Болезни Военный билет Призыв

Психологический подход лидерства статьи. Психологические аспекты лидерства. Концептуальные основы психологии лидерства

Часть 1. Зарубежные и отечественные, социологические и психологические исследования об индивидуальном и политическом лидерстве

Глава 1. Социальная психология индивидуального лидерства

1.1. Концептуальные основы психологии лидерства

Реальная жизненная практика требует от субъекта деятельности постоянной активности, инициативы и принятия ответственности. Наблюдения над социальными процессами помогают осознать, что в большинстве случаев инициативу и ответственность за активность общество делегирует своим лидерам. Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей. Также лидерство описывается как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Понятие «лидер» в психологии определяют следующим образом:

1. Лидер – член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, который и обеспечивает ему ведущее влияние в группе. В малой группе лидер может выступать как организатор, мотиватор деятельности, он может быть наиболее отзывчивым или влиятельным.

2. Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Психология лидерства насчитывает не одно десятилетие, поэтому было разработано множество теорий, объясняющих лидерство как социально-психо- логический феномен.

Т.В. Бендас в своей монографии по психологии лидерства пишет, что все концепции лидерства можно представить в русле двух направлений, или моделей, как она их называет. Это конкурентная модель лидерства, которая доминировала в классической психологии лидерства в XIX веке и отчасти в XX веке, и кооперативная модель.

Конкурентная модель основывается на единстве личности и поведения лидера: лидер считается необыкновенной личностью, завоевывающий лидерство в борьбе с другими членами группы. При этом важны его индивидные качества: возраст, пол, рост и вес, сексуальная привлекательность. Позднее в данной модели появился новый элемент в поведении лидера – эмоциональный стиль, характеризующий его взаимоотношения с другими людьми, однако в контексте решения задач, которые поставил перед собой лидер.

Конкурентная модель имеет 2 разновидности: маскулинную и фемининную. Маскулинная конкурентная модель подчиняется принципу долженствования: те, кто ей следует, считает необходимым бороться за лидерство. Лидер в

этой модели имеет ряд привилегий (получает льготный доступ к ресурсам).

Фемининная конкурентная модель исходит из принципа комплементарности (дополнительности). Фемининный лидер занимает лидерскую позицию в тех случаях, когда отсутствует претендент маскулинной модели.

Оба варианта данной модели предполагают, что лидерство – удел мужчин (увеличивает их сексуальную привлекательность), а «женственность» лидерство разрушает.

Кооперативная модель лидерства менее сосредоточена на индивидных качествах лидера. Речь идет о лидере, проявляющем заботу, направленном на сотрудничество с членами группы.

Другая общепринятая классификация лидеров в психологии выглядит следующим образом (рис. 1.1).

по характеру

по направленности

деятельности

деятельности

деятельности

вдохновитель

универсальный

эмоциональный

исполнитель

ситуативный

Рис. 1.1. Общепринятые классификации лидеров

К «основным» концепциям психологии личности традиционно относят три теории.

Теория черт (К. Бэрд): предпосылка признания лидера – его специфические лидерские черты и способности (вариант – харизматическая теория). В 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Попытка развития данной теории привела к разочарованию в психологической прогностичности данной теории.

Ситуационная теория или групподинамический подход: лидер рассматривается как продукт сложившейся группы ситуаций. Лидер может лучше других актуализировать в определенной ситуации присущую ему черту и «возглавить» ситуацию. Было выяснено, что в крайне неблагоприятной или благоприятной ситуации лидер, ориентированный на задачу, добивается большего результата (а в умеренной – более результативен лидер, ориентированный на людей). Критика ситуационной теории последовала со стороны Ж. Пиаже. Он считал, что в данной теории игнорируется субъективная активность потенциального лидера (все решает ситуация). Е. Хартли предложил 4 пояснительные конструкции, развивающие ситуационную теорию:

лидер в одной ситуации может стать лидером и в другой;

лидеры в одной ситуации рассматриваются как лидеры «вообще»;

лидер в одной ситуации приобретает авторитет, далее на лидера «работает» авторитет;

отдельные люди ищут «посты» в любой ситуации.

Системная теория лидерства : лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, включающий в себя взаимодействие на различных уровнях с подсистемами, а также с другими системами и более широким социальным окружением.

Также существуют и другие теории.

Теория ценностного обмена (Р.Л. Кричевского): ценностные характеристики членов группы как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

Теория лидерских ролей (Р. Бейлс): лидер представлен как профессионал, ориентированный на решение деловых проблем или решающий проблемы человеческих отношений.

Когнитивная теория рассматривает лидерство как образ. При этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа – внешним.

Интерактивная теория : точки зрения интеракционистов, лидером может стать любой, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Интеракционисты рассматривают лидерство как процесс.

Лидер может быть одновременно руководителем группы, но может и не быть им.

Руководителя целенаправленно избирают, а чаще назначают, он отвечает за положение дел в возглавляемом коллективе, обладает официальным правом поощрять или наказывать участников совместной деятельности. Лидер выдвигается стихийно, не обладает никакими властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности (см. таблицу 1.1).

В отечественной психологии понятия лидерство и руководство долгое время отчасти противопоставлялись. Появление избираемых политических лидеров поставило перед психологами вопрос: кто они – лидеры или руководители? Е.Б. Шестопал считает, что подобное различение понятий – дань идеологическим причинам советского времени. Лидерство и руководство имеет много общего в области использования инструментов воздействия на людей, в процессе управления группой, в стремлении к результату.

Таблица 1.1

Сравнительный анализ лидерства и руководства

Основания сравнения

Лидерство

Руководство (по Парыгину)

Социальная роль

Регуляция межличностных

Регуляция официальных

отношений

отношений

Сферы влияния

Микросреда

Макросреда – связь со всей сис-

темой общественных отношений

Рождение

Стихийно возникает

Назначается, выбирается и т.п.

Устойчивость

Нестабильно

Стабильно

Наличие инструментов

Не может применить санкций

Может применить санкции: на-

казать или наградить

Непосредственное принятие

Сложный многоступенчатый

Сфера ответственности

решения, личная

процесс принятия решения,

ответственность

разделение ответственности

Сфера влияния

Малая сфера действия

Широкая сфера действия.

Далее в процессе курса мы более подробно остановимся на современных исследованиях психологии индивидуального и политического лидерства, на психодиагностических и развивающих методах, используемых в психологии лидерства, рассмотрим более подробно практические ситуации в контексте психологии лидерства.

1.2. Стили лидерства: личностные и ситуативные переменные

Модель лидерства как научного управления, при котором руководителя интересует не сам работник, а наиболее оптимально устроенная среда, заменилась в середине двадцатых годов на модель «человеческих взаимоотношений». Толчком к этой парадигмальной смене моделей послужил знаменитый Хоуссонский эксперимент, проходивший в Чикаго в 1927-1932 годах на предприятиях Западной Электрической Компании.

Первоначально была поставлена задача изучить влияние на рабочую мотивацию изменений в окружающей предметной среде. Однако постепенно фокус сместился в сторону психологического анализа взаимодействия рабочих с управляющими. Обнаружилось, что распоряжения руководителя об улучшении рабочей среды оказывают прямой эффект на мотивацию, даже без проведения переоборудования. Продуктивность увеличивалась даже, когда просто рабочие думали о расположении к ним начальства, заботящегося об улучшении условий труда. В то же время продуктивность не изменялась при ухудшении условий (например, ослабления освещения). Этот феномен можно по праву назвать «эффектом заботы».

В модели «человеческих взаимоотношений» роль руководителя интерпретируется по типу «лидер – ведомый».

В соответствии с различными теориями лидерства проводили исследования на определение стилей лидерства, которые разделили на Х-теории или Теории Y.

Теория Х, в соответствии которой лидер должен обладать чертами диктатора, основана на следующих представлениях:

люди обычно не любят работать и стараются уклониться от своих обязанностей, поэтому работников нужно заставлять трудится, манипулировать ими, угрожать и наказывать, чтобы добиться стоящих перед организацией целей;

люди хотят быть направляемыми, стремясь к защите и избегая ответственности.

Теория Y исходит из прямо противоположных представлений:

людям нравится работать, и для многих в труде скрыт источник удовлетворения;

большинство работников руководствуются самодисциплиной и не нуждаются в угрозах, они также заинтересованы в выполнении общих целей;

многие из них не только избегают ответственности, но и стремятся к ней;

способности к творчеству в решении организационных проблем присущи не только лидерам или руководителям;

поощрение является лучшим способом для вдохновения людей к выполнению задач, стоящих перед организацией.

В соответствии с теорией Y и лидер Y должен быть чувствителен к запросам и нуждам работников, прислушиваться к их предложениям по поводу улучшения работы в организации.

Теории Х и Y обозначают крайние полюса стиля лидерства, характеризуемые в терминах авторитарного или демократического стиля.

Наиболее известные исследования в данном ключе были выполнены под руководством К. Левина и Липпета, проведенные на группе мальчиковподростков. Наблюдая за тем, как складываются их отношения в процессе выполнения несложной работы, авторы выделили 3 основных стиля лидерства, названные следующим образом:

2) демократический стиль;

3) попустительский стиль.

При благодушно-попустительском стиле лидер вообще избегает принимать какие-либо решения, не участвуя в этом процессе и предоставляя подчиненным полную свободу действий.

При демократическом стиле лидер вовлекает сотрудников в процесс принятия решений, используя групповую дискуссию, стимулируя их активность и разделяя вместе с ним ответственность за принятие решений.

Тем не менее, эти стили не имели отношения к политическим режимам, и в настоящее время некоторые исследователи предпринимают попытки переназвать их соответственно: директивный стиль, коллегиальный стиль, разрешительный стиль.

Описанное лидерство содержит в себе две стороны: содержательную и техническую. Содержательная сторона включает в себя решения, предлагаемые лидером, а техническая – способы этих решений. Г.М. Андреева предлагает рассматривать лидерские стили, анализируя их с 2 указанных сторон, на основе следующей таблицы (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Формальная (техническая) сторона

Деловые, краткие распоряжения.

Дела в группе планируются заранее во

Запреты без снисхождения, с угрозой.

всем объеме.

Четкий язык, неприветливый тон.

Определяются лишь непосредственные

Похвала и порицание субъективны.

цели, дальние – неизвестны.

Эмоции не принимаются в расчет.

Показ приемов – не система.

Позиция лидера – вне группы

Инструкция в форме предложений.

Мероприятия планируются

Несухая речь, товарищеский тон.

не заранее, а в группе.

Похвала и порицание – с советами.

Зареализацию предложений отвечают все.

тический

Распоряжение и запреты сдискуссиями.

Все разделы работы не только

Позиция лидера – внутри группы

предлагаются, но и обсуждаются

Тон – конвенциональный.

Дела в группе идут сами собой.

Отсутствие похвалы и порицаний.

Лидер не дает указаний.

тельский

Никакого сотрудничества.

Разделы работы складываются из

Позиция лидера – незаметно в стороне

отдельных интересов или исходят

от группы

от нового лидера

Г.М. Андреева подчеркивает, что любая схема не может охватить все стороны и проявления стиля лидерства, однако исследователи пытаются усложнить ее или ввести новые понятия, например, новые типы лидеров: лидерорганизатор, лидер-эрудит, лидер-инициатор, лидер – генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. При этом проблема заключается в том, что феномен лидерства в настоящий момент описан еще неопределенно, в том числе нет четкого разделения между понятиями «лидер» и «руководитель».

С точки зрения Г.М. Андреевой, самым большим упрощением является мнение, согласно которому руководитель и лидер – обязательно одно лицо.

Что касается эффективности того или иного стиля лидерства, исследования К. Левина показали, что хотя в группе, руководимой лидером с демократическим стилем руководства, уровень общей удовлетворенности работой был наивысшим, также как и стремление к творчеству, в группе лидера с авторитарным стилем продуктивности были самыми высокими, по сравнению с другими группами. Попустительский стиль приводил к беспорядкам и конфликтам, что неизбежно сказывалось на снижении объема и качества выполняемой работы. Выбор стиля лидерства во многом зависит от содержания той или иной деятельности.

Другие исследования конкретизировали возможности достижения эффективности в зависимости от практики различных стилей. Так, в целом, предпочтительным является демократический стиль, однако, когда речь идет о выполнении «простой» работы за короткий срок силами группы со средним уровнем образования более эффективным является авторитарное лидерство. Попустительский стиль продуктивен, когда речь заходит о выполнении сложной работы с неопределенными целями, которую выполняет креативная и образованная группа.

Одна из наиболее разработанных теорий – концепция лидерства Ф. Фидлера, согласно которой эффективность управления является функцией взаимодействия между личностными характеристиками руководителя и чертами ситуации.

Ее основу составляют следующие понятия: руководитель, «руководитель, ориентированный на задачу», «руководитель, ориентированный на межличностные отношения». При этом особую роль в анализе продуктивности того или иного лидера играет «наименее предпочитаемый сотрудник» (он особо «мешает» руководителю, ориентированному на задачу).

В рамках данной модели была разработана Шкала Измерения Предпочтений Сотрудников. Получившие высокие оценки по этой шкале, лидеры характеризовались в позитивно-окрашенных тонах (они имели более близкую дистанцию в отношении с работниками, активно обсуждали ход выполнения заданий с сотрудниками). Получившие низкие оценки по Шкале скорее характеризовались негативно и оценивались как ориентированные на задание. Исследования показали, что для личностно-ориентированных лидеров оптимальным является средний, сдержанный уровень контроля. Предметно-ориентированные лидеры были гораздо эффективнее в условиях или слишком высокого, или слишком низкого уровня контроля.

Возможно предположить, что стиль личностно-ориентированного лидера следует назвать демократическим, а ориентированного на результат – авторитарным, или практикующим либерально-попустительский стиль.

Невероятное количество теорий было создано разными конторскими крысами, чтобы объяснить, почему люди выбирают за кем идти и как заставить всех следовать за собой. Чтобы понять психологию лидерства надо понять главное, что лидерство это не контролируемый процесс, а поведение, основанное на подсознательном уровне. Настоящее лидерство всегда подсознательное. Оно основывается на врожденном складе ума или на приобретенных в результате долгого опыта рефлексах.

Я хочу описать психологию лидерства от обратного – я сравню лидера с пятью профессиями и опишу чем он отличается от них. Некоторые из этих профессий связаны с лидерством напрямую, некоторые имеют к нему малое отношение. Я использую эти профессии, лишь для того чтобы нагляднее продемонстрировать точку зрения.

Психология лидерства – пастух

Само слово лидер означает идущий впереди, человек за которым следуют. Если “лидер” толкает или вынуждает других делать то, чего он сам не делает, то это уже не лидер, а менеджер или как я его называю “пастух”. Пастух гонит отару от себя стоя позади, используя пинки или крики. Такому предводителю не выгодны другие лидеры внутри коллектива. Как только они появляются, они отсоединяются в другую отару, и загонять их становится очень трудно.

Расколы многих компаний и отделение большой части персонала произошло из-за пастушьего типа лидерства.

Настоящие лидеры не толкают других вперед, а ведут за собой своим примером. И поскольку они при этом не контролируют процесс лидерства, а лишь ведут себя в наиболее естественной манере, лидерство на своем примере является самым сильным из лидерств.

Психология лидерства – гид


Гид показывает всем дорогу, которую он уже триста раз прошел и триста раз провел по ней других. И дорога известна и все неожиданности предусмотрены. Лидер – это тот, кто идет по дороге впервые, но при этом ведет всех за собой. Лидер видит то, что еще увидеть нельзя, верит в то чего еще нет, знает путь, которым сам идет впервые или ведет себя так что его вера, видение и знания не вызывают сомнений.

Компании которые практикуют “гидовый” тип лидерства, лидерство без риска выученное у других, всегда будут дышать кому-то в спину.

Психология лидерства – сантехник


Сантехника зовут, когда труба дала течь. Его вызывают и показывают в чем проблема. Лидер же сам приходит туда, где он считает ему нужно быть. Лидер активен и принимает решения без указания, направлений и просьб других людей.

Психология лидерства заключается в том что не люди или ситуация заставляют нас “лидировать”, а мы проявляем лидерство в момент, когда можно было бы и отсидеться в спокойном месте сухом месте.

Психология лидерства – ботаник


Ботаник проводит большую часть времени с лупой и микроскопом. Он ищет мелочи и раздувает их до невиданных размеров. Мелкая деталь важна больше чем полная картина.

Психология лидерства говорит об обратном, лидер это человек, который видит всю картину целиком. Важно не отдельная деталь или событие, а связи между всеми деталями.

Психология лидерства – кондитер


Кондитер взывает к нашим примитивным желаниям набить пузо вкусными калориями. Его не сильно интересует долгосрочный эффект, который его продукты оказывают на его клиентов. Лидер обращается к возвышенным вечным ценностям.

Этот принцип психологии лидерства использует Google. Он оцифровывает книги для того чтобы предотвратить вырубку лесов, а Майкл Джексон стал королем попа когда направил свой талант в песнях на спасение мира и давал слезопускающие интервью о его заботе о животных и детях.

Все указанные выше качества присущи лидерам на подсознательном уровне и не контролируются ими по их желанию в момент, когда их нужно проявить. Лидерство это рефлекс. Врожденный или приобретенный, который надо развивать и укреплять день за днем.

«Из всех страстей человеческих после самолюбия самая свирепая – властолюбие… Ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие»

В. Г. Белинский

В психологии нет замкнутых проблем. Каждая из них связана с центральным вопросом психологической науки – мотивацией поведения. Главный вопрос жизни – зачем? Для других или для себя? В применении к ведущему (люди делятся на ведущих и ведомых) это означает, на что направлены его усилия (свои и группы): на общие интересы или на укрепление и продолжение самого себя. События и политические тенденции в станах бывшего СССР в последние годы всё чаще и чаще заставляют нас задуматься о проблеме власти, властолюбия, стремления к власти. Начнем с вопроса, в чём причина, заставляющая индивидов подниматься на вершину власти и вершить оттуда суд человеческий.

Харизма

Ещё с античных времен принято считать, что личности, предрасположенные властвовать, обладают неким неуловимым качеством, ставящим их над остальными людьми. Одни называют это качество «харизмой »13 , другие – «фактором икс». Само понятие харизмы берёт начало в христианской теологии. С точки зрения Церкви, харизма – это Дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения, что стимулирует использование «на всю катушку» уже осознанного таланта. Надо признать, достаточно широкое определение. Особенно учитывая, что этим даром теологи считают все способности и таланты человека.

В науку, а точнее, в социологию термин «харизма» был внедрен Максом Вебером. В его представлении харизма - это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем. То есть, по Веберу, харизмой называется качество (или совокупность качеств), благодаря которым окружающие признают в носителе харизмы лидера, вождя. А кого мы называем вождем? Человека, способного убедить в своей правоте и повести за собой.

Именно из числа таких людей, обладающих способностью харизмы, выходят предводители: деспоты или демократические лидеры. Эзотерическая традиция предполагает астрологически указанные врожденные стремления к власти, реализуемые энергетическим и эгрегорным воздействием на группы и массы. Противоположность первому типу – индивид, призванный подчиняться, повиноваться. Это потребность его внутренней сущности. «Бегство от свободы» – так обозначил этот стереотип поведения известный психолог и социолог Эрих Фромм (Erich Fromm).

Лидерство

Проблема лидерства волнует человечество с тех пор, как оно осознало себя таковым, и будет волновать всё обозримое будущее.

Как видно из определения, лидерство как вид социальных отношений возникает всегда, когда в группе выделяется лидер. Таким образом, сначала в группе должно произойти распределение ролей, в результате которого должен выделится один (или несколько) человек, за которым(–и) группа признаёт право на принятие решений и управление. И только после этого, когда он(–и) вступает в социальный контакт со своими последователями, возникшие при этом взаимодействии отношения можно описать каклидерство .

Кстати, не исключена ситуация, когда никто из членов группы не будет обладать достаточно мощным набором харизматических и/или статусных качеств, или обладатель таковых займет исключительно пассивную позицию, «спрятав» от остальных членов группы свои лидерские качества. В таком случае группа не структурируется, остаётся в состоянии «толпы», и отношения лидерства до тех пор, пока лидер не придёт со стороны, не возникают.

Многие знатоки поведения человека и прежде, и теперь пытались дать исчерпывающие ответы по поводу феномена лидерства. Почему, например, случается, что школьный отличник не стал лидером во взрослой жизни, а не подававший надежд двоечник вдруг им стал? И почему явный лидер – успешный бизнесмен – может дома находиться под хрупким каблуком жены или матери?

Список таких вопросов легко продолжить. Труднее на них ответить. Теперь уже никто не пытается «закрыть вопрос» о лидерстве простым утверждением: «Лидерство – от Бога, и всё тут!»

«Если кто–то говорит: «Я старался, но не добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я не старался, но добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я старался, и добился» – верь ему». Это изречение из Талмуда справедливо для настоящего лидера, так как он настойчив и множество неудач не обескураживают и не останавливают его. Он просто рассматривает свои неудачи как замечательный источник обретения нового опыта, тщательно анализирует, находит и устраняет, по крайней мере, эту причину этой неудачи. Его собственный опыт продвижения по данному пути каждый раз убеждает, что чудес в данной области не бывает и успех неизбежен, если последовательно устранять одну причину неудачи за другой. Именно в этом опыте он черпает свои силы и уверенность в успехе.

По самому определению, личность предполагает целостность натуры. Личность не может быть слабой и не может быть ведомой, хотя при этом может и не быть явным лидером, но обладать харизмой. Личность отличает способность добиваться своих целей, являя чудеса настойчивости и целеустремленности.

И всё же: кем лидер является для других в первую очередь?

Гарантом успеха. Не важно, как именно он обеспечивает этот успех: указывает ли путь, организует ли совместную работу, удачно подбирает и расставляет исполнителей, просто воодушевляет людей или даже только присутствует. Важно, что при его лидерстве люди идут от успеха к успеху, а если и случаются неудачи, то лишь временные, которые затем перекрываются ещё большими успехами.

Из истории нам известны великие полководцы, вожди, правители. Вопрос о том, кто должен стоять во главе живет с древнейших времен в философии. Вопросы о лидерстве - неотъемлемы от психологии личности и социальной психологии. Таким образом, важным становится рассмотрение лидерства во взрослении и развитии детей, особенно, когда важно общение - в подростковом возрасте.

Прежде всего, нужно ввести понятие «лидерство».

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Лидерство - процесс влияния на членов группы для достижения групповых целей.

Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. [пет]

Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером.

Главное условие: лидер должен обладать властью над другими членами группы. Причем не так важно, в какой группе функционирует лидер: в официальной организации или неформальной группе. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Так, говоря о лидерстве, мы не можем пропустить значения понятий группа, коллектив, класс, так как, проводя данное исследование, мы взаимодействуем именно с этими объектами.

Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Коллектив - это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими это общество.

А что же школьный класс? Это своеобразный школьный коллектив. Конечно, он представляет собой устойчивое объединение людей с постоянным составом общающихся между собой. Но трудно сказать о наличии общих целей обучающихся. Но тут можно утверждать, что цели порождаются самой деятельностью.

Без лидера группа может существовать лишь недолгое время, так как необходимо скреплять взаимоотношения. Основная задача лидера - вызывать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею. Лидер дает группе единство ценностей и целей. Возникает функция участия лидера в реализации «жизненно важных функций» группы из утверждения Фишера и Эллиса (книга по коммуникации в малых группах Fisher &Ellis? 1990). Однако лидерство может быть сосредоточенно не только в одном человеке, а распределено между несколькими или же всеми членами группы. Так в развитии различных ситуаций инициатива «правления» будет передаваться от одного человека к другому.

«Лидерство - это загадочное, ускользающее качество. Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других»,- писал известный американский специалист в области менеджмента Д. Кэмбелл.

Говоря о лидерах, отметим, что существует два типа лидеров в группе: формальный и неформальный.

Формальный лидер - назначенный лидер, который наделен законной властью для воздействия на других.

Например, это назначенный классным руководителем староста в школьном классе. Или же капитан отряда, назначенный вожатым в детском лагере. В ряде случаев формальный лидер может быть избран самой группой и одобрен руководством. Но такой лидер наделен определенными функциями и полномочиями в пределах законной власти.

Во время работы группа может иметь одного формального лидера, но лидерские функции могут выполняться несколькими людьми. Тут уже справедливо определение «неформальный лидер».

Неформальные лидеры не наделены законной властью, их влияние опирается в основном на компетентность и авторитет.

При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач). В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.

Каждый лидер пользуется теми или иными способами и подходами для сплочения, организации и мотивировки состава группы. Эти подходы условно принято делить на группы, которые называют стилями лидерства (или руководства). В 30-е гг. ХХ в. Немецкий психолог К.Левин провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля руководства:

Демократический стиль. Этот стиль предполагает свободу и равноправие всех членов группы. Лидер находится в уважении всех остальных участников группы, он является направляющим лицом. Все же решения группой принимаются совместно.

Либеральный стиль. Каждый сам определяет, что он может делать, свои ценности и интересы. Лидер не является в данной ситуации как таковым лидером - он устранен от руководства.

Отмечая актуальность и широкую востребованность темы лидерства во всем мире, большинство авторов соглашается с тем, что научная проработанность этого понятия не так совершенна, как хотелось бы этого. В психологии наибольшее распространение получили следующие теории:

теория личностных черт;

мотивационная теория;

ситуативная теория лидерства;

ситуативно-личностная теория;

теория гуманистического направления;

атрибутивная теория;

теория ожидания-взаимодействия.

Основными и общепризнанными из них выделяют три:

Теория личностных черт (яркие представители: Е.М. Дубовская, Р.Л. Кричевский, Р.Д. Мубинова), согласно которой лидерами люди рождаются. Основоположником данной теории является английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. В основе идеи лежало убеждение, что если лидер обладает качествами, которые передаются по наследству и отличают его от других, то эти качества можно выделить. Однако перечень этих качеств не удалось составить. Попытки составить список черт, присущих лидеру, привели к тому, что лишь 5% личностных черт от числа всех исследований были общими для лидеров. А попытки прогноза реального поведения людей с помощью психологических тестов, основывающихся на идеальной основе «лидерских черт», вовсе оказались провальными и не соответствовали реальной ситуации.

Хотя теория и не дала полноценного научного обоснования успеха отдельных лидеров, однако она наметила отправные точки исследований данного явления. Также теория имела прикладное значение в разработке процедур отбора кандидатов на руководящие посты. Ведь были выделены основные черты, которые должен иметь лидер. Вот некоторый перечень из них: самообладание, справедливость, упорство, расчётливость, смелость, уверенность в решениях, честность, прямолинейность, мужественность, хитрость, эрудиция, ум, дипломатичность, ораторские способности, общительность, организаторские способности, сила (духовная), энергичность, целеустремлённость и т.д.

Ситуативная теория лидерства (А. Менегетти, Ф. Карделл, Р. Дилтс). Согласно этой теории появление лидера рассматривается как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Это означает, что в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других хотя бы в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. Интересно, что ситуативная теория лидерства подчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать и качественно разных личностных черт тех или иных индивидов, которые и становятся лидерами.

Эта концепция не показалась исследователям достаточно убедительной. Даже была предпринята попытка усмотреть в ней личность лидера как марионетки. Преодолеть это ограничение решил американский ученый лидерства Э. Хартли, который предложил модификацию ситуативной теории:

если человек становится лидером в одной ситуации, то не исключено, что он может им стать и в другой;

в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как «лидеры вообще»;

став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса.

Хотя концепция лидерства Э. Хартли была более гибкой по сравнению с наследственной теорией, ей все же не удалось приобрести четкости и строгости в качестве научной теории лидерства.

Мотивационная теория. Как упоминалось выше, человек, стремящийся занять место лидера должен иметь некоторые причины для этого, т.е. мотивы.

Представители этой версии - С. Митчел, С. Эванс и др. Версия утверждает, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

Идея предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения:

поддерживающее лидерство;

лидерство, ориентированное на успех,

директивное лидерство и др.

В психологической литературе важнейшим мотивационным источником лидерства обычно признается потребность во власти. Но Подобный подход к психологии лидерства при всей внешней бесспорности не может решить проблему его мотивации. Стремление к власти у одних людей сильнее, чем у других; у многих оно вообще отсутствует. Понять причины этих различий необходимо для того, чтобы выяснить, кто и почему становиться лидером.

В развитии лидерства используется, ряд процедур:

формирование мотивации, т. е. устойчивого желания стать лидером;

развитие уверенности в себе;

готовность принимать решения и брать на себя ответственность;

последовательность и упорство в реализации общих целей;

осознание собственной возможности их достижения.

Каждый человек имеет предпосылки к лидерскому поведению, но не каждый, к сожалению, может найти, как себя реализовать в данном аспекте. Но, как ни странно, к руководству человека приучают с ранних лет, следовательно, и требуется развитие тех качеств, которые присущи лидерам: самостоятельность, ответственность. Но это же не все для лидера?! Уже упоминалось выше об этом. Лидер в центе внимания, поэтому особенно развитие лидера в человеке в подростковом возрасте, когда ребенок просто требует непомерного внимания, но и признания своей взрослости и независимости.

Своеобразный интерес представляет феномен развития лидерства в подростковом возрасте. В исследованиях лидерства в подростковом возрасте условно можно выделить три этапа:

ранний период - начало ХХ века (20-30-е годы), проблема лидерства детей рассматривалась через понятие «вожачество» такими исследователями: В.П. Вахтеров, А.С. Залужный, Б.Н. Эльконин, рассмотрением общественной активности занимались: А.С. Макаренко, Н.К. Крупская;

в средний период (40-90-е гг.) анализ проблемы лидерства в детских объединениях практически не осуществлялся. Внимание ученых концентрировалось на другом аспекте проблемы лидерства, как социальной активности пионеров (В.А. Сухомлинский, В.Д. Иванов, Е.В. Титова, А.П.Шпон) и на ученическом самоуправлении (Н.М.Зосимов, В.П. Коротов);

в рамках современного периода обозначились три проблемы: сущность лидерского потенциала (А.Л.Уманский, О.А. Павлова); сущность характеристики лидерской компетенции; педагогические условия развития лидерских качеств (Т.Е. Вежевич, Т.Л. Хацкевич).

Интерес к исследуемому явлению возник во время начала бурного развития педологии, как своеобразной и первоначальной формы детской психологии.

Министерство образования РБ

УО «Полоцкий государственный университет»

ИССЛЕДОВАНИЕ

«ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ»

Выполнила: ст.гр. 03–АЯ-1

Каюкало Л.Г.

Руководитель: преподаватель

каф. педагогики

Вышинская Е.Г.

Новополоцк

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие лидерства в психологии………………………………………...4

1.1 Природные свойства лидеров……………………………………..…5-6

2. Теории лидерства………………………………………………………7-10

3. Психологические особенности уверенной в себе личности…….…11-14

4.Теория личности Альфреда Адлера…………………………………15-17

Заключение………………………………………………………………….18

Литература…………………………………………………………………..19

Введение

Феномен лидерства - специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями. Кажется, что дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.

Джорджес Джеймс сформулировал так свое суждение: «Что такое лидерство? Уберите на время все моральные аспекты этого понятия, и останется одно: лидерство – это способность приобретать последователей. Лидерами были и Гитлер, и Джим Джонс, Иисус из Назарета, Мартин Лютер Кинг, Уинстон Черчилль и Джон Ф. Кеннеди – все они были лидерами. Какими бы разными не были их системы ценностей и способности руководить людьми, всех их объединяло одно: у каждого из них были последователи».

Для того, чтобы найти сторонников своих идей и жизненных принципов, лидер должен обладать определенными чертами. Когда спрашиваешь, каким вы видите лидера, первым, в большинстве случаев, называют такое качество, как уверенность в себе. Поэтому в нашей работе мы детально раскрываем это понятие и с точки зрения обывателя, и с точки зрения науки (на основе работы американского психолога Андре Сальтера).

Все же, рассматривая проблему лидерства, одним из самых интересных моментов является процесс становления лидера, а точнее, кто может, и кто обычно занимает лидирующие позиции в обществе. Поэтому в нашей работе мы подробно анализируем наиболее распространенные теории лидерства, среди которых теория черт, ситуативные теории, личностно-ситуативные теории, «системная теория лидерства» Ф. Фидлера, атрибутивные теории, концепция «ценностного обмена» Р.Л.Кричевского, а также, координально отличающуюся от всех предыдущих, индивидуальную теорию личности Альфреда Адлера.

  1. Понятие лидерства в психологии

Прежде, чем выяснять, кто обычно становится лидером, какими для этого нужно обладать чертами и линиями поведения, нужно ввести понятие “лидерство”.

Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой - индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером.

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных

формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют .

Соответственно, лидер - социальная роль определенной личности в группе, он ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы уровень активности. Исследования показывают, что знания, и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

1.1. Природные свойства лидеров

Многие, кто становятся лидерами, берут на себя такую ответственность только ради возможных власти, славы и богатства. Но ведь не только эти стремления способствуют появлению лидеров. У них есть определенное качество, которое Л.Гумилев назвал пассионарность, то есть они обладают избытком биохимической энергии. У нихстремление изменить окружающее превышает инстинкт самосохранения. Хотя пассионарии составляют очень небольшой процент, они выдвигаются во всех сферах общества.

Однако направление энергии многих пассионариев оказывается не к

месту, не ко времени, и они погибают как высокосортные семена, попавшие на неблагоприятную почву. Так происходит со многими. Но те, чье направление энергии находит отклик в обществе и соответствует его актуальным потребностям, становятся лидерами. Каждый лидер своеобразен .

Но при всем разнообразии лидеров у них всех можно обнаружить важные общие свойства:

Во-первых, - инициатива в деятельности, принятии верных решений, ведь яркий лидер, как луч солнца в дождливую погоду, вселяет надежду, дает стимул и новый порыв в осуществлении намеченных планов.

Во-вторых, - готовность нести ответственность за свои решения, при этом, не ища, кого можно было бы обвинить, что результат не достигнут, или в том, что произошли определенные сбои при выполнении задач.

В-третьих, - обладание определенной интуицией. Она позволяет схватывать то, что нельзя увидеть или высчитать. Интуиция оказывается гораздо важнее научных знаний, теоретической подготовки. Многие выдающиеся лидеры не были учеными, даже если их именовали "корифеями всех наук".

В-четвертых, - способность убеждать, скорее - увлекать людей, завоевывать доверие и симпатии.

В-пятых, - мысль о том, что одной из основных черт лидера является умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: "Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими".

Конечно, этими свойствами лидеры наделены в различной пропорции.

Кроме того, свойства лидера умножаются или ослабляются в зависимости от того, каково его непосредственное окружение, в какой мере он обладает властью. Нам кажется, что в данном контексте Эйзенхауэр Дуайт очень точно определил критерий отбора лидеров (в большинстве случаев): «Чтобы стать лидером, человек должен иметь последователей. Чтобы найти последователей, человек должен пользоваться доверием. Итак, главное из качеств, необходимых лидеру – бесспорная цельность личности. Без неё невозможен реальный успех, где бы то ни было – в рабочей бригаде, на футбольном поле, в армии или деловом офисе. Если товарищи обнаружат, что вы обманщик, если они обнаружат, что вам недостаёт искренности и цельности личности, то вы обречены на неудачу. Слова и поступки человека не должны расходиться между собой. Следовательно, главная необходимость – это цельная личность и высокая цель».

2 . Теории лидерства

Понятие лидерства и различные его концепции возникли в западной

науке изначально на базе эмпирических исследований именно малых

групп. Однако и трактовка явления лидерства, и понимание его причин и

механизмов проделали значительную эволюцию.

Но до сих пор ни в социальной психологии, рассматривающей

преимущественно малые группы, ни в политической психологии, которая под лидером поймает политического деятеля и поэтому анализирует проблемы на уровне больших социальных групп, однозначного понимания этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной его аспект.

Наиболее распространенные и общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные, ситуативно-личностные.

1) Теория черт (и ее разновидности) возникли под влиянием

исследований английского психолога и антрополога Ф. Гальтона,

пытавшегося еще на заре века объяснить лидерство на основе

наследственности. В рамках этого направления были предприняты

исследования царских династий различных наций, анализ браков между правителями и т.д. Основной идеей такого подхода было убеждение в том, что если лидер обладает качествами (передающимися по наследству), отличающими - его от его последователей, то эти качества можно выделить. Однако составить перечень таких черт тогда не удалось.

Только в 1940 г. американский психолог К. Бэрд составил список из

79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерские".

Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и т.д. Но ни одна из них не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды, 16-20 - дважды, 4-5 - трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза.

Проанализировав различные подходы, Американский психолог Р.Стогдилл выявил, что практически во всех случаях лидерство рассматривается либо как фокус групповых процессов, либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зрения ролевой дифференциации в позициях власти. Такой разброс мнений американский психолог Ю. Дженнингс объяснял субъективизмом этих теорий, они, по его мнению, в большей мере отражали черты самих исследователей, чем черты лидера.

2) На смену теории черт пришли ситуативные теории лидерства, в соответствии, с которыми появление лидера есть результат места,

времени и обстоятельств. То есть в конкретных различных ситуациях

групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые

превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но

поскольку именно это качество и оказывается необходимым в этой

ситуации, человек, обладающий им, становится лидером. В этом смысле интересно высказывание американского исследователя Дж. Шнейдера о том, что число военных лидеров Англии пропорционально числу конфликтов, в которые страна была вовлечена; это, по его мнению, говорит в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, в частности, социальной или политической ситуации в стране в тот или иной период. Жуков - лидер II ВОВ, разгром фашистов. Ситуационная теория лидерства подчеркивает

относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать качественно разных лидеров. Этот момент ситуационной теории лидерства был, подвергнут критике со стороны Ж.Пиаже , который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности лидера, он превращается в какого-то «флюгера». Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные ожидания, что он проявит необходимые в данной ситуации черты.

Для того чтобы снять возможные возражения, будто теория рассматривает личность лидера как марионетку, американский ученый Э. Хартли предложил модификацию этой теории. Он предположил, что, во-первых, если человек становится лидером в одной ситуации, не исключено, что он им станет и в другой; во-вторых, в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются

группой как "лидеры вообще"; в-третьих, став лидером в определенной


3) Однако, такая размытая формулировка не сняла односторонности с этой теории, и, как часто бывает в науке, два крайних варианта породили третий, более или менее компромиссный, а именно личностно-ситуативные теории. В 1952 году Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которыебыло необходимо, по их мнению, учитывать при рассмотрении феноменалидерства:

а) черты и мотивы лидера как человека;

б) образы лидера имотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие ихследовать за ним;

в) характеристики роли лидера;

г) институциональный контекст, т.е. те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены. Стогдилл и Шатли предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Таким образом, лидерство стало рассматриваться как отношения между людьми, а не как характеристика отдельного индивида. Следуя этой традиции, Р. Кеттел предложил рассматривать лидерство как динамичное взаимодействие между целями лидера и целями и потребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей .

Но это только три главные теории. Между тем существуют и другие школы, внесшие определенный вклад в изучение этой проблемы:

4) Со временем появилась еще одна теория, и она была представлена в так называемой «системной теории лидерства» , согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. Ф. Фидлер предложил свой вариант "вероятностную модель эффективности лидерства", в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений между лидером и последователями, сути задачи, степени власти лидера).

Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства: ориентацию на

задачу и ориентацию на межличностные отношения, иначе говоря,

инструментальное и эмоциональное лидерство. Можно заметить, что

подобное разделение функций и ролей, разграничение сфер деятельности инструментального и эмоционального лидера отдаленно напоминает разделение функций руководителя и лидера, принятое в отечественной социальной психологии.) По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными (причем каждая переменная получает строгое количественное выражение) таким образом, что наиболее благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями,

хорошо разработанную задачу, сильную позицию лидера. Из этой

предпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных или умеренно неблагоприятных.

5) Атрибутивные теории рассматривают лидера как своего рода марионетку, получающую прямые указания и власть от своих

последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу. Возьмем пример из политики, ни для кого не секрет, что население той или иной страны имеет определенные прототипы политического лидерства, формирующиеся в процессе развития политической культуры общества. С одной стороны, это стихийный процесс, являющийся творчеством масс. С другой-это процесс целенаправленного воздействия на массовое сознание со стороны различных политических сил через средства массовой информации. Определяющую роль играют последователи, то есть лидер прислушивается к мнению других, и принимает мнение других, а не свое (Брежнев, Черенков). Такая точка зрения предполагает, что лидер отражает цели группы и действует от ее имени. Здесь предполагается, что для понимания лидерства необходимо иметь представление об ожиданиях и целях последователей.

6) Схожей является разработанная Р.Л.Кричевским концепция «ценностного обмена» как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии. Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, то есть являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием .

3 . Психологические особенности уверенной в себе личности

Исходя изданных формулировок ранее понятий “лидер”, “лидерство” и теорий лидерства можно сделать вывод, что лидерами становятся уверенные в себе личности. Таковым является общепризнанное мнение. Давайте согласимся и остановимся пока на этой точке зрения. Если лидер- это уверенный в себе человек, то, что мы вкладываем в понятие “уверенность “?

В том или ином виде проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности. То, что люди различаются по степени уверенности в себе, совершенно очевидно. Понятие "уверенность" присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. Однако как психологическое понятие "уверенность в себе" (английское assertiveness, немецкое Selbstsicherheit) появилась в учебниках психологии сравнительно недавно .

Экспериментальному психологическому изучению уверенности в себе предшествовала практика "тренинга уверенности" в клиниках неврозов и в обычных больницах. Этот факт указывает на источник интереса психологов к проблемам уверенности. Практические психологи и психотерапевты в ходе своей работы обнаружили, что большинство невротических больных и большая часть обычных больных в той или иной степени страдают от скованности, одиночества, от неуверенности в себе и своем будущем.

Психологи попытались обнаружить причины неуверенности себе и найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния. Первым, кто серьезно занялся этой проблемой, был Андре Сальтер , владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-го века, Сальтер обобщил свой опыт и попытался дать ему теоретическое обоснование в своей книге "Условно-рефлекторная терапия".

Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса.

На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности:

1) Эмоциональность речи , что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Это тем более важно, что партнер, скорее всего, поглощен своими собственными чувствами, и будет реагировать скорее на контекст беседы. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств. Относительно невоздержанности в выражении эмоций я тоже должен ответить "да" - уверенный в себе человек часто выражает эмоции, до которых другим и дела нет. Но именно это помогает стать душой компании, заводить новых друзей, спасает от одиночества и т.д. По этому поводу мне вспоминается рекомендация, которую давал Андре Сальтер своим клиентам: "Не будь чувствительным, будь – эмоциональным ".

2) Далее Сальтер говорит об экспрессивности и конгруэнтности поведения и речи , что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением. Психологи, занимающиеся изучением уверенности в себе, вообще, много внимания уделяют изучению особенностей невербального поведения уверенных в себе людей.

3) Умение противостоять и атаковать , проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения. Наглость - второе счастье. Но не случится ли так, что преувеличение значения личных мнений, сомнений, желаний и ценностей приведет к санкциям со стороны социального окружения. Иными словами: хорошо ли это - в явной и открытой форме говорить о своих желаниях, мнениях и чувствах? Не получается ли так, что человек уверенный в себе - это человек переоценивающий свои возможности и не умеющий сдерживать свои эмоции? Не будет ли от этого хуже? Именно так и получается. Но только хуже не будет. Как считает Ромек : уверенность в себе - это переоценка позитивных сторон своих навыков, способностей, переоценка шансов, которые нам предоставляет окружающий нас мир. Парадокс: ведь именно эта неадекватно позитивная оценка позволяет ее обладателю браться за многое и многого достигать в тот момент, когда неуверенный постоянно сомневается и не может принять решение.

4) Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение «Я» . Попытки спрятаться за неопределенными формулировками ("все ученики нашего класса хотят…", "правительство работает", "мы боремся с преступностью") считаются проявлением слабости и неуверенности в своих силах. Более того, именно мнение меньшинства, а в решающие моменты истории - и отдельных лиц, которое даже лексически трудно выразить в безличной форме или от третьего лица ("есть мнение", "некоторые полагают"), часто оказывает решающее влияние на принятие наиболее творческих и продуктивных решений. Не вследствие ли этого Майерс определил уверенность в себе одним из главных качеств, заставляющих серое большинство считаться с неординарными решениями и идеями?

5) Им не свойственно самоунижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Самоуважение и самоуверенность . Конечно, всегда остается опасность переборщить. Не производит хорошего впечатления человек, за самоуверенными высказываниями и претензиями (на власть, внимание, на должность) которого ничего не стоит - никакой самобытности, никаких знаний, никакого опыта. Это - тот случай, который однозначно осуждается в большинстве культур, за исключением, может быть, лишь крайне индивидуалистичных. И именно этого следовало бы опасаться - чрезмерной переоценки своего потенциала.

6) Способность к импровизации , т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям. Действия совершаются спонтанно, без долгого обдумывания и откладывания решающего разговора. Возможные недоразумения разрешаются не в результате интриг и скандалов, а в открытом и честном разговоре.

Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.

То есть, как итог, можно сказать, что быть уверенным значит:

Делать то, что хочешь, как хочешь и когда хочешь.
Высоко оценивать свои навыки и способности, вероятность осуществления желаний и достижения личных целей.
Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие.
Знать свои права и уметь их отстаивать.
Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь.
Уметь сказать "Нет", если нет желания что-либо делать.
Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством.
Успехи считаются личной заслугой.
Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься.
Не компенсировать неуверенность агрессией.

4. Теория личности Альфреда Адлера

Принимая во внимание все вышеперечисленные характеристики, лидерами становятся уверенные в себе люди. Так трактуют и большинство теорий лидерства. Но не стоит забывать еще одну уникальную теорию личности Альфреда Адлера . Согласно Адлеру, преследующее всю жизнь чувство собственной неполноценности и от этого неуверенности в себе толкает нас к успеху, дает импульс к действиям, делает многих людей истинными лидерами. Это идет в противовес большинству предыдущих теорий, в которых даже не предполагалось, что изначально слабые в определенных аспектах личности могут стать лидерами. Другими словами, даже неуверенные в себе люди тоже занимают лидирующие позиции.

Альфред Адлер первым высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности. Адлеру даже приписывают такой афоризм: «Чтобы быть полноценным человеком, надо обладать комплексом неполноценности». Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственными органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Ребенок – заика, при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок – со слабыми конечностями, после интенсивных физических упражнений становиться хорошим атлетом или танцором. То есть, Адлер наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать их путем тренировок и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства и силы: ”Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности“.

История и литература предоставляет много примеров исключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевала золотые олимпийские медали в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезнен в детстве, приобрел физическую форму, образцовую как для взрослого человека вообще, так и для президента Соединенных Штатов, в частности.

Конечно в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, то другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но ведь позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков – реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановке ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс волей-неволей движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации. Чувство неполноценности может оказывать и положительное воздействие, как на уровне индивида, так и на уровне социума, поскольку именно с ним связано постоянное стремление к превосходству.Источником чувства неполноценности могут быть бедность, болезнь, необходимость подчиняться самодуру-начальнику, немощная старость. Согласно Адлеру, преследующее всю жизнь чувство собственной неполноценности толкает нас к успеху, дает импульс к действиям. Однако если в детские годы в ответ на чувство неполноценности ребенок наталкивается на слишком мягкое или же, напротив, излишне жесткое отношение, у него в результате может появиться некое аномальное компенсаторное поведение. Неспособность в достаточной мере компенсировать чувство неполноценности может привести к развитию комплекса неполноценности , что приводит человека к серьезным жизненным проблемам. Комплекс неполноценности - это преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Гиперопека со стороны родителей формирует инфантильную, избалованную личность. Вырастая, беззаботное дитя встречается с суровой правдой жизни, в которой оно уже не единственное и всеми любимое; такой жестокий удар неминуемо отражается на психическом здоровье. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолеть жизненные препятствия.

К сожалению, куда чаще встречается иное - рождение никому не нужных детей. Психоаналитический термин «холодная мать» удачно отражает суть. Таким ребенком пренебрегают, он не чувствует эмоциональной поддержки. Также родительское пренебрежение детьми, отвержение может привести к развитию комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми .

Сама биография Альфред Адлера является доказательством его теории.

Он родился в обеспеченной семье в одном из пригородов Вены. Его детские годы прошли под знаком постоянных болезней, зависимости по отношению к старшему брату и полного неприятия со стороны матери. Сам себя он считал слабым, тщедушным и непривлекательным. Хотя в детстве Альфред болел многими серьезными болезнями, в том числе рахитом, он упорно боролся против своих физических слабостей. Ребенком он тратил много сил на то, чтобы завоевать признание и популярность в среде сверстников. Мальчик любил играть на улице с соседскими детьми и был известен в округе. С этим детским опытом, по-видимому, связаны такие аспекты теории Адлера, как подчеркивание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности. Став старше, он сумел добиться высокой самооценки и был оценен по достоинству окружающими, чего ему так не хватало в собственной семье. Поначалу Адлер был настолько слабым учеником, что, по мнению учителя, мог рассчитывать в будущем только на место подмастерья сапожника. Однако благодаря усердию и настойчивости он сумел стать одним из первых учеников в классе. Он смог преодолеть свои многочисленные академические и социальные недостатки и комплексы, так что сам вполне может считаться хрестоматийным примером своей собственной теории, созданной им в последствии. В развитии личности существенную роль играет компенсация личных слабостей и недостатков. Лежащие в основе его системы чувства неполноценности является прямым наследием детских лет, в чем и сам Адлер охотно признавался.

Еще один пример из жизни Альфред Адлера. Почему любимый ученик Зигмунда Фрейда первым порвал со своим учителем? Фрейд смотрел на человека как на биологический автомат, управляемый сформировавшимися в течение многовековой эволюции импульсами и инстинктами. Адлер понял, что психоанализ может существовать без сексуальной подкладки, которую ему упорно навязывал его создатель. Перед Адлером стояла иная задача, чем перед его учителем. Демонстративное одобрение его работ Фрейдом могло восприниматься как похвала за то, что он следует по чужим стопам. Адлеру необходимо было самоутвердиться, иметь собственную школу и своих последователей. Вероятно, конфликт с Фрейдом в значительной степени основывался на комплексе неполноценности. В детстве Адлер старался преодолеть свою болезненность и во всем превзойти своего старшего брата. (Возможно, для взаимоотношений Адлера и Фрейда имело значение то, что брата Адлера, как и Фрейда, звали Зигмундом.) По Адлеру, преодоление беспомощности и незащищенности играет огромную роль в жизни, как отдельного человека, так и целых народов и всего человечества. Когда-то люди жили в страхе перед стихийными бедствиями и хищными животными. Для того чтобы выйти из положения униженности, человечество создало технику, науку, культуру. Их главное назначение – компенсация за человеческую слабость .

Заключение

Изучая проблему лидерства, мы поняли, что в этом вопросе нельзя быть однозначным и категоричным. В психологии существует огромное количество определений и суждений, касательных феномена “лидерства”. Если взять этот феномен как общее понятие, то оно может объясняется так: лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство рассматривается как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре, своего рода иерархическая лестница, вершину которой, безусловно, занимает лидер.

Если говорить о теориях лидерства, то, суммируя все изложенное, можно сделать вывод, что все предложенные концептуальные подходы к проблеме лидерства находятся пока на стадии внешнего описания этого явления и систематизации наблюдаемых или предполагаемых его признаков, накопления эмпирических материалов в этих границах. Под переменными системы подразумеваются: рассмотрение личности лидера, его происхождения, процесса социализации и способа выдвижения; анализ характеристик последователей; анализ отношений между лидером и последователями.

Также очень сложно прийти к единому мнению, какая из предложенных теорий наиболее точная и верная. Ведь каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной его аспект. Возьмем, к примеру, наиболее распространенные и общепризнанные теории - это теории личностных черт, ситуативные, ситуативно-личностные. В первой ученые утверждают, что лидерами становятся люди, обладающие определенным набором черт. В ситуативной теории появление лидера рассматривается как результат времени, места и обстоятельств.Так как и у первой, и у второй теорий присутствовали спорные моменты, и, как часто бывает в науке, два крайних варианта породили третий - личностно-ситуативную теории, где лидерство представляет собой отношения между людьми, а не как характеристику отдельного индивида. Согласно большинству теорий лидерства, уверенные люди занимают лидирующие позиции в социуме. Нельзя не согласиться. Но при этом невозможно полностью принять, так как существует разработанная А.Адлером теория личности, согласно которой преследующее всю жизнь чувство собственной неполноценности толкает нас к успеху, дает импульс к действиям, делает многих людей истинными лидерами. Насколько часто так происходит, нам еще предстоит проверить на практике.