Болезни Военный билет Призыв

Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках информатики. Формирование информаци­онно-коммуникационной компетентности обучающихся на уроках информатики и ИТ. Метод формирования информационной культуры

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

В Концепции модернизации образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования:

    ценностно-смысловая,

    общекультурная,

    учебно-познавательная,

    информационная,

    коммуникативная.

Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Таким образом, одной из основных целей, вставшей передо мной, как учителем информатики, является повышение уровня компетенции учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

1. При формировании ценностно-смысловой компетенции я на своих уроках стремлюсь к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности.

Перед изучением новой темы я рассказываю учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оцениваем самый интересный, при этом стремлюсь к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагаю дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время обязательно возвращаюсь к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме. (Например, на первом уроке при изучении темы «Кодирование информации», учащиеся ставят перед собой вопросы «О чем я узнаю в процессе изучения данной темы?», «Зачем мне знать о кодировании информации?», «Как я смогу использовать полученные знания?» и др. В процессе работы мы вместе отвечаем на эти вопросы.)

Предлагаю ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания информатики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. (Например, при изучении темы «Электронные таблицы» предлагаю учащимся выступить в роли продавца компьютерного магазина, который должен собрать компьютер для покупателя, при этом необходимо заказать комплектующие через Интернет, и желательно, по самым низким ценам. Учащиеся не только учатся работать с программой MS Excel , но и видят возможности практического применения этой программы, что увеличивает мотивацию при изучении данной темы). Составить таблицу в MS Excel

2. Формирование общекультурной компетенции осуществляю через

Формирование грамотной, логически верной речи используя устные диктанты, включающие задания на грамотное произношение и употребление терминов;

-
во время устной работы всегда слежу за грамотностью речи учеников и прошу об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на нее я прошу сначала учеников, и только если они затрудняются это сделать, оказываю помощь;

Использую задания с информационно – познавательной направленностью; (При изучении темы «Операционная система» предлагаю учащимся сравнить на выбор несколько операционных систем, например Windows и Linux , что позволяет не только познакомиться с различными видами ОС, но и определить наиболее удобную систему для работы)



Использую исторический материал при подготовке к урокам; (Тема «Аппаратная реализация компьютера» на первом уроке привожу интересные сведения из истории создания компьютеров)










Практикую задания для домашней работы по составлению текстовых задач по уравнению, схеме. Анализ составленных задач происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…(При изучении темы «Алгоритмы» предлагаю составить задачу по приведенной блок-схеме)


Вывод подсказки



Расчет времени в минутах, часах, днях, годах, «жизнях»


Вывод расчетов



В Эрмитаже содержится более 2800000 единиц хранения. Если у каждого музейного экспоната задержаться всего на 5 минут и проводить в Эрмитаже по 8 часов каждый день, то может не хватить жизни, чтобы ознакомиться со всей коллекцией. Вычислите суммарное время просмотра всей коллекции в минутах, часах, днях, годах, «жизнях», считая, что средняя продолжительность жизни составляет 70 лет.

3. При формировании учебно-познавательной компетенции я считаю, что:

Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при выполнении нестандартных, занимательных заданий, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.

Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, знания не сообщаю в готовом виде. Побуждаю учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Пример проблемной ситуации

4. При формировании и нформационной компетенции нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает прежде всего сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Перечень умений, входящих в состав общей информационной компетенции:
Информационный блок:

 поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;

 представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;

 выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.

Блок компьютерной и информационной техники:

 объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;

 выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;

 обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Блок операционной системы:

Настройка пользовательского интерфейса Windows;

Работа с файлами;

Знание основных команд;

Использование стандартных программ Windows.

Блок прикладных программ:

Создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;

Построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;

Поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем;

Создание и использование компьютерных презентаций с помощью MS Power Point .

Для проведения уроков я создаю учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам ("Алгоритмы", "Электронные таблицы", "Введение в Интернет", "Текстовый редактор", "Основные устройства компьютера" и др.).

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Какие результаты я вижу в ходе выполнения проектов:

1.Формируются и отрабатываются:

    Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

    Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

    Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

    Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

    Умение работать в группе, в команде

    Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

Использование Интернет-ресурсов.

Данный способ деятельности использую не только при изучении темы «Сети. Интернет», но и для поиска информации при подготовке информационных работ, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий и т.п. Таким образом, приобщение учащихся к такому полисистемному образовательному пространству, как глобальная сеть Интернет, обеспечивает формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружает их более культороемкими технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию ребенка в современном информационном обществе.

Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов обращаю на формирование этического отношения к информации, овладение знаниями об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.

5. При формировании коммуникативной компетенции использую следующие методы и приемы:

Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)

Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)

Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

Коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),

Информационной (выбор ключевых моментов дл отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),

Учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана, анализа деланного и т.п.),

Общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Вывод : Таким образом, организовав деятельность на уроке (серии уроков), разнообразив внеклассную деятельность учитель информатики может способствовать более целенаправленному формированию компетенции учащихся, учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут обеспечены возможностью:

    успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);

    подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

    жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.






Типология ключевых компетенций, предложенная А.В.Хуторским 1.Ценностно-смысловые компетенции. 2.Общекультурные компетенции. 3.Учебно-познавательные компетенции. 4.Информационные компетенции. 5.Коммуникативные компетенции. 6.Социально-трудовые компетенции. 7.Компетенции личностного самосовершенствования.


Чем урок информатики отличается от других учебных предметов? наличием специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств. каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже; приветствуются ответы с места; визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом. предмет информатики отличает изначальная высокая мотивация учащихся.


Деятельность, направленная на развитие ключевых компетенций Виды деятельности: Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п.)наушники, колонки, принтер, сканер, web -камера и т.п Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах, иерархических структурах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, структурирование файловой системы, проектирование баз данных и т.д.); технически навыки сохранения, удаления, копирования информации и т.п. преобразование информации (из графической – в текстовую, из аналоговой – в цифровую и т.п.)извлечение информации с различных носителей Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.) Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности (релевантность запроса, сетевые мистификации, и т.п.) Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.








Коммуникативные компетенции Виды деятельности: Владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.) Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)«человек» - «техническая система» Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.) Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.) Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)владение языковой, лингвистической компетенцией Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.) Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)







Ценностно-смысловые компетенции Виды деятельности: Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы, при создании проекта, при выборе темы доклада и т.п.)Умение формулировать собственные учебные цели Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта, принимать решение в случае нестандартной ситуации (сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети…)) Осуществлять индивидуальную образовательную траекториюОсуществлять индивидуальную образовательную траекторию.



Социально-трудовые компетенции Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности (требования к программному обеспечению, юзабилити сайта, функциональность базы данных и т.п.) Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа, при обучении офисным технологиям) Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензирования программного обеспечения, информационная безопасность, правовая ответственность за нарушение законодательства, авторские права и т.д.)этикой трудовых и гражданских взаимоотношений




Общекультурная компетенция Виды деятельности: Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п. (проектирование дизайна сайта и приложения, создание макетов полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики, музыкальных треков) компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития Понимание места данной науки в системе других наук, ее истории и путей развития (тенденции развития языков программирования, эволюция вычислительной техники, адекватная оценка состояния единиц техники, уровня продукта и т.п.)






Учебно–познавательные компетенции Виды деятельности: Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности (планирование собственной деятельности по разработке приложения, владение технологией решения задач с помощью компьютера, компьютерным моделированием) Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.) Умение работать со справочной литературой, инструкциями (знакомство с новыми видами ПО, устройствами, анализ ошибок в программе и т.п.) Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (построение диаграмм и графиков, средства создания презентаций)






Компетенции личностного самосовершенствования Виды деятельности: Создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.)Создание комфортной здоровьесберегающей среды Создание условий для самопознания и самореализации (компьютер как средство самопознания - тестирование в режиме on - line, тренажеры, квесты и т.п.; нахождение новых способов самореализации - создание собственного сайта-самопрезентации в сети, публикации работ, получение авторитета в сетевом сообществе и т.п.) Создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов, использование форумов поддержки, обращение за помощью в сетевые сообщества и т.п.) Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области Наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание в некоторой области (участие в предметных олимпиадах и конкурсах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности).




Литература 1.Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – – 2. – С. 58 – 64 2.Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М. : Издательский центр «Академия», – С. 142 – Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос". 4.Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск. 5.Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос". 6.И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет- журнал "Эйдос". 7.Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании». 8.Т. В.Василькова Статья «Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций».

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции". Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

С 1992 года, когда впервые на официальном уровне термин "ключевые компетенции" появился в проекте Совета Европы "Среднее образование в Европе", проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования решалась, в основном, в рамках профессионального образования как в зарубежной теории и практике (С. Шо, Б. Оскарссон, А. Шелтон, Р. Селман и др.), так и в отечественной (В.И. Байденко, А.М. Новиков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней и др.).

Отмечая неразработанность данной проблемы в образовательном пространстве средней школы, в качестве примера реализации направлений компетентностного подхода в отечественной педагогике и психологии в Стратегии модернизации общего образования указаны работы И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого, В.В. Давыдова и их последователей.

Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И.Г. Агапов, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике.

Данное противоречие говорит об актуальности.

Проблема исследования заключается в разработке приемов формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках информатики.

Объект - ключевые компетенции на уроках.

Предмет - урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Цель - рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Задачи.

Провести анализ литературы по компетентностному подходу.

Рассмотреть классификации ключевых компетенций различных авторов.

Рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Методы исследования:

эмпирические: анализ педагогической, психологической, методической литературы, изучение нормативной документации по изучаемой теме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским, на уроках информатики.

Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы, включающего 24 наименования, приложения.

§1. Понятие компетентностного подхода к обучению

В последнее время все чаще стали употребляться термины "компетенция", "компетентность", "компетентностный подход". Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: "... основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах" . Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010г. в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Что же представляет собой это нововведение?

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы - формирование ключевых компетенций.

То есть в основе компетентностного подхода лежат понятия "компетенция"/"компетентность". Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и понимания содержания самого компетентностного подхода. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются (Л.Н. Болотов, B. C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков), либо дифференцируются. Подробно этот вопрос рассматривается И.А. Зимней, которая выделяет основанный на компетенции подход, подчеркивающий "практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии "компетентность", оно включает собственно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования" .

Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова трактует слово "компетентность" как "осведомленность, авторитетность", знание в какой-либо области, а "компетенция" рассматривается как "1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;

2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)" .

Более подробную трактовку этих терминов дает А.В. Хуторской: "Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности" . Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

И.А. Цецорин рассматривает компетентность как комплекс "освоенных личностью" компетенций".

В документе "Стратегия модернизации российского образования" рекомендуется не противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам, поскольку понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Отмечается также, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др. .

Исходя из всех данных выше определений, можно сказать, что наиболее полную трактовку понятий "компетенция" и "компетентность" дал А.В. Хуторской, поэтому их мы и будем придерживаться в данной работе.

Таким образом, можно дать следующее определение компетентностному подходу: компетентностный подход - подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

§2. Ключевые компетенции учащихся

Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования" .

Компетенция , в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

Формирование ключевых компетенций на уроках информатики.

В Концепции модернизации российского образования, выступающей в качестве одного из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, указывается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Выделен следующий перечень ключевых образовательных компетенций как важнейших элементов общепредметного содержания образования:

  1. ценностно-смысловая,
  2. общекультурная,
  3. учебно-познавательная,
  4. информационная,
  5. коммуникативная.

Важную роль в этом процессе играет информатика как наука и учебный предмет, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. Таким образом, одной из основных целей, вставшей передо мной, как учителем информатики, является повышение уровня компетенции учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

1. При формировании ценностно-смысловой компетенции я на своих уроках стремлюсь к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Именно умение ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотнося его с заданностями внешнего мира, определяет в значительной степени успех личности вообще и успех в образовательной сфере в частности.

Перед изучением новой темы я рассказываю учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оцениваем самый интересный, при этом стремлюсь к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагаю дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время обязательно возвращаюсь к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме. (Например, на первом уроке при изучении темы «Кодирование информации», учащиеся ставят перед собой вопросы «О чем я узнаю в процессе изучения данной темы?», «Зачем мне знать о кодировании информации?», «Как я смогу использовать полученные знания?» и др. В процессе работы мы вместе отвечаем на эти вопросы.)

- Вовлекаю учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

Предлагаю ученикам для решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания информатики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. (Например, при изучении темы «Электронные таблицы» предлагаю учащимся выступить в роли продавца компьютерного магазина, который должен собрать компьютер для покупателя, при этом необходимо заказать комплектующие через Интернет, и желательно, по самым низким ценам. Учащиеся не только учатся работать с программой MS Excel, но и видят возможности практического применения этой программы, что увеличивает мотивацию при изучении данной темы). Составить таблицу в ЕХ

2. Формирование общекультурной компетенции осуществляю через

Формирование грамотной, логически верной речи используя устные диктанты, включающие задания на грамотное произношение и употребление терминов;

Во время устной работы всегда слежу за грамотностью речи учеников и прошу об этом самих учащихся, если допускается ошибка в устной речи, то указать на нее я прошу сначала учеников, и только если они затрудняются это сделать, оказываю помощь; - использую задания с информационно – познавательной направленностью; (При изучении темы «Операционная система» предлагаю учащимся сравнить на выбор несколько операционных систем, например Windows и Linux, что позволяет не только познакомиться с различными видами ОС, но и определить наиболее удобную систему для работы)

Использую исторический материал при подготовке к урокам; (Тема «Аппаратная реализация компьютера» на первом уроке привожу интересные сведения из истории создания компьютеров)

Практикую задания для домашней работы по составлению текстовых задач по уравнению, схеме. Анализ составленных задач происходит на уроке учениками с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…, предположим, вероятно, по-моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в…(При изучении темы «Алгоритмы» предлагаю составить задачу по приведенной блок-схеме)

Начало

Вывод подсказки

Ввод n

Расчет времени в минутах, часах, днях, годах, «жизнях»

Вывод расчетов

Конец

В Эрмитаже содержится более 2800000 единиц хранения. Если у каждого музейного экспоната задержаться всего на 5 минут и проводить в Эрмитаже по 8 часов каждый день, то может не хватить жизни, чтобы ознакомиться со всей коллекцией. Вычислите суммарное время просмотра всей коллекции в минутах, часах, днях, годах, «жизнях», считая, что средняя продолжительность жизни в России составляет 70 лет.

3. При формировании учебно-познавательной компетенции я считаю, что:

Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при выполнении нестандартных, занимательных заданий, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала.

Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми понятиями, знания не сообщаю в готовом виде. Побуждаю учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Пример проблемной ситуации

4. При формировании информационной компетенции нельзя исходить лишь из наличия умений использования компьютерной и информационной техники. На мой взгляд, этот компонент - лишь информационная грамотность. Но, будучи только информационно грамотным, ученик не может быть информационно компетентным. Важно также присутствие такого компонента как информационная культура. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает прежде всего сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей продуктивной деятельности.

Перечень умений, входящих в состав общей информационной компетенции:
Информационный блок:

поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;

представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;

выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.

Блок компьютерной и информационной техники:

объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;

выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;

обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Блок операционной системы:

Настройка пользовательского интерфейса Windows;

Работа с файлами;

Знание основных команд;

Использование стандартных программ Windows.

Блок прикладных программ:

Создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;

Построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;

Поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем;

Создание и использование компьютерных презентаций с помощью MS Power Point.

Для проведения уроков я создаю учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам ("Алгоритмы", "Электронные таблицы", "Введение в Интернет", "Текстовый редактор", "Основные устройства компьютера" и др.).

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов. Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".

Учащиеся создают проекты по информатике и не только ("Путешествие с дробями по Солнечной системе", «Алгебра в модулях» и др.).

Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Какие результаты я вижу в ходе выполнения проектов:

1.Формируются и отрабатываются:

  1. Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
  2. Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
  3. Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
  4. Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
  5. Умение работать в группе, в команде
  6. Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Каждое задание предполагает не только отработку или закрепление какого-либо навыка работы, но и служит для развития общего кругозора ученика, содержит занимательный факт. Поэтому такие задания с интересом воспринимаются детьми. Формы работы над проектом выбираю в зависимости от уровня подготовленности учащихся класса: от индивидуальной для одаренных учеников до групповой в менее подготовленном классе.

Использование Интернет-ресурсов.

Данный способ деятельности использую не только при изучении темы «Сети. Интернет», но и для поиска информации при подготовке информационных работ, просмотра ресурсов виртуальных музеев, знакомства с информационными ресурсами электронных библиотек, поиска информации в электронных энциклопедиях, посещения виртуальных научно-исследовательских лабораторий и т.п. Таким образом, приобщение учащихся к такому полисистемному образовательному пространству, как глобальная сеть Интернет, обеспечивает формирование общей культуры на качественно новом уровне, вооружает их более культороемкими технологиями обучения, способными обеспечить развитие и социальную адаптацию ребенка в современном информационном обществе.

Особое внимание при использовании Интернет-ресурсов обращаю на формирование этического отношения к информации, овладение знаниями об авторском и смежных правах, социально-правовых аспектах создания и использования информационных объектов.

5. При формировании коммуникативной компетенции использую следующие методы и приемы:

Владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта и т.п.)

Ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.)

Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации и т.п.)

Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками (понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования и т.д.)

Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией (в том числе – формальных языков, систем кодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне)

Умение работать в группе, искать и находить компромиссы (работа над совместным программным проектом, взаимодействие в Сети, технология клиент-сервер, совместная работа приложений и т.д.)

Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.)

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно «передать в ведение» конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:

Коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),

Информационной (выбор ключевых моментов дл отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),

Учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана, анализа деланного и т.п.),

Общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Таким образом, организовав деятельность на уроке (серии уроков), разнообразив внеклассную деятельность учитель информатики может способствовать более целенаправленному формированию компетенции учащихся, учащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут обеспечены возможностью:

  1. успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
  2. подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
  3. жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

перечень ключевых образовательных компетенций ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Ценностно - смысловая компетенция Ученик четко должен для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Постановка вопросов «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем» перед началом изучения новой темы. Предметные олимпиады. Задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде.

Общекультурная компетенция формирование грамотной, логически верной речи; во время устной работы всегда слежу за грамотностью речи учеников и прошу об этом самих учащихся; использую задания с информационно – познавательной направленностью;

Общекультурная компетенция использую исторический материал при подготовке к урокам;

Общекультурная компетенция Практикую задания для домашней работы по составлению текстовых задач по уравнению, схеме. В Эрмитаже содержится более 2800000 единиц хранения. Если у каждого музейного экспоната задержаться всего на 5 минут и проводить в Эрмитаже по 8 часов каждый день, то может не хватить жизни, чтобы ознакомиться со всей коллекцией. Вычислите суммарное время просмотра всей коллекции в минутах, часах, днях, годах, «жизнях», считая, что средняя продолжительность жизни в России составляет 70 лет. Начало Вывод подсказки Ввод n Вывод расчетов Конец Расчет времени в минутах, часах, днях, годах, «жизнях»

Учебно – познавательная компетенция Развивается при выполнении нестандартных, занимательных заданий, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Преобразовать документ по образцу.

Информационная компетенция Перечень умений, входящих в состав общей информационной компетенции: Информационный блок:  поиск информации в различных источниках; использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;  представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др. способов;  выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники. Блок компьютерной и информационной техники:  объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;  выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;  обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации. Блок операционной системы: - настройка пользовательского интерфейса Windows ; - работа с файлами; - знание основных команд; - использование стандартных программ Windows . Блок прикладных программ: - создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word ; - построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel ; - поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем; - создание и использование компьютерных презентаций с помощью MS Power Point .

Информационная компетенция Проектная деятельность: Древняя мудрость: « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда. »

Коммуникативная компетенция Владение формами устной речи Ведение диалога «человек» - «техническая система» Умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления текста Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками Понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией Умение работать в группе, искать и находить компромиссы Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов

Выводы: Таким образом, организовав деятельность на уроке, разнообразив внеклассную деятельность можно способствовать более целенаправленному формированию компетенции учащихся. У чащиеся познакомятся с новыми возможностями использования компьютера для работы с информацией, школьники будут обеспечены возможностью: успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет); подготовиться к выбранной профессиональной деятельности; жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Галок Светлана Евгеньевна МАОУ СОШ №4 г.Боровичи 2012г

Введение.

“Изменилась не только сумма знаний,
необходимых современному человеку,
еще большие перемены произошли
в способах изучения нового”.
С. Пейперт

Удовлетворённость человека своей жизнью зависит от осознания уровня собственной успешности. Быть признанным в обществе – естественная потребность каждого человека.

Россия, являясь частью мирового сообщества, ориентируется на его ценности. К ним можно отнести такие базовые качества личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за результаты своей деятельности. Эти качества необходимы выпускнику для его самоутверждения как успешного и компетентного специалиста.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение нескольких приоритетных задач. Одной из которых является - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.

Компетентностный подход требует иного подхода в образовательном процессе, нового стиля мышления, характеризующегося открытостью, гибкостью, осознанием внутренней многозначности, альтернативностью принимаемых решений. Главным для ученика становится не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, а для преподавателя становится не передача знаний, а стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности учащихся, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. В преподавательской среде идёт поиск и разработка педагогических технологий, позволяющих обеспечить указанный уровень образовательной деятельности.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Формирование компетентностей – это не смена содержания, а смена технологий обучения. Использование информационных и компьютерных технологий поможет решить одну из основных задач, которую выдвигает Концепция модернизации Российского образования – формирование ключевых компетенций, представляющих собой сумму знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования и профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности по выбранной профессии.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур. Поэтому сегодня для реализации компетентностного подхода нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России.

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И.Г. Агапов, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Было подчеркнуто, что это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания-умения-навыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную - технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» .

Такое широкое определение понятийного содержания компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценку в качестве результата обучения, на что обращают внимание и сами разработчики. Об этом же свидетельствует и приводимое А.В. Хуторским содержание основных ключевых компетенций, в перечень которых входят: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике.

Данное противоречие говорит об актуальности.

Проблемаисследования заключается в разработке приемов формирования у учащихся компетенций на уроках информатики.

Цель исследования- рассмотреть урок информатики как средство формирования компетенций.

Объектом являются компетенции на уроках информатики.

Предмет - урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским, на уроках информатики.

1. Компетентностный подход, формирование компетенций.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

Компетенция , в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, подчеркивает роль опыта, умения на практике реализовать знания. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Таким образом, компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

Наиболее распространенной классификацией компетенций является А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

    ценностно-смысловые компетенции,

    общекультурные компетенции,

    учебно-познавательные компетенции,

    информационные компетенции,

    коммуникативные компетенции,

    социально-трудовые компетенции,

    компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

2. Формирование компетенций на уроках информатики.

Чем принципиально урок информатики отличается от других учебных предметов?

Во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь - персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процесс оргтехники, мультимедийных устройств.

Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой - доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и учителем строится несколько иначе, чем на других уроках. Это создает особые условия для развития коммуникативных компетентностей.

В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Как правило, этих уроков ждут, младшие завидуют старшим, изучающим информатику. Некая изначальная "романтизация" компьютера и работы на нем создает учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, развития компетентности целеполагания. И для органичного внедрения компетентностного подхода.

Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. Поэтому, рассмотрим, какую деятельность в рамках предмета информатики учитель может организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций.

Начнем с ценностно-смысловой компетенции , так как успех личности в большей степени определяется в умении ставить личные цели, понимать и осознавать смысл своей деятельности, при этом соотносить его с современным миром. Можно выделить следующие виды деятельности:

    Умение формулировать собственные учебные цели, например, при создании проекта, при выборе темы доклада.

    Умение принимать решение в случае нестандартной ситуации, брать ответственность на себя.

    Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Например, при создании проекта “Лучший друг, помощник - принтер”, учащиеся ставят практическую цель - купить принтер для личного пользования; берут ответственность на себя при выборе вида принтера; выстраивают свою индивидуальную траекторию по реализации самообразования выбранной темы проекта.

Никто не сомневается в том, что занятия информатики призваны влиять на развитие информационных компетенций . Можно выделить следующие виды деятельности :

    Знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (наушники, колонки, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат).

    Владение способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации; технические навыки сохранения, удаления, копирования информации; преобразование информации.

    Владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы)

    Критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности.

    Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по другим предметам.

Рассматривая коммуникативную компетенцию , можно выделить следующие виды деятельности:

    Владение устной речью (монолог, диалог, полилог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта).

    Ведение диалога “человек” - “компьютер”.

    Умение представить себя устно и письменно, владение приемами оформления текста (электронная переписка, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации).

    Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками.

    Владение языковой, лингвистической компетенцией (алгебра логики, системы кодирования, языки программирования, системы счисления)

    Умение работать в группе, искать и находить компромиссы.

    Толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками и т.п.) .

Общекультурная компетенция получает особое развитие в ходе реализации творческих заданий. Ее можно описать так:

    Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника при проектирование дизайна, создании макета полиграфической продукции, коллажей произведений компьютерной графики.

Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции , так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

    Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.

    Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат.

    Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики.

    Умение работать со справочной литературой, с новыми устройствами, анализировать ошибки в программе.

    Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне.

Необходимо уделять внимание социально-трудовым компетенциям :

    Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности.

    Анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта.

    Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Рассмотрим компетенцию личностного самосовершенствования . Для ее развития эффективны не только уроки, но и внешкольная деятельность:

    Создание комфортной здоровьесберегающей среды, умение организовать свое рабочее время, распределить силы.

    Создание условий для самопознания и самореализации.

    Наличие способности действовать в собственных интересах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности.

Очень часто вид деятельности нельзя однозначно “отнести” к одной ключевой компетенции.

Например, деятельность по презентации проекта находится на пересечении нескольких ключевых компетенций:

    учебно-познавательной (создание слайд-шоу с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана, анализа сделанного…),

    информационной (выбор основных моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),

    общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного материала, культура речи…),

    коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…).

Таким образом, занятия по информатике могут быть реализованы с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание учебников может учитель, изменив, в первую очередь, цели занятия, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно учащегося, с его индивидуальными целями. И, конечно же, средствами информатики можно развивать все группы ключевых компетенций

Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики

Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 10 классе.

Перед учащимся была поставлена цель: выбрать любую тему и создать в среде Power Point мультимедийный (с использованием звука, видео) продукт. Другими словами началась работа по методу проектов. Ребята увлеченно, с интересом начали собирать материал, расширяя свои знания в той или иной предметной области. Мало собрать информацию надо ее «отжать», т.е. оставить самое важное и значительное, надо ее так подать, чтобы твоя презентация не была скучной, и зрители смотрели бы не отрываясь. Как это сделать? Вот вопрос, который каждый решал, работая над своим проектом. А что если вставить звуковое сопровождение? А клип? Как разместить объекты на слайде? Какое применить цветовое решение? На эти и многие другие вопросы дети искали ответы. Это была действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа мозга.

Какие результаты в ходе выполнения проектов.

Для учащегося .

1.Формируются и отрабатываются:

    Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации

    Навыки публичного выступления (ораторское искусство)

    Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде

    Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи

    Умение работать в группе, в команде

    Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)

4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше - программы, которые помогают лучше представить свою работу.

5. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.

7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для учителя.

    Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества

    Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях

    Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта

    Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

Проект «Мир вокруг нас»: «Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде MS PowerPoint».

Идея проекта: создать фильм – презентацию на произвольную тему в программе MS PowerPoint.

Цели проекта:

Общеучебные : формирование интереса к обучению; познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; формирование умения работать с поступающей информацией, обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств.

По информатике : типовые объекты презентации, группы инструментов среды Power Point, особенности интерфейса приложения Power Point, шаблон презентации, выбор шаблона при помощи Мастера автосодержания, план презентации в соответствии с выбранной темой.

Выполнение проекта: Учащиеся самостоятельно делятся на группы по 2–3 человека, продумывают тему и распределяют обязанности. Необходимая информация берется из книг, сканируется с помощью сканера, или скачивается с Интернета. Обучающиеся с удовольствием подбирают материал, фотографии, видеофильмы, анимации. На уроках ощущается творческий подъем. По мере выполнения задания проводятся промежуточные обсуждения полученных результатов в группах. В процессе работы учащиеся самостоятельно обучают друг друга. В работе делается акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учителю отводится роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя. Завершается работа обсуждением и оценкой каждого проекта.

Урок информатики в 10 классе по теме: «Создание презентаций»

Цель: Создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

Задачи:

    Повторить этапы выполнения презентаций.

    Отработать навыки создания фона, ввода текста, вставки рисунка и создания анимации для объектов.

    Закрепить основные действия с объектами (создать, открыть, выделить, сохранить, удалить, переместить, просмотреть)

    Формировать умения пользоваться контекстным меню при выполнении вышеперечисленных действий.;

    Учить анализировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности.

    Развивать творческие способности учащихся.

    Воспитывать интерес к информатике и информационным технологиям, через создание презентации воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: Персональные компьютеры, медиа-проектор, доска, раздаточный материал для учащихся, карточки - помощники для работы, образец презентации, рефлексивные карточки, карточки оценивания работ учащихся.

План урока:

    Орг. момент.

    Целеполагание.

    Актуализация.

    Образец презентации.

    Видеофрагмент.

    Практическая работа.

    Рефлексия.

    Демонстрация лучших презентаций.

    Подведение итогов, оценивание учителем.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Целеполагание:

Сегодня на уроке мы продолжаем работу по созданию мультимедийной презентации "Мир вокруг нас"

Цель сегодняшнего урока - создать мини-презентации в группах, просмотреть их, выявить недочеты и подготовить основу для создания общего проекта - слайд - фильма " Мир вокруг нас " - со всеми видами дизайна.

План сегодняшней работы записан на доске :

    Цель работы: создать мини-презентации Мир вокруг нас ""

    Повторение.

    Правила техники безопасности.

    Работа в группах по созданию мини-презентаций.

    Анализ работы.

    Демонстрация лучших проектов.

    Подведение итогов.

    Подготовка к финальному этапу работы.

3. Актуализация опорных знаний

Показ презентации.

4. Повторение правил техники безопасности.

5. Практическая работа по выполнению проекта.

Гимнастика для глаз.

6. Демонстрация готовых мини- проектов. Через медиа- проектор показывается одна- две лучших презентации. После демонстрации проводится краткое обсуждение.

7.Рефлексия.

Каждый ученик получает карточку для заполнения о результатах своей деятельности на уроке.

Учитель в ходе работы детей заполняет свои карты.

8. Итоги урока.

Урок подходит к концу. У вас получились хорошие творческие проекты.

Какие замечания нужно учесть в последующей работе?

Оценивание: комментарии отметок.

Домашнее задание: продолжить работу над презентацией- продумать звуковое оформление слайдов для оформления общего проекта.

Карточка - помощник №1

Проектное задание " Мир вокруг нас "

1 слайд: Титульный лист

Название (Используя Word Art)

Иллюстрация.

Надпись: Исполнитель(ли):__________

Руководитель:______________

2 слайд : Содержание:

3 слайд-6 слайд

Карточка №2

Основные этапы создания презентации в Microsoft PowerPoint

Один слайд

1 этап (создание слайда)

Окрыть PowerPoint. (Пуск - Программы - PowerPoint)

Создать презентацию (Используя пустую презентацию)

2 этап (создание фона)

Создать дизайн презентации (Формат - Применить оформление)

Создать фон слайда (Формат - Фон - Выберите заливку слайда)

3 этап (создать заголовок)

Вставка - Рисунок - Объект WordArt (выберите цвет, линии [Формат - Объект WordArt])

4 этап (создание текста)

Вставка - Надпись

(выделить прямоугольник для надписи, выбрать шрифт, размер шрифта, начертание, цвет [Формат - Шрифт])

5 этап (вставка рисунков)

Вставка- рисунок- картинки

6 этап (настройка анимации)

Выделить объект

Показ слайдов - Настройка анимации

На закладке Эффекты выберите эффект и звук (для текста выберите Появление текста);

На закладке Время настройте анимацию по щелчку мыши или автоматически по времени;

7 этап (запуск презентации)

Показ слайда - Показ

Несколько слайдов

1 этап (создание слайда)

Смотрите Один слайд

2 этап (создание второго (нового) слайда)

Вставка - Создать слайд

3 этап (переход слайда)

Показ слайдов - Переход слайда

4 этап (Создание управляющих кнопок) для удобства работы с презентацией можно снабдить слайды управляющими кнопками

Показ слайдов - Управляющие кнопки (выбрать нужную кнопку - указать размеры кнопки при помощи мыши)

Окно Настройка действия (по шелчку мыши или по указанию мыши; указать вид гиперссылки; настроить звук, сопровождающий действие при переходе).

5 этап (работа с сортировщиком слайдов)

Вид - Сортировщик слайдов

В сортировщике слайдов удобно выполнять операции:

Удаление слайда (Выделить слайд мышкой - Нажать клавишу Delete)

Копирование слайда (Выделить слайд - Копировать - установить курсор в нужном месте - Вставить слайд)

Перемещение слайда (захватить слайд мышкой и перетащить в нужное место)

Вставка нового слайда (установить курсор между слайдами - Вставка - Создать слайд)

Отладка презентации (для работы с отдельным слайдом щелкнуть на нем два раза мышью)

Для остановки презентации необходимо нажать правую кнопку мыши - Завершить показ слайдов

Карточка №3

Рефлексия:

Характеристика видов деятельности

Удовлетворительно

1. Использовали текстовую информацию

2. Подбор фотоматериалов

3. Оформление текста

4. Использование макетов презентации

5. Дизайн слайдов

6. Применение анимации

Понравилась ли работа на уроке? Да_____ Нет_____

Карточка №4

Оценивание работы на уроке учителем

Оценка за презентацию

Слайд (4 балла)

Дизайн (2 балла)

Шрифты (2 балла)

Слайд-фильм (1)

Заставка WordArt

Фон слайда

Картинка

Анимация

Количество

Начертание

Количество слайдов

Эффект перехода

Критерий оценки:

    16-15 баллов - оценка "5"

    14-11 баллов - оценка "4"

    10-8 баллов - оценка "3"

Заключение

В ходе работы над темой "Формирование компетенций на уроках информатики" были изучены нормативная документация (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Стратегия модернизации содержания общего образования), статьи по теме, учебно-методическая литература.

На основе этого рассмотрены понятия "Компетентностный подход", "Ключевые компетенции", классификация ключевых компетенций А.В. Хуторского, а также возможные направления деятельности учащихся и учителя на уроках информатики с целью реализации компетентностного подхода.

Приведен пример урока информатики с использованием компетентностного подхода.

Цели и задачи достигнуты.

Работа может быть продолжена в следующих направлениях:

рассмотреть приемы формирования информационной компетенции учащихся на уроках информатики;

сравнить эффективность формирования ключевых компетенций на уроках информатики у учащихся разных профилей;

разработать приемы формирования ключевых компетенций на уроках информатики у слабоуспевающих учеников.

Библиография

    Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.

    Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

    Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 №1756

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)

    Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

    Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. – С. 142 – 144.

    Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник - Педсовет.org. - 2006. - 10 октября. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2486/Itemid,188/, свободный.

    Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос"

    Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected]

    Черных, Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету "Информационные технологии" [ Электронный ресурс] / Н.П. Черных. - Вопросы Интернет образования. - Режим доступа: http://ipk. admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot. files/Jornal/Vio_38/Vio_38/cd_site/Articles/art_3_5. htm, свободный