Болезни Военный билет Призыв

Репродуктивный характер. Репродуктивный метод обучения: повторим пройденный материал. Репродуктивный метод обучения

Обучения по праву является одним из наиболее эффективных, поскольку он подразумевает применение школьником или студентом изученного материала на практике. Следование наглядному примеру, инструкциям и предписаниям помогает лучше усвоить материал и закрепить полученные знания. Потому данный метод так популярен.

Об особенностях

Репродуктивное обучение - это процесс, которому свойственна определённая специфика. В данном случае она заключается в характере мышления учеников, формирующемся во время восприятия и запоминаниями ими информации, сообщаемой преподавателем или же другим источником.

Репродуктивный метод обучения невозможен без использования наглядных, практических и словесных приёмов, поскольку они составляют его материальную основу. Ведь методы репродуктивного характера выстраиваются на принципах передачи информации при помощи демонстрации примеров, ярких и понятных речевых оборотов, картин, рисунков, презентаций и графических изображений.

Процесс обучения

Если преподаватель передаёт информацию в разговорной форме, а не читая лекцию из конспекта, то вероятность усвоения её учениками возрастает в несколько раз. Однако репродуктивное обучение - это такой процесс, при котором даже рассказ должен быть построен по определённым принципам.

Суть заключается в том, что преподаватель в готовом виде формулирует доказательства, факты, определения понятий и делает акценты на главных моментах, которые ученики обязаны усвоить в первую очередь. Огромное внимание уделяется объяснению последовательности и приёмов работы, а также их демонстрации. Особенно ярко это проявляется на уроках хореографии, музыки, художественного труда, изобразительного искусства. В процессе выполнения детьми практических заданий и проявляется их репродуктивная деятельность, иначе называемая воспроизводящей.

Но тут есть небольшой нюанс. Репродуктивный подразумевает выполнение многих упражнений, что обуславливает сложность самого процесса для детей. Ученики (особенно в младших классах) не могут справляться с одними и теми же заданиями постоянно. Такова их природа. Потому преподаватель должен постоянно дополнять упражнения новыми элементами, чтобы интерес его воспитанников не угасал, а лишь подогревался.

Наглядность

Репродуктивная технология обучения строится на простых и понятных принципах. В ходе лекции преподаватель опирается на факты и знания, которые ученикам уже известны. В беседе такого характера нет места предположениям и гипотезам, они лишь осложняют процесс.

Важно отметить, что ранее упомянутая наглядность имеет место быть не только в творческом процессе. Даже во время изучения математики она присутствует. Ученики составляют отображают в них графики, цифры, правила, ключевые слова, ассоциации, примеры - всё это помогает активизировать запоминание материала. Впоследствии дети применяют свои наработки для решения заданий, данных учителем. Действие по образцу помогает укрепить полученные знания, превратив их в навык. Однако это требует неоднократных тренировок.

Недостатки

Без них ничто не обходится, и репродуктивный метод обучения исключением не является. Главным недостатком считается нагрузка на память школьников. Ведь учебный материал необходимо запоминать в немалом объёме. И в результате лучшие показатели демонстрируют дети с хорошо развитой памятью.

Также недостатком метода является низкая самостоятельность учащихся. Когда дети получают готовые знания от учителя, у них отпадает нужда работать с учебниками. Ещё по той же причине рассеивается внимание. Детям нужно лишь слушать материал и вникать, но если процесс будет монотонным, то их внимание быстро притупится.

Ещё материал усваивается школьниками не полностью, потому что учитель никак не может проконтролировать, сколько именно запомнили ученики, и в каких моментах у них появились «пробелы». К слову, если злоупотреблять репродуктивным методом, то дети не смогу научиться думать и самостоятельно развиваться, добывать информацию. В итоге у них будет средний объём знаний и невысокий темп в изучении материала.

Продуктивные методы

О них также необходимо упомянуть. Репродуктивный и продуктивный метод обучения отличаются кардинально. Поскольку способы, относящиеся ко второй категории подразумевают самостоятельное получение учениками субъективно новых сведений при помощи индивидуальной деятельности. В процессе школьники используют эвристический, исследовательский и частично-поисковый методы. Они действуют самостоятельно, а это главным образом отличает продуктивное и репродуктивное обучение.

Здесь тоже имеются свои нюансы. Продуктивные методы хороши, поскольку они учат детей думать логично, творчески и научно. В процессе их применения школьники практикуют самостоятельный поиск нужных им знаний, преодолевают встречающиеся трудности, пытаются превратить полученную информацию в убеждения. Параллельно формируются их познавательные интересы, что отражается на позитивном, эмоциональном отношении детей к обучению.

О проблемах

Эвристические и исследовательские методы имеют свою специфику, равно как и объяснительно-репродуктивное обучение.

Во-первых, они не универсальны. И перед тем, как переходить к продуктивному обучению, учитель должен провести несколько занятий в объяснительно-иллюстративном характере. Теоретическая подготовка очень важна. И хороший педагог умеет комбинировать объяснительные методы с продуктивными.

Ещё нужно помнить, что существуют учебные проблемы, являющиеся непосильными для школьников. И понизить их уровень можно при помощи репродуктивных методов. Другие же проблемы наоборот чересчур легки. И спроектировать на их основе показательную учебную ситуацию, в которой ученики могли бы проявить индивидуальный подход, просто невозможно.

И, наконец, создать проблемную ситуацию просто так, на пустом месте, невозможно. Преподаватель должен вызвать у своих воспитанников интерес. А для этого им необходимо кое-что узнать о предмете изучения, получить базовый запас знаний. Что, опять-таки, возможно путём использования объяснительно-репродуктивных методов.

Взаимодействие

Что ж, после того как преподаватель дал своим воспитанником необходимый теоретический базис, можно приступать к закреплению знаний на практике. Создаётся проблема по определённой теме, реальная ситуация, участниками которой становятся ученики. Они должны проанализировать её (не без участия педагога, конечно же). Взаимодействие важно, к тому же преподаватель обязан регулировать и направлять процесс. В ходе анализа рассматриваемая ситуация преобразуется в одну или даже несколько проблемных задач, которые ученики должны решить, выдвигая гипотезы и проверяя их правдивость. Так обычно и находится решение.

Что ж, исходя из всего вышеупомянутого, можно сделать вывод. Все существующие методы обучения по-своему хороши и необходимы, важно лишь грамотно их сочетать, чтобы извлечь максимальную пользу для учеников. Но это для высококвалифицированного педагога труда не составит.

Объяснительно-иллюстративный метод . Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя (преподавателя) и ученика (студента) при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы, натуральные объекты в аудитории и во время экскурсий) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, доказательство теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех уровней, на всех ступенях обучения. Этот метод вбирает в себя, в качестве средств и форм проведения, такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадках и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность обучаемых остается той же – восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного их целенаправленного действия. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум его знаний о целях, порядке и объекте действия.

Репродуктивный метод . Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет – решает сходные задачи, составляет планы, воспроизводит химический и физический опыты и т. д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Обучение грамотности и четкому письму требует нескольких лет, чтению – гораздо меньше времени. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Педагог пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Тип познавательной деятельности характеризует уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся в обучении. На этом основании выделяют пояснювальноилюстративний, репродуктивный, проблемного изложения, ч частично-поисковый, исследовательский методы. Каждый из них может проявляться в словесной, наглядной и практической формах. Система этих методов раскрывает динамику познавательной активности учащихся от восприятия готов их знаний, их запоминание, воспроизведение в творческой познавательной труда, которая обеспечивает самостоятельное овладение новыми знаниямиями.

. Объяснительно-иллюстративный метод - метод обучения, направленный на сообщение готовой информации различными средствами (словесными, наглядными, практическими) и осознание и запоминание этой информации ее ученикам.

Он имеет следующие характерные признаки:

2) учитель организует восприятие знаний различными способами;

3) учащиеся воспринимают и осмысливают знания, фиксируют их в памяти;

4) прочность усвоения знаний обеспечивается через их многократное повторение

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе рассказа, упражнения, беседы с опорой на усвоение правила, практической работы на применение знаний, законов и др.

При использовании этого метода доминируют такие познавательные процессы, как внимание, восприятие, память и репродуктивное мышление. Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в современной школе том, щ что он обеспечивает системность знаний, последовательность изложения, экономит время. Однако этот метод имеет некоторые недостатки, потому ограничивает учебную деятельность ученика процессами запоминания и воспроизведения информации, не развивает достаточной степени его умственные способноститі.

. Репродуктивный метод - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом

Его используют для формирования умений и навыков школьников. Репродуктивный метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам предлагают в"готовом"виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;

4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение

Изложение учебного материала может происходить в процессе перевода прочитанного, упражнения по образцу, работы с книгой, анализа таблиц, моделей по определенному правилу

Репродуктивный метод обеспечивает возможность передачи большого по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий. Однако он не позволяет в достаточной степени развивать гибкость мышления, навыки поисковой деятельностиі.

Переходным от исполнительского к творческой деятельности является метод проблемного изложения

. Метод проблемного изложения - метод обучения, предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий

Его применяют преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями. Метод проблемного изложения имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают;

2) учитель показывает путь исследования проблемы, решает ее от начала до конца;

3) учащиеся наблюдают за процессом размышлений учителя, учатся решать проблемные задачи

Проблемный изложение учебного материала можно осуществлять в процессе проблемной рассказы, проблемно-поисковой беседы, лекции, при использовании наглядных методов проблемно-поискового типа и проблемно о-поисковых упражнений. К нему прибегают в тех случаях, когда содержание учебного материала направлен на формирование понятий, законов или теорий, а не на сообщение фактической информации; когда содержание не является при нципово новым, а логически продолжает ранее изученное и ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых элементов знаний время использование проблемного метода требует больших затрат времени, не розвья зующую задач формирования практических умений и навыков. Наблюдается слабая эффективность этого метода при усвоении учащимися принципиально новых разделов или тем учебной программы, когда нет возможности примен ты принцип апперцепция (опоры на предыдущий опыт) и необходимое объяснение учителяеля.

Высшего уровня познавательной самостоятельности и активности требует от учащихся частично-поисковый метод обучения

. Частично-поисковый метод - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания н.

Этот метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;

2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.

. Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска

Характерные признаки этого метода следующие:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;

3) основной целью деятельности учителя е оперативное управление процессом решения проблемных задач;

4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью

Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ (д исследования законов развития природы.

Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:

1. Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)

2. Формулировка гипотезы по решению проблемы

3. Построение плана исследования

4. Реализация плана

5. Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов

Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации учителя

Методы обучения по типу познавательной деятельности учащихся обеспечивают развитие самостоятельности мышления школьников, формируют критическое отношение к учебной информации в использовании методов этой группы сли ид соблюдать меру и обоснование рациональности их применения в каждой ситуации. Эффективность этих методов возрастает при условии сочетания с другими методами обученияня.

Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем или другим источником информации.

  • Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.
  • Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.
  • Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях лучшего и более активного усвоения и запоминания информации. Примером наглядности, например, являются используемые в опыте преподавателя В.Ф. Шаталова опорные конспекты. В них последовательно отображены особенно яркие, активизирующие запоминание материала цифры, слова и зарисовки.
  • Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их учащиеся применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом, в ходе практической работы учащиеся не осуществляют самостоятельного приращения знаний.
  • Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение в навык требует неоднократных действий по образцу.
  • Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что преподаватель в ходе нее опирается на известные обучаемым факты, на ранее полученные знания. Задачи обсуждения каких-либо гипотез, предположений не ставится.
  • На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение.

Таким образом, основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются.

Главным же преимуществом данного метода является экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы обучаемые могли осуществить поиск знаний.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать качества личности, как невозможно развивать такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применять наряду с ними и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность обучаемых.

Введение

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим классификацию методов обучения по способам деятельности учащихся Разумовского В.Г. и Самойлова Е.А. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

в) проблемное изложение знаний;

г) частично-поисковый (эвристический);

д) исследовательский.

Указанные методы подразделяются на две группы:

· репродуктивную при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;

· продуктивную отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности.

Репродуктивный метод

Репродуктивный метод обучения используется для формирования умений и навыков школьников и способствует воспроизведению знаний и их применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. Учитель с помощью системы заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или показанных способов деятельности.

Само название метода характеризует деятельность только ученика, но по описанию метода видно, что он предполагает организационную, побуждающую деятельность учителя.

Учитель пользуется устным и печатным словом, наглядными средствами обучения, а учащиеся используют те же средства для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем.

Репродуктивный метод проявляется при устном воспроизведении сообщенных школьникам знаний, в репродуктивной беседе, при решении физических задач. Репродуктивный метод используется и при организации лабораторных и практических работ, выполнение которых предполагает наличие достаточно подробных инструкций.

Для повышения эффективности репродуктивного метода методисты и учителя разрабатывают специальные системы упражнений, заданий (так называемые дидактические материалы), а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль.

Следует, однако, помнить общеизвестную истину о том, что число повторений далеко не всегда пропорционально качеству знаний. При всем значении репродукции злоупотребление большим числом однотипных задании и упражнений снижает интерес школьников к изучаемому материалу. Поэтому следует строго дозировать меру использования репродуктивного метода обучения и при этом учитывать индивидуальные возможности учеников.

В процессе обучения в основной школе репродуктивный метод, как правило, используется в сочетании с объяснительно-иллюстративным. В течение одного урока учитель может объяснить новый материал, используя объяснительно-иллюстративный метод, закрепить вновь изученный материал, организуя репродукцию его, может вновь продолжить объяснение и т.д. Подобная смена методов обучения способствует смене видов деятельности школьников, делает урок более динамичным и повышает тем самым интерес школьников к изучаемому материалу.

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода.

Оба метода отличаются тем, что они обогащают учащихся знаниями, умениями и навыками, формируют у них основные мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.д.), но не гарантируют развития творческих способностей школьников, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Для этой цели должны использоваться продуктивные методы обучения.

Репродуктивные педагогические технологии

Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию.

Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы - альтернативное и самостоятельное мышление - блокируются.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки:

Главное преимущество данного метода - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. Но при чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке.