Болезни Военный билет Призыв

Операции 2 мировой войны названия. Крупнейшие военные операции второй мировой войны. Битва на Курской дуге

href="article067324.html" title="культуры">культуры - высшей ступени в развитии мировой культуры, приобщение трудящихся к достижениям культуры. Культурная революция направлена на превращение всех трудящихся в социально активных участников культурно-исторического процесса, на формирование нового человека. Культурная революция является одной из важнейших закономерностей построения социализма. Учение о Культурная революция как «целой полосе общественного развития» разработано В. И. Лениным, определившим её сущность, задачи и цели (термин «культурная революция» введён Лениным в 1923 в работе «О кооперации»). Отбросив социал-демократические догматические схемы об обязательной очерёдности социальных преобразований и необходимости достижения «высокого уровня» культуры как предпосылки социального переворота, В. И. Ленин после Октябрьской социалистической революции выдвинул программу Культурная революция

Культурная революция обусловлена революционными преобразованиями в экономике и политике (установление диктатуры пролетариата, обобществление средств производства, социалистическая индустриализация, коллективизация сельского хозяйства). Культурная революция начинается после завоевания власти рабочим классом и осуществляется трудящимися под руководством коммунистической партии. Она является необходимым условием построения социализма. Культурная революция уничтожает духовное господство и культурную монополию буржуазии в обществе, превращает отчуждённую от народа в условиях капитализма культуру в его достояние, предоставляя трудящимся полную возможность на деле пользоваться благами культуры, цивилизации и демократии (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38, с. 94). Все орудия культурной деятельности становятся средством распространения новой, социалистической культуры. Ломая и отбрасывая всё реакционное, косное, устарелое в культуре, Культурная революция сохраняет для нового общества всё то ценное, что было накоплено человечеством за его многовековую историю, всё прогрессивное культурное наследие, творчески и критически развивая лучшие образцы, традиции, результаты мировой цивилизации «... с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» (там же, т. 41, с. 462). Культурная революция знаменует собой смену закономерностей духовного развития антагонистического общества, выражавших углубляющийся разрыв культуры и народа, господство реакционной культуры, новыми закономерностями духовного развития. На основе этих закономерностей происходит становление и утверждение социалистической и коммунистической культуры. Культурная революция включает создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции, создание социалистической литературы и искусства, подъем науки, формирование новой морали, утверждение атеистического мировоззрения, перестройку быта и т. д. Важнейшей целью Культурная революция является превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека, воспитание умения применять эти принципы в практической деятельности и вести бескомпромиссную борьбу с пережитками прошлого, с буржуазными и ревизионистскими взглядами. Социалистические культурные преобразования одинаковы по своей сущности и целям в различных странах и видоизменяются в соответствии с национальными и историческими особенностями данного народа, нации, страны, с уровнем их экономического и культурного развития, достигнутым до начала Культурная революция В СССР, где впервые в истории была осуществлена Культурная революция , её особенности определялись значительной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического и культурного развития наций и народностей России, 73% населения в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным (перепись 1897). В переходный период от капитализма к социализму в СССР была коренным образом перестроена система народного образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широкая сеть школ, вузов, культурно-просветительских учреждений. Культурная революция в национальных республиках по темпам развития опережала центральные районы страны. Перевоспитание старой и ускоренное формирование новой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего класса и крестьянства, привело к расцвету науки , литературы и искусства . В Программе КПСС (1961) оценивается значение Культурная революция : «В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры» (1972, с. 14). Культурная революция охватила все социальные, национальные, этнические группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоззрения. Опирающаяся на принципы интернационализма , Культурная революция привела к всестороннему развитию всех национальных культур, ликвидации отсталости ряда народов и наций в области культуры. В СССР впервые создана письменность около 50 народностей, литература издаётся на 89 языках, радиовещание ведётся более чем на 60 языках народов СССР. В ходе интенсивного расцвета и взаимообогащения национальных культур усиливаются общие черты единой интернациональной культуры. Принципиально чуждая буржуазной установке на стандартизацию и нивелировку духовной жизни, Культурная революция создаёт предпосылки для свободного развития всех трудящихся.

Культурная революция способствовала преодолению противоположности между городом и деревней, между людьми физического и умственного труда, росту политической активности масс, приобщению трудящихся к управлению обществом, громадному подъёму производительности общественного труда.

В результате Культурная революция в СССР обновилась духовная жизнь рабочего класса и колхозного крестьянства , возрос их культурно-технический уровень, коренные изменения произошли в их сознании и быту. Из среды крестьянства выдвинулись миллионы квалифицированных колхозников и рабочих, специалистов, учёных, общественных деятелей. Успешно развёртывается процесс постепенного подтягивания культуры села до уровня культуры социалистического города. До Октябрьской революции 1917 в России на 159 млн. человек населения приходилось 290 тыс. специалистов. Общая численность работников, занятых преимущественно умственным трудом, в СССР в 1973 достигла около 33 млн. человек. За годы Советской власти в 90 раз возросло число научных работников, в 1972 их насчитывалось 1055,4 тыс. человек (см. Интеллигенция ).

В зрелом социалистическом обществе важнейшей задачей культурного развития становится создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организация производства, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта» (там же, с. 129-30).

Развивающаяся научно-техническая революция и связанная с ней интеллектуализация труда настоятельно требуют приобщения всех трудящихся к активной творческой деятельности, обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для активного участия в управлении обществом, для всестороннего развития личности. Руководствуясь марксистско-ленинским учением о Культурная революция , члены содружества социалистических государств творчески заимствуют всё наиболее ценное друг у друга. Использование богатейшего опыта СССР, крепнущая культурная консолидация социалистических стран способствуют дальнейшему расцвету каждой страны, обогащению духовного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Европейские социалистические страны, избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы народной власти успешно решить многие задачи Культурная революция Относительно высокий уровень развития производительных сил в ряде этих стран и помощь СССР предопределили сравнительно быстрое осуществление культурных преобразований. В то же время сильное влияние религии (например, в Польше) осложняло проведение Культурная революция

Опыт Культурная революция в СССР и др. социалистических странах оказывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Латинской Америки, завоевавших национальную независимость (борьба за ликвидацию массовой неграмотности населения, перестройка и расширение народного образования и просвещения, создание новой демократической школы, формирование национальной интеллигенции, становление идеологии антиимпериализма и антиколониализма и т. д.). Не имея непосредственно социалистического характера, эти преобразования тесно связаны с общими задачами антифеодальной, антиимпериалистической, демократической революции и могут рассматриваться как национально-демократический тип культурной революции.

Ничего общего с Культурная революция не имеет политическая кампания, проводившаяся в Китае во 2-й половине 60-х гг. под названием «культурной революции», в ходе которой уничтожались памятники культуры, насаждался нигилизм по отношению к мировой культуре, антиинтеллектуализм, преследовалась интеллигенция.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Ленин В. И., О пролетарской культуре, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41; его же, О кооперации, там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1972, гл. 5; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Крупская Н. К., О пролетарской культуре в её кн.: Педагогические сочинения, т. 7, М., 1959; Луначарский А. В., Культурная революция и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.- Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Культурная революция в СССР. 1917-1965, М., 1967; Арнольдов А. И., Социализм и культурная революция, М.,1970; Ленинизм и развитие социалистической культуры, М.- Таш., 1971; КПСС во главе культурной революции в СССР, М., 1972.

А. И. Арнольдов.

Статья про слово "Культурная революция " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 33070 раз

коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция была направлена на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой "пролетарской культуры", основанной на марксистско-классовой идеологии, "коммунистическом воспитании", массовости культуры. Культурная революция предусматривала ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличное определение

Неполное определение

Культурная революция в СССР

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920–1930х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Огромным делом для России была ликвидация безграмотности (ликбез). Создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2й пятилетке – семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением.

Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученыеаграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биологгенетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др.

В то же время создавались научноисследовательские центры. В развитии науки большую роль сыграли геохимики В. И. Вернадский, А. Е. Ферсман, физики П. Л. Капица, Н. Н. Семенов, химики С. В. Лебедев, А. Е. Фаворский, создатель теории космонавтики К. Э. Циолковский.

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма», прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, А. Т. Твардовский. Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. за формализм). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. СоловьеваСедого. Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк»). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Через различные творческие союзы государство направляло и контролировало всю деятельность творческой интеллигенции.

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920—1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии . Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.

1) Просвещение

Первым наркомом просвещения РСФСР был А.В. Луначарский (1917-1929) 1919 - декрет «О ликвидации безграмотности», по которому население от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте - ликбез

Была создана государственная единая система народного образования, возникла советская школа нескольких ступеней. В 1-й пятилетке было введено обязательное четырехлетнее, а во 2-й пятилетке - семилетнее образование. Открывались вузы и техникумы, действовали рабфаки (факультеты для подготовки рабочих к поступлению в высшие и средние учебные заведения). Обучение носило идеологизированный характер. Сформировалась новая, советская интеллигенция, к старой же интеллигенции власть большевиков относилась с подозрением. Первые годы Советской власти действовала новаторская школа: не было парт, отмена урочной системы, домашних заданий, учебников, экзаменов, отметок.

Май 1934 - декрет о структуре образовательной школы: введение начальной, неполной средней и средней школы.

Усиливается воспитательная роль школы: ученик обязан чтить вождя, разоблачать врагов народа, даже если это члены его семьи.

Политика советского руководства в области культуры в 20-30-е гг. получила название культурная революция .

Цель:

Повышение культурного уровня народа

Укрепление марксизма-ленинизма как идейной базы жизни общества

Итоги :

Ликвидация неграмотности

Обязательное семилетнее обучение

Открытие 20 тыс. школ

Внедрение марксистских идей в систему обучения

Репрессии в отношении неугодных педагогов и студентов.

2) Наука

Привлечение старой интеллигенции, не поддерживающей большевиков, но видевшие свой долг в работе для страны: Н. Жуковский (авиатор), В. Вернадский (биохимик), Н. Зелинский (химик), К. Циолковский (основатель космонавтики), И. Павлов (физиолог), К. Тимирязев (ботаник), И. Мичурин (биолог-селекционер).

Успехи в естественных науках: С. Вавилов (оптика), Н. Вавилов (генетика и селекция), С. Лебедев (изготовление синтетического каучука), И. Курчатов (исследования атомного ядра), П. Капица (физика низких температур и сильных магнитных полей), П. Флоренский (математика), А. Чижевский (историометрия, гелиобиология).

В 30-е гг. Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Начались гонения на генетику, социологию, психоанализ, что привело к свертыванию их разработок в СССР. Историю стали использовать в целях воспитания народа, развивая идеи советского патриотизма.


Осенью 1922 г. из России было выслано 160 крупнейших ученых, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевизма. Господство большевистской идеологии утверждалось также в антицерковной пропаганде, разрушении храмов, разграблении имущества церкви. Патриарх Тихон, избранный в ноябре 1917 г. Поместным собором, был арестован. Репрессированы ученые-аграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский, крупнейший биолог-генетик Н. М. Вавилов, писатели О. Э. Мандельштам, А. Б. Бабель, Б. А. Пильняк, актер и режиссер В. Э. Мейерхольд и многие другие. Арестованы авиаконструкторы А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, физик Л. Д. Ландау, один из создателей аэродинамического института С. П. Королев и др. Последние работали в т.н. «шарашках » (конструкторские бюро и лаборатории в местах заключения).

Главным ориентиром в общественно-политических исследованиях стал вышедший в 1938 г. «Краткий курс истории ВКП(б )» под редакцией И. В. Сталина.

3) Литература

Часть деятелей культуры оказалась в эмиграции: И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, (среди не литераторов: М. Шагал, И. Репин, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин и т.д.)

Остались на родине А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Пришвин, Н. Гумилев.

В литературе и искусстве внедрялся метод «социалистического реализма » (изображение действительности не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм), прославление партии, ее вождей, героики революции. Среди писателей выдвинулись А. Н. Толстой («Петр Первый»), А. Т. Твардовский.

Развивается жанр сатиры (И. Ильф и Е. Петров «Золотой теленок», «12 стульев»), появляются романы и повести о революции и Гражданской войне (М. А. Шолохов («Тихий Дон»), А. А. Фадеев (Разгром), М. Зощенко, Д. Фурманов («Чапаев»), И. Бабель («Конармия»), К. Тренев («Любовь Яровая»).

Творческие объединения 20-х гг.: Пролеткульт (выступало за создание особой пролетарской культуры, воспринимали наследие прошлого как ненужный хлам), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей)

1932 - создание Союза писателей .

4) Живопись

Создание Ассоциации художников революции (АХР), развившей традиции передвижников.

Тему революции и Гражданской войны развивали А. Дейнека, М. Греков, Б. Иогансон

Работу продолжали К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, П. Филонов, К. Малевич, М. Нестеров, П. Кончаловский и др.

К. Петров-Водкин («Купание красного коня», «1918 год в Петрограде», «Смерть комиссара»)

К. Юон («Новая планета»)

Ю. Пименов («Даешь тяжелую индустрию!»)

М. Греков («Тачанка»)

5) Музыка

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г.). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого.

6) Кинематограф.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», фильм М. Ромма «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», И. Пырьева «Свинарка и пастух».

Известными становятся десятки актеров (среди них М. Жаров, М. Ладынина, Л. Орлова, Н. Крючков, В. Зельдин, Н. Черкасов)

7) Скульптура.

Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х гг. стал монумент В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Н. Андреев - Обелиск советской Конституции в Москве

Л. Шервуд - Памятник А. Радищеву

С. Меркуров - памятники К. Тимирязеву и Ф. Достоевскому

8) Архитектура

Поиск новых форм и стилей: конструктивизм (строгие, логичные линии зданий, в которых чувствует конструкция)

В Ленинграде - А. Гегело (Дворец культуры им. Горького, Большой дом (здание НКВД).

В Москве - братья Веснины (проект Дворец труда, Дворец культуры им. Лихачева, здание газеты «Ленинградская правда»), С. Мельников (Дом культуры им. Русакова), Алабян и Симбирцев (Театр Красной Армии, сверху напоминает пятиконечную звезду)

Б. Иофан - жилой Дом на Набережной (есть одноименный роман Ю. Трифонова о сталинских репрессиях)

9) Большевики и церковь

В 20-е гг. начинается изъятие церковных ценностей, террор против священнослужителей.

Для пропаганды атеизма был создан «Союз безбожников».

Политика в области культуры в 1920-е и в 1930-е гг.

Общее:

Признание ликвидации неграмотности, развитие школы и образования, формирование новой советской интеллигенции важнейшими политическими задачами (концепция культурной революции)

Признание культуры и искусства важным средством воспитания масс в Коммунистическом духе (культура как часть общепартийного дела)

Стремление партии и Советского государства поставить культуру под строгий контроль

Выдвижение на первый план при оценке произведений искусства и культуры принципа партийности.

1920-е 1930-е
- В школьном образовании - простор для экспериментов и инноваций (безоценочное обучение, бригадный метод и пр.) - Возможность развития различных художественных стилей и направлений в искусстве - Существование различных творческих организаций и объединений - Поддержка государством пролетарского искусства, организаций, построенных на его принципах, отделение от них так называемых сочувствующих, попутчиков и пр. - В школьном образовании - восстановление традиционных форм обучения, осуждение экспериментов как перегиба. - Утверждение социалистического реализма как единственного официального художественного метода в искусстве - Создание единых творческих организаций - Создание единых творческих организаций, куда принимались все работники искусства, разделяющие платформу советской власти