Болезни Военный билет Призыв

Объем кратковременной памяти и «магическое число семь» по Джорджу Миллеру

Когнитивная психология (60 годы 20 века)изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение . Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были такие :

    "Неудача" бихевиоризма . Бихевиоризму, который вообще изучал внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения.

    Возникновение теории связи . Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации - т.е. в областях, существенных для когнитивной психологии.

    Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

    Изучение памяти . Исследования по вербальному научению и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

    Компьютерная наука и другие технологические достижения . Компьютерная наука и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект - заставили пересмотреть основные постулаты, касающиеся обработки и хранения информации в памяти, а также научения языку.

Когнитивная психология внесла новое понимание предмета и метода психологии. Поведение человека теперь рассматривается как детерминированное прежде всего его знаниями, основной областью исследований в психологии должна была стать и стала познавательная сфера личности . Знания многие когнитивисты понимают как информированность . Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации, главным аналогом которого в современной науке и технике является компьютер - ЭВМ. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве . Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж.Сперлинг, Р.Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У.Найссер).

Официальным днем рождения когнитивной психологии можно считать 6 апреля 1956 года. В этот день в «Психологическом обозрении» появилась статья Джорджа Миллера «Магическое число семь плюс-минус два» - первая работа сугубо когнитивистской ориентации, положившая начало целому научному направлению. Центральная для когнитивной психологии проблема - переработка информации, которую человек черпает из внешнего мира. Миллер сумел показать, что люди способны расширить ограниченные возможности кратковременной памяти, группируя отдельные единицы информации и используя символы для обозначения каждой из групп. Например, последовательность цифр 7 1 4 1 2 1 9 9 7, предъявляемую на короткий промежуток времени, запомнить не так-то просто. Это легче сделать, если организовать последовательность следующим образом: неделя (7 дней), две недели (14 дней), количество месяцев в году (12), определенный год (1997).Таким образом, было показано, что ограниченность кратковременной памяти определяется совсем не количеством информации, объективно измеряемой в битах, а субъективной организацией материала в более или менее крупные «порции» или «куски», размеры которых меняются в процессе обучения . Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что кратковременная память не просто предшествует долговременной - ее возможности определяются содержанием долговременной памяти или опыта. Вместе со своим коллегой Джеромом Брунером Миллер создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процесс восприятия и образования понятий, мышление и психология развития.

Найссер Ульрих - американский психолог, один из основателей когнитивной психологии, директор Центра когнитивной психологии. Найссер определил познание как процесс, при котором «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются... Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности». Т.о. когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, памятью, мышлением и всеми остальными видами психической активности.1967 – опубликовал книгу «Когнитивная психология ». Восприятие и другие познавательные процессы – это не просто операции, совершаемые в голове индивида, но и акты взаимодействия с миром, и такое взаимодействие не просто информирует субъекта, но и трансформирует его (Найссер, 1981). В этом случае сворачивается не телесная конструкция, а вынесенная вовне когнитивная активность. Теория восприятия Найссера. Предвосхищающие схемы – это когнитивные структуры, которые подготавливают индивида к принятию информации строго определенного вида, и таким образом, управляют его текущей двигательной активностью. Естественным путем развития психологических когнитивных структур является путь развития от общего к частному . Восприятие - конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется схемами . Результат исследования окружения - выделенная информация - модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл . Понятие перцептивного цикла объясняет, как можно воспринимать значение наряду с формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема - одна из фаз активности - связывает субъекта с окружающей средой . Термин "восприятие" относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема - это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому.

Схема: принимает информацию, которая оказывается на сенсорной поверхности, изменяется под влиянием этой информации, направляет движения и исследовательскую активность.

С биологической точки зрения схема - часть нервной системы. Функции схем: Формат - определяет, к какому виду должна быть приведена информация, чтобы можно было ей дать адекватную интерпретацию. План сбора информации об объектах и событиях (наиболее важно при восприятии движений головы и глаз). Схема как исполнитель плана - это структура действия. Активность схемы не зависит от внешнего источника энергии. Мотивы - это более широкие схемы, работающие в более крупном масштабе. Схема как генотип - она делает возможным развитие по некоторым определенным направлениям, но конкретный характер этого развития определяется только взаимодействием со средой.

Жан Пиаже (1896 - 1980) - швейцарский психолог, один из наиболее известных ученных XX века, разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.

Выделил четыре стадии когнитивного развития, соответствующих определенному возрасту.

1)Первоначально (до двух лет) детская мысль содержится в предметных действиях («сенсомоторная стадия»);

2)затем (от двух до семи лет) они интериоризируются (переходит из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума («дооперациональная стадия»);

3)на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции (стадия «конкретных операций»);

4)на четвертой (от 11 до 15 лет) - формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения (стадии «формальных операций»).

Когнитивизм критикуют за механистичность аналогии между искусственным и человеческим интеллектом, за отсутствие единой теории объяснения познавательных процессов, позитивистские установки, понимание человека в большей степени как думателя, чем как деятеля.

В качестве общетеоретического подхода когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологической науки. Так, согласно когнитивной теории личности (Дж. Келли), каждый человек создаёт имеющую различную сложность и содержание систему познавательных "персональных конструктов", через призму которых он оценивает внешний мир, других людей и себя . Поведение человека детерминировано его знаниями, которые представители когнитивной психологии обычно трактуют как информированность. Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации.

В области дифференциальной психологии интенсивно развиваются исследования, центральным понятием которых является "когнитивный стиль". Когнитивный стиль – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его поведения.

Большое внимание когнитивными психологами уделяется обучению. Анализу подвергаются все стороны учебного процесса – от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений учащихся в классе. В основе исследований лежит иерархически организованная система знаний учащихся, так называемая когнитивная структура. С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно только тогда, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру (Дж. Брунер). Важным условием обучения является внутренняя мотивация , связанная с познавательным интересом учащихся к изучаемому предмету

(род. 1920 Чарльстон, Западная Виржиния) - американский психолог.

Биография. Получил лингвистическое образование в университете штата Алабама. В 1941 г. получил диплом магистра. В дальнейшем работал в психоакустической лаборатории Гарвардского университета. Занимался проблемами речевых коммуникаций, в 1946 г. защитил докторскую диссертацию по философии. Профессор Гарвардского университета. В 1960 г. создал вместе с Дж.Брунером Центр по изучению процессов мышления. Президент Американской психологической ассоциации (1969).

Исследования. В книге "Язык и общение" (Language and Communication. 1951) рассматривал коммуникации по преимуществу с методологических позиций бихевиоризма. В дальнейшем, занимаясь изучением процесса научения, теорией информации и компьютерным моделированием процесса мышления, пришел к отказу от этой методологии и встал на позиции когнитивной психологии. Разрабатывал информационную теорию памяти, согласно которой объем кратковременной памяти равен пяти (плюс, минус два) фрагментам, но сами фрагменты могут представлять из себя целые группы в чем-то родственной информации.

Сочинения. Речь и язык // (Ред.) Стивенс С.С. Экспериментальная психология. В 2-х тт. Т. 2, М., 1963, с. 348-376;

Восприятие речи // (Ред.) Стивенс С.С. Экспериментальная психология. В 2-х тт. Т. 2, М., 1963, с. 643-681 (совм. с Ликлайдером Дж.К.);

Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965 (совм. с Ю.Галантером, К.Прибрамом)

Миллер (Miller) Джордж (род. 1920) - американский психолог. Биография. Получил лингвистическое образование в Университете штата Алабама. В 1941 году получил диплом магистра. В дальнейшем работал в психоакустической лаборатории Гарвардского университета. Занимался проблемами речевых коммуникаций, в 1946 году защитил докторскую диссертацию по философии. Профессор Гарвардского университета. В 1960 году вместе с Дж. Брунером создал Центр по изучению процессов мышления. Президент Американской психологической ассоциации (1969). Исследования. В книге «Язык и общение» (Language and Communication, 1951) рассматривал коммуникации по преимуществу с методологических позиций бихевиоризма. В дальнейшем, занимаясь изучением процесса научения, теорией информации и компьютерным моделированием процесса мышления, пришел к отказу от этой методологии и встал на позиции когнитивной психологии. Разрабатывал информационную теорию памяти, согласно которой объем кратковременной памяти равен 5 ± 2 фрагментам, но сами фрагменты могут представлять собой целые группы в чем-то родственной информации. Разработал методику «сопоставления предложений» для проверки трансформационной модели порождения и понимания языковых предложений, предложенную Н. Хомским (Конечные модели описания языка. М,: Наука, 1967 (совм. с Н. Хомским)). Согласно этой модели, сначала порождается элементарная грамматическая структура простого утвердительного предложения и выстраиваются все логические элементы будущей фразы, а затем происходит трансформация исходного предложения в окончательную форму (например, в пассивно-утвердительную, активно-отрицательную или пассивно-отрицательную). В экспериментах Миллера было показано, что при конструировании различных видов предложений на основе перевода некоторого высказывания из активно-утвердительной формы (как первичной) в другие формы затрачивается дополнительное время. В частности, время перевода в пассивно-отрицательную форму примерно равно сумме времени перевода в активно-отрицательную форму и времени перевода в пассивно-утвердительную форму.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 337-338.

Далее читайте:

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Personality and Psychotherapy: an Analysis in Terms of Learning, Thinking and Culture. N. Y.: McGraw, 1950 (at Dollard j.); Social Learning and Imitation. New Haven: Yale University Press, 1941 (at Dollard J); Речь и язык // Экспериментальная психология / Под ред. С. С. Стивенса: В 2 т. U., 1963. Т. 2; Восприятие речи // Там же (совм. с Ликлайдером Дж. К); Plans and the Structure of Behavior. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1960; в рус. пер.: Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965 (совм. с Ю. Галантером, К. Прибрамом); Psychology. Harmondsworth, 1967; The Psychology of Communication: Seven essays. N. Y.: Basic Books, 1967; Информация и память // Восприятие. Механизмы и модели: Переводы / Под ред. Н. Ю. Алексеенко. М, Мир, 1974; The Science of Words. N. Y.: Freeman, 1992.

Литература:

Практикум но психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1976; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; Дж. А. Миллер // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

Джордж Миллер начал свою научную карьеру с изучения английской филологии и лингвистики в университете штата Алабама. Магистерский диплом он получил в 1941 году также в области лингвистики. Однако, еще будучи студентом, он заинтересовался психологией. Однажды ему поручили провести вводные занятия по психологии в 16 студенческих группах - причем прежде он никогда всерьез психологией не занимался. Позже он рассказывал, что, повторив один и тот же материал 16 раз в течение одной недели, он по-настоящему поверил в себя.

В дальнейшем он работал в Гарвардском университете в психо-акустической лаборатории, занимаясь проблемами речевой коммуникации, где получил свою докторскую степень. Он полностью погрузился в изучение проблем психолингвистики и в 1951 году опубликовал книгу под названием «Язык и общение» (Language and Communication). В этот период творчества Миллер придерживался бихевиористских позиций, отмечая впоследствии, что, собственно, выбор был невелик, поскольку во всех университетах и профессиональных организациях ведущая роль принадлежала бихевиористам,

Власть, почести, авторитет, учебники, деньги, - все в психологии принадлежало представителям бихевиористс-кой школы... Никто всерьез не мог помышлять о противостоянии. Вы бы просто не смогли найти никакой работы . (Миллер, цит. по: Baars. 1986. P. 203.)

В середине 50-х годов он увлекся использованием статистических методов в изучении процесса научения, теорией информации и компьютерным моделированием процесса мышления. В этот период он приходит к выводу, что бихевиоризм, как он выразился, <выдыхается>. Сходство между деятельностью мышления и компьютерными операциями настолько потрясло Миллера, что его интересы стали смещаться в сторону более когнитивно ориентированной психологии. Как раз в то же самое время у него образовалась аллергия на шерсть животных и их выделения, что означало, что он не может больше работать с лабораторными мышами. Он мог теперь работать только с человеком - большой недостаток в мире, где правят бихевиористы.

Переходу на позиции когнитивной психологии также способствовал бунтарский дух Миллера, столь свойственный представителям нового поколения психологов. Они были готовы восстать против всего, чему их учили в университете, ради создания нового подхода, ставящего в центр внимания не поведение, а процесс познания.

Центр когнитивных исследований

Вместе со своим коллегой Джеромом Брунером (1915-) он создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. Миллер обратился к университетскому начальству с просьбой о выделении помещения, и в 1960 году такое помещение было предоставлено. Это был дом, в котором когда-то жил сам Вильям Джемс. Вполне подходящее место для нового центра, особенно если припомнить, как Джемс в своих «Принципах...» охарактеризовал природу человеческой психики.


Выбор подходящего названия для нового начинания также был делом не тривиальным. Связь с Гарвардским университетом давала большие потенциальные возможности: к примеру, возможность создать новое направление в психологии. Миллер и Брунер выбрали для обозначения предмета своих исследований термин «когнитивная». Именно так они и назвали новый исследовательский центр - Центр когнитивных исследований.

Выбирая термин «когнитивна»>, мы сознательно противопоставляли себя бихевиоризму. Поначалу мы хотели использовать нечто связанное с «ментальностью». Но «ментальная психология» - это звучало уж слишком нелепо. «Психология здравого смысла» отсылала бы нас к области антропологических исследований, а «народная психология» слишком уж похоже на вундтовскую социальную психологию. Какой термин выбрали бы вы? Мы остановились на термине «когнитивная психологи». (Miller, цит. по: Baars. 1986. P. 210.)

Молодые люди впоследствии вспоминали, что ни один человек в центре не мог внятно объяснить, что же все-таки означает слово <когнитивная> и что из всего этого следует. Собственно, «центр и не создавался для чего-то конкретного, скорее против. В этом "против" и была вся суть» (Norman & Levelt. 1988. P. 101).

Это уже был не бихевиоризм. Новая позиция выходила далеко за рамки господствующей догмы, «истеблишмента». Создавая центр, его основатели стремились выразить только одно - насколько далеки они от бихевиоризма. Как мы уже видели раньше, каждое новое течение начинает с того, что отделяет себя от предшествующих концепций. Подобное различение - необходимый этап развития, вслед за которым должен следовать ответ на вопрос «Кто мы?» и «Куда идем?»

Несмотря на весь революционный дух когнитивной психологии, Миллер все же не считал это настоящей научной революцией. Он пользовался термином «органический рост» - изменение посредством медленного роста или накопления. Он считал, что развитие идет преимущественно эволюционным, а не революционным путем. С этой точки зрения новое направление - возврат к психологии здравого смысла, для которого было совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.

В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процессы восприятия и образования понятий, мышление и психология развития, - большинство из которых уже полностью исчезло из словаря бихевиористов. Позднее Миллер организовал программу когнитивных исследований и в Принстонском университете.

В признание его заслуг, Миллера в 1969 году избирают президентом Американской психологической ассоциации и присуждают ему награду <За выдающийся вклад в науку> и Золотую медаль в области прикладной психологии. Но, пожалуй, самым значительным признанием его вклада стала широкая сеть разнообразных лабораторий когнитивной психологии, возникшая вслед за стремительным развитием сформулированного им нового направления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по психологии

Джордж Миллер

Джордж Армитаж Миллер (англ. George Armitage Miller; род. 3 февраля 1920 -- 22 июля 2012 , Чарлстон, Западная Виргиния, США) -- американский психолог.

В 1940 году окончил университет в Алабаме со степенью бакалавра искусств. миллер когнитивный психология мышление

Джордж Миллер начал свою научную карьеру с изучения английской филологии и лингвистики в университете штата Алабама. Магистерский диплом он получил в 1941 году также в области лингвистики. Однако, еще будучи студентом, он заинтересовался психологией Однажды ему поручили провести вводные занятия по психологии в 16 студенческих группах -- причем прежде он никогда всерьез психологией не занимался. Позже он рассказывал, что, повторив один и тот же материал 16 раз в течение одной недели, он по -- настоящему поверил в себя.

В дальнейшем он работал в Гарвардском университете в психо -- акустической лаборатории, занимаясь проблемами речевой коммуникации, где получил свою докторскую степень. Он полностью погрузился в изучение проблем психолингвистики и в 1951 году опубликовал книгу под названием «Язык и общение» (Language and Communication). В этот период творчества Миллер придерживался бихевиористских позиций, отмечая впоследствии, что, собственно, выбор был невелик, поскольку во всех университетах и профессиональных организациях ведущая роль принадлежала бихевиористам, (Бихевиоризм представляет собой концепцию научения, основанную на идее о том, что всё поведение приобретается посредством обусловливания, которое происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что именно наша реакция на стимулы, предъявляемые окружающей средой, формируют наше поведение.)

В середине 50-х годов он увлекся использованием статистических методов в изучении процесса научения, теорией информации и компьютерным моделированием процесса мышления. В этот период он приходит к выводу, что бихевиоризм, как он выразился, <выдыхается>. Сходство между деятельностью мышления и компьютерными операциями настолько потрясло Миллера, что его интересы стали смещаться в сторону более когнитивно ориентированной психологии. (Когнитивная психология -- раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений). Как раз в то же самое время у него образовалась аллергия на шерсть животных и их выделения, что означало, что он не может больше работать с лабораторными мышами. Он мог теперь работать только с человеком -- большой недостаток в мире, где правят бихевиористы.

Переходу на позиции когнитивной психологии также способствовал бунтарский дух Миллера, столь свойственный представителям нового поколения психологов. Они были готовы восстать против всего, чему их учили в университете, ради создания нового подхода, ставящего в центр внимания не поведение, а процесс познания. Вместе со своим коллегой единомышленником Джеромом Брунером (1915-) он создает при Гарвардском университете исследовательский центр по изучению процессов мышления. Миллер обратился к университетскому начальству с просьбой о выделении помещения, и в 1960 году такое помещение было предоставлено. Это был дом, в котором когда -- то жил сам Вильям Джемс. Вполне подходящее место для нового центра, особенно если припомнить, как Джемс в своих «Принципах…» охарактеризовал природу человеческой психики.

Выбор подходящего названия для нового начинания также был делом не тривиальным. Связь с Гарвардским университетом давала большие потенциальные возможности: к примеру, возможность создать новое направление в психологии Миллер и Брунер выбрали для обозначения предмета своих исследований термин «когнитивная». Именно так они и назвали новый исследовательский центр -- Центр когнитивных исследований.

Молодые люди впоследствии вспоминали, что ни один человек в центре не мог внятно объяснить, что же все -- таки означает слово <когнитивная> и что из всего этого следует. Собственно, «центр и не создавался для чего -- то конкретного, скорее против. В этом «против» и была вся суть» (Norman & Levelt. 1988. P. 101).

Это уже был не бихевиоризм. Новая позиция выходила далеко за рамки господствующей догмы, «истеблишмента». Создавая центр, его основатели стремились выразить только одно -- насколько далеки они от бихевиоризма. Как мы уже видели раньше, каждое новое течение начинает с того, что отделяет себя от предшествующих концепций. Подобное различение -- необходимый этап развития, вслед за которым должен следовать ответ на вопрос «Кто мы?» и «Куда идем?»

Несмотря на весь революционный дух когнитивной психологии, Миллер все же не считал это настоящей научной революцией. Он пользовался термином «органический рост» -- изменение посредством медленного роста или накопления. Он считал, что развитие идет преимущественно эволюционным, а не революционным путем. С этой точки зрения новое направление -- возврат к психологии здравого смысла, для которого было совершенно очевидно, что психология должна заниматься не только поведением, но и проблемами психической жизни.

В новом Центре когнитивных исследований занимались разработкой широкого круга разнообразных тем: язык, память, процессы восприятия и образования понятий, мышление и психология развития, -- большинство из которых уже полностью исчезло из словаря бихевиористов. Позднее Миллер организовал программу когнитивных исследований и в Принстонском университете.

В признание его заслуг, Миллера в 1969 году избирают президентом Американской психологической ассоциации и присуждают ему награду <За выдающийся вклад в науку> и Золотую медаль в области прикладной психологии. Но, пожалуй, самым значительным признанием его вклада стала широкая сеть разнообразных лабораторий когнитивной психологии, возникшая вслед за стремительным развитием сформулированного им нового направления. Самая известная его работа -- «Магическое число семь плюс-минус два» (The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information) увидела свет в 1956 году в Psychological Review. Это число так же называют числом Ингве-Миллера.

«Магическое число семь плюс-минус два» закономерность, обнаруженная американским учёным-психологом Джорджем Миллером, согласно которой кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Эта закономерность была изложена в его работе The Magical Number Seven, Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information, увидевшей свет в 1956 году в журнале Psychological Review.

Описание принципа

Джордж Миллер во время своей работы в компании Bell Laboratories провел ряд экспериментов, целью которых было изучение параметров памяти операторов. В результате опытов он обнаружил, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем:

· девять двоичных чисел,

· восемь десятичных чисел,

· семь букв алфавита

· пять односложных слов -- то есть человек способен одновременно помнить 7 ± 2 элементов.

Таким образом, кратковременная память -- «кошелёк», в который можно «положить» одновременно семь «монет». Причём память не пытается анализировать смысл информации, важны лишь внешние, физические характеристики, то есть не важно, какие «монеты» находятся в «кошельке» -- доллар или цент, главное чтобы их было семь. Если количество элементов больше семи (в крайнем случае, девяти), то мозг разбивает элементы на группы таким образом, чтобы количество запоминаемых элементов было от 5 до 9.

Неожиданно, аналогичное правило было обнаружено для муравьёв: они способны запоминать и передавать сообщения длиной до 7 бит.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обзор ряда факторов, имеющих непосредственное отношение к выбору как к процессу. Основные технологические приемы для работы психолога с помощью когнитивно-поведенческого подхода и методом коучинга. Диагностика и коррекция психоэмоциональных состояний.

    реферат , добавлен 15.10.2013

    Понятие, социально-психологическая природа, структура агрессии в отечественной и зарубежной литературе. Содержание фрустрационной теории деструктивного поведения Миллера и Долларда. Роли подкрепления и подражания поведения в бихевиоральной модели Бандура.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Изучение биографии отечественного психолога Гальперина Петра. Теория происхождения конкретных психических процессов и явлений. Формирование умственных действий и понятий. Характеристика человека как биологического вида. Основные задачи психологии.

    презентация , добавлен 04.12.2014

    Практическое мышление как познавательный процесс. Понятие практического мышления, его структура и функции. Требования к деятельности психолога. Специфика функционирования практического мышления психологов. Особенности профессионально-творческого мышления.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2015

    Основные идеи теорий научения в социальной психологии. Взаимосвязь понятий в теории необихевиоризма: стимул, реакция, подкрепление. Сущность и отличия подходов к теории научения Миллера, Долларда, А. Бандуры. Варианты использования термина "подражание".

    лекция , добавлен 20.12.2010

    Психолого-педагогический анализ понятия "трудный класс". Изучение основных направлений работы школьного психолога в учебном заведении. Работа школьного психолога с "трудным классом". Разработка программы для работы школьного психолога с "трудным классом".

    дипломная работа , добавлен 22.08.2010

    Развитие когнитивных способностей человека. Функционирование и становление наглядно-действенного мышления. Исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования. Джордж Келли как один из основателей когнитивного направления психологии.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    История возникновения психологии мышления. Понятие мышления и его виды в современной психологии. Психологические теории мышления в западной и отечественной психологии. Природа человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных теориях.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Краткая характеристика предприятия и роль психологии в организации работы кадровой службы учреждений социальной поддержки населения. Профессиональные функции психолога Центра и его деятельность, используемые им психологические методы и технологии.

    отчет по практике , добавлен 12.07.2011

    Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.