется не собственно обеспечение тех или иных ПДК, а соблюдение пределов выброса и сброса вредных веществ, установленных для объекта конкретных источников, входящих в его состав. Загрязнение превышение величин ПДК в окружающей среде, не является нарушением со стороны предприятия, а, как правило, служит сигналом невыполнения установленных научно-технических нормативов (или свидетельством необходимости их пересмотра).

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателем и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.