Болезни Военный билет Призыв

Ролевики толкиенисты и их образы. Литературный любительский спин-офф. Человек и «нечеловеческие расы»

Создатель первых книг в жанре эпического «высокого» фэнтези, рассказал населению планеты о фантастических мирах настолько ярких и достоверно детализированных, что многие не просто захотели стать их частью хотя бы в постановочных играх и собственных мечтах, но приняли факт существования альтернативной реальности. Толкиенисты - это люди, в разной степени увлеченные творчеством талантливого писателя и самовыражающиеся с его помощью.

Создатель миров, породивших субкультуру

Джон Рональд Руэл Толкиен - британский писатель и поэт, профессор, преподававший в колледжах Оксфордского университета, лингвист и филолог, прославившийся благодаря своим основным литературным произведениям: «Хоббит или Туда и обратно», «Властелин колец», «Сильмариллион».

Родившийся в январе 92 года XIX века в английской колонии, Джон Толкин с детства копил впечатления, отразившиеся потом в его произведениях. Например, образы устрашающих ядовитых пауков часто связывают с пережитым им еще в раннем детстве укусом тарантула.

Как Д. Р. Толкиен завладел умами миллионов

Истинную знаменитость и многочисленных фанатов принесло автору произведение «Властелин колец». Книгу благосклонно приняли критики, но культ Толкина начался после выхода ее «пиратского» стотысячного тиража 1965 года в Соединенных Штатах. Был удачно выбран формат, доступный для подростков благодаря низкой цене. Несмотря на попытки автора пресечь распространение незаконного издания, книга все же вышла, и уже спустя несколько месяцев официальный миллионный тираж буквально разлетелся с прилавков книжных магазинов.

Настроения 60-х способствовали закреплению идей Толкиена в умах молодежи. Культура хиппи, провозглашавшая главными ценностями мир, любовь и свободу легко приняла автора как единомышленника, увидев в его книгах параллели с реальным противостоянием общества государственному устройству (хотя сам писатель об этом никогда не заявлял).

В СССР увлечение Толкиеном можно исчислять от первого издания книги «Хоббит» на русском языке, выпущенном в 1976 году, и эпопеи «Властелина колец» в 1982 году. Ленинград уже в 1983 году стал пристанищем первых советских толкиенистов. Это движение начало заметно набирать обороты в перестроечные годы и превратилось в настоящий бум в 90-х годах прошлого столетия, когда ослабление цензуры принесло повальное увлечение западной культурой и жанром фэнтези.

Следующая волна толкиенизма захватила россиян в начале XXI века, когда выход на экраны фильмов режиссера Питера Джексона вновь привлек внимание к произведениям талантливого писателя, и на сей раз с новой силой и масштабом.

Фэндом, как общественное явление

Фэндом, или фандом (от англ. fandom, букв. «сообщество фанатов»), —субкультура, состоящая из поклонников (фанатов), характеризуется чувством сопереживания и товарищества с другими людьми, которые разделяют общий интерес.

Википедия.

Упомянутый термин сформировался изначально в англоязычной культуре. Первично связывался с объединением людей, увлеченных научной фантастикой. Со временем границы понятия перестали быть столь четкими.

Первыми тематическими субкультурами человечество обязано фантастическим произведениям 80-90-х годов предыдущего столетия. Самые знаменитые и яркие сообщества фанатов даже имеют собственные названия. В настоящее время наибольшую численность приверженцев имеют фандомы по произведениям Толкиена (его представители - это толкиенисты), Джоан Роулинг (поттероманы, они же поттериане), Стивена Кинга (популярны миры «Хроник Нарнии», «Звездных войн», «Доктора Кто» (хувианы)), «Шерлока» (шерлокоманы), вселенной Marvel, телесериала «Сверхъестественное» (суперамипришибленные) и многие другие.

Не всех поклонников определенного произведения можно отнести к представителям фэндома. Основным отличием представителей субкультуры является взаимодействие с другими фанатами. В мире современных технологий оно все чаще происходит посредством Интернета, однако классические варианты и сейчас имеют место. Это клубы, фэнзины (непрофессиональные периодические издания) и, конечно, конвенты (регулярные съезды различного уровня и масштаба - от региональных до международных).

«Ролевики» и «толкиенисты» - просьба не путать понятия!

Все толкиенисты относятся к ролевикам, но ролевики не обязательно являются толкиенистами.

Ролевая игра — игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Википедия.

Таким образом, ролевиками можно считать представителей субкультуры, принимающих участие в разнообразных ролевых играх. Ведущее место среди них занимают игры живого действия, где практическая деятельность имеет большее значение для воплощения выбранной роли, чем слова.

Поклонники игр, воссоздающих мир Джона Толкиена и его персонажей, - лишь часть многочисленных представителей различных тематических течений ролевиков.

Помимо обозначения толкиенистов как участников игр-инсценировок, данный термин употребляют в отношении исследователей и переводчиков произведений Толкиена. В таком случае создание слова «толкиенисты» - это аналогия с образованием другого схожего существительного - «пушкинисты».

Самоидентификация и «мифологическое мышление»

Воссоздавая события, описанные Профессором (как часто называют поклонники Джона Толкиена), фанаты выбирают наиболее импонирующего им существующего персонажа или придумывают собственного, руководствуясь законами выдуманного мира. Следуя правилам словообразования мифических языков, может быть придумано и новое имя.

Как и представители других тематических молодежных субкультур, толкиенисты выражают через роли свое альтер эго. Выбранные для воплощения персонажи воссоздаются и поведением, и внешним обликом. Могут встретиться переодетые детально, очень качественно и реалистично загримированные толкиенисты. Фото не всегда способно передать уровень погружения их в альтернативную личность.

Всенародная перепись населения РФ в 2002 году выявила самые неожиданные нации среди граждан страны - на российской земле есть место и эльфам, и гномам, и хоббитам. Наибольшим количеством «этнических эльфов» отличился город Пермь.

Многие приверженцы толкиенизма уверены, что мир писателя не был им придуман, а существовал когда-то реально, некоторые даже считают свою человеческую личность лишь второстепенным воплощением. Однако в большинстве случаев размышления о реальности миров не лишают толкиенистов верного осознания того, кто они на самом деле. Такое явление называют «мифологическим мышлением».

Игры, в которые играют взрослые

Наиболее активно и ярко проявляют себя толкиенисты во время живого коллективного действия - конвентов, игр, выездов - «полевок».

Первый всесоюзный сбор по мотивам произведения «Властелин колец» случился летом 1990 года под Красноярском.

В 90-х годах большой популярностью пользовались «ХИшки» - проводимые раз в год «Хоббитские игрища». Сейчас наиболее известными и посещаемыми являются следующие толкиенистские конвенты:

  • «Зилаткон», организуемый в ноябре в столице Татарстана;
  • «СибКон» - февральский сбор, проводящийся на территории Томска или Новосибирска (имеет четвертьвековую историю);
  • питерский «БлинКом» - в декабре;
  • мартовский московский «КомКон».

Это далеко не полный список. Количество игр регионального масштаба ежегодно доходит примерно до десяти.

Обычно осуществляется выезд на природу, в лес. Группа собирается многочисленная и колоритная - участники перевоплощаются и снаряжаются подобающим оружием, присутствуют разнообразные бытовые атрибуты. Обычные компоненты игр, которые проводят толкиенисты, - это бои, экономические отношения, быт, магия. Продолжительность может быть различной - от нескольких часов до нескольких дней.

Внутри сообществ не редки случаи возникновения и развития романтических отношений. В отличие от реалий Толкиена, где подобные связи между представителями разных народов осуждались, фанаты смотрят на этот вопрос без предубеждений. Союз гнома с эльфом никого не удивляет.

Толкиеноведение - неотъемлемая часть субкультуры

Толкиенисты преимущественно не только воплощают в жизнь мифические образы, но и занимаются подробным исследованием представленных в литературных произведениях Джона Р. Р. Толкиена миров и их народов.

Изучаются и развиваются орков, гномов, людей, энтов, древний, всеобщий. Каждый из них имеет свое название - Синдарини и Квенья, Кхуздул, Адунаик и т. д.

Многие переводят работы писателя на языки, издание на которых не осуществлялось ранее. Например, Tolkien Texts Translation - русскоязычное литературное сообщество, осуществляющее перевод неизданных официально произведений.

Литературный любительский спин-офф

Часто толкинисты сами становятся фикрайтерами - авторами литературных произведений, основанных на идеях и творчестве любимого писателя, создавая так называемые фанфики.

Фанфик —жаргонизм, обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов,телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе —манги), а также компьютерных игр и т. д.

Википедия.

Обычно такая деятельность не имеет коммерческих целей, хотя некоторые произведения оказываются настолько хороши, что привлекают внимание профессиональных издателей, принося успех, славу и доход своим авторам.

Творчество может быть направлено на развитие идей Дж. Р. Р. Толкиена, являться шутливой пародией или открывать иной, даже противоположный взгляд на его мир.

Так как эти сочинения в различной степени соответствуют канону оригинальных произведений, то все фанфики относятся к апокрифами.

Апокриф — литературное произведение, созданное на основе другого. В отличие от сиквела, представляет собой новый взгляд на мир, описанный в оригинальном произведении.

Википедия.

Народные сказания мифических народов

Каждая субкультура имеет свой фольклор - песни и сказания, фанфики, передаваемые устно, поговорки, анекдоты, шутки. Также присутствуют произведения изобразительного искусства, прикладного творчества. У движения толкиенистов есть даже собственные молитвы.

Российские поклонники миров Толкиена обладают богатой коллекцией, которая постоянно пополняется.

Во всей субкультуре обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней отношение.

Кто такие фэны? Люди, которым нравится погружаться в небывалые миры. Люди, которым фантазия писателя помогает вырваться из обыденности будней, рождает сладкий трепет в душе, помогает жить. Фэны читают все: Стpyгацких и Ефремова, Толкиена и Говарда, Гаррисона и Хайнлайна. Читают и не-фантастикy. Даже в самых безнадежных книгах они отыскивают зеpна фантазии и домысливают несказанное, ненаписанное, непpидyманное. Поpой они начинают писать сами. Поpой становятся писателями. Им просто нравится этот странный процесс - "чтение". Hе смешивая реальный мир и мир книжный они работают, отдыхают, и читают, читают, читают...

Кто такие фанаты? Бывает так - одна книга, один автор задевает в душе какие-то особые струны, и тогда человек отказывается от всех остальных и посвящает себя Единственной. И появилась для Них такая "Библия" - "Властелин колец". Библия была дана, и появились толкиенисты. Вначале им просто было хорошо вместе. Они нашли свою книгу и читали ее вновь и вновь. Дpyгие книги были уже не нужны - слишком простые краски (серые, белые, красные, зеленые, черные...), слишком странное, нелогичное поведение персонажей. Хотелось говорить и говорить о Единственной и Hеповтоpимой.

Потом, конечно, захотелось собраться отдельно от фэнов - которые продолжали интересоваться чем-то еще, собраться тесной группой единомышленников: на природе - как любимые герои. С мечами - как они, родимые. И не просто поговорить - а еще и побегать по лесу, придумав правила игры. Сpазиться с мерзкими оpками (как ни странно, многие захотели быть оpками!), швырнуть кольцо в Оpодpyин. Так возникли хоббитские игрища - так был перейден Рубикон. Толкиенисты стали воплощать свою библию в жизнь.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору. Фэны читают все и знают все. Они могут судить о любом авторе - зато времени на подобные исследования у них не остается. Толкиенисты взяли на вооружение иной подход: сокращение числа книг до одной (это, конечно, в крайних случаях) они компенсировали академическим подходом и препарированием живого текста книги. Толкиен не разработал "как надо" эльфийский язык - а вот мы разработаем и начнем на нем говорить. Толкиен не уточнил, в каком строю и какими мечами дрались орки - а мы узнаем...

Кто такие ролевики? Толкиенистов роднила любовь к одному миру. Они могли вести бесконечные исследования одной-единственной книги и читать ее всю жизнь. Писали подражания, продолжения и пародии. Ролевиков же породила та ситуация, что вписаться в мир толкиенистов становилось все труднее и труднее. Славные прозвища были разобраны, громкие звания расхватаны, по всем сложным вопросам лексики и генеалогии имелись специалисты - трудно стало завоевать авторитет. И чья-то мудрая мысль нашла выход. Кто-то вспомнил о существовании других книг, пусть не столь великих, как книга ПРОФЕССОРА - но ведь и на их основе можно было устроить хорошую "pолевyхy"! Попрыгать с мечом, покричать громким голосом, взять то или иное славное имя.

Таких книг оказалось много. "Конан", драконы всяческих времен года, да и ряд отечественных авторов постарался - родились книги, отвечающие требованиям ролевиков. Им уже позволительно не знать тонкостей "Сильмаpиллиона". Они домысливают иные миры - куда более простые, а посему гораздо более легкие в плане приобщения. Число их быстро переросло число толкиенистов. Те, по крайней мере, вынуждены были помимо Толкиена читать иную литературу. Высокий уровень "Библии" не позволял расслабиться, заставляя заниматься самообразованием - пускай и для довольно странных исследований. "Библии" ролевиков серьезной работы ума уж совсем не требовали - они словно были предназначены для того, чтобы по ним играли...

Теперь обратимся к самой тусовке.

Настоящего толкиениста от всех других любителей фэнтэзи отличает очень многое:

Эти люди очень хорошо сознают свою отличность от прочих своих сограждан, так, что для соотечественников, не входящих в систему (а это все нормативное общество) порой нелегко понять и внедриться в нее;

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр.

Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Для значительной части свойственны символы удивительной готовности верить при минимуме оснований для веры (вера в магию и т.д.). Например, встречаются такие, которые считают себя атеистами, но не сомневаются в существовании эльфов.

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить.

Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Тусуются они преимущественно в двух местах: в Нескучном саду (Эгладор) и Царицыно (Мандос). Мандос обычно место боевое, Эгладор - более лиричное. Рассмотрим более подробно Эгладор.

Согласно толкиеновскому "Сильмариллиону" Эгладором звалась местность, где находилось потаенное королевство Тингола, закрытое от внешнего мира магической завесой Мелиан, "Эгладор" - по-эльфийски это значит "земля забытых" (именно таково официальное имя, дарованное "толкиенутыми" Нескучному саду).

Вообще в Эгладоре встретить можно кого угодно: и толкиенистов, и желязнутых (поклонников еще одного мэтра фэнтези - Роджера Желязны), и облегуиненных (есть фанаты и у Урсулы Ле Гуин).

Вступая в неформальный клуб, толкиенисты выбирают себе имя (в основном из книг Толкиена, например, Фангорн, Фагот, Галадриэль) и расу, то есть могут быть хоббитами, троллями, орками, гномами, эльфами, людьми и т.п. Выбранная раса иногда не предполагает никаких внешних признаков, поэтому в тусовке при знакомстве очень популярно выражение "существо". Между существами часто заключаются браки и другие родственные отношения - усыновления, удочерения, "уматерения" и т.д. Браки заключаются в зависимости только от личных симпатий, а не от рас, с чем было строго в книгах Толкиена (там, например, эльфийка, выходя замуж за человека, автоматически лишалась бессмертия). Многоженство в тусовке не возбраняется.

Любое существо может иметь как одну или две квэнты (собственные истории или легенды), так и более. Например, по одной это светлый дракон, а по другой - темный орк. Интересно, что "темных" (апологетов Тьмы) на Эгладоре встречается не меньше, чем "светлых". При всем уважении к Толкиену многие имеют свой собственный взгляд на события, описанные во "Властелине колец".

Так, например, широкий резонанс и, можно сказать, раскол среди толкиенистов вызвала книга Ника Перумова (Николай Данилович Перумов - известный петербургский писатель в стиле фэнтэзи) "Кольцо Тьмы", где он воспользовался миром Толкиена и написал сиквел "Властелина колец". Автор посмел ПРОСТО ПИСАТЬ КHИГУ! Он не вел доскональных исследований темы, не играл в СОУЧАСТHИКА процесса, не бегал по лесу с мечом - а взял и написал. Да еще и как много! И как быстро! Это было "оскорбление" профессора. Это было оскорбление всех тех, кто потратил годы на "тонкости эльфийского" и готов был отдать всю жизнь - за полчаса в мире Средиземья. Увидеть Мордор - и умереть... А тут Hик Перумов взял да и написал книжку - без дрожи в руках и преклонения перед темой. Как такое простишь... и не простили. Hавеpное, это был первый случай, когда "эльфийская" этика столкнулась с человеческой.

Сейчас немалой популярностью пользуется "Черная книга Арды", написанная в первоначальном варианте Ниенной и Иллет (в этой книге события "Сильмариллиона" - истории Средиземья - описаны с точки зрения тех, кто у самого Толкиена выступают в роли "темных". В этом варианте почти все "злые" толкиеновские персонажи оказываются более человечными, а конфликты возникают, в основном, из-за непонимания).

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки.

Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Много информации о питерском ролевом движении, а значит и толкиенистах, можно узнать из произведения «Сказки Темного Леса». Вот что пишет автор Джонни:

«По сравнению с 93-м, к началу 96-го года питерское ролевое движение увеличилось свою численность едва ли не втрое. Появились новые «мастерские группы» (о которых еще пойдет речь) и, конечно же, новые игроки. Некоторые из них были из числа «сорокоманов» и «перумистов», массовая экспансия которых началась в тусовку еще в прошлом году.

Словно соль из раствора, эти люди стали кристаллизоваться вокруг тех «центров движения», которые пришлись им больше всего по душе. И я бы ни в коем случае не похвалил этих людей за их выбор. Часть из них попала к таким «учителям», как Княжна, Кот-Фотограф или Толмуд, навсегда погрязнув в «биоэнергетике», «колдовстве» и «астральных путешествиях». Большинство из них лишились из-за этих практик ума, в кратчайшие сроки превратившись в чванливых ничтожеств, очарованных обещаниями невиданного могущества.

Другие ушли к Эрику в его «Школу Игрока», чтобы выйти оттуда с головами, забитыми тысячами болезненных «этюдов» и «театральных техник», и с руками, раз и навсегда приученными «правильно останавливать удар». Две трети из них мнили себя величайшими бойцами в истории (ну как же, мы ведь занимались у САМОГО Эрика), и очень злились, если кто-нибудь их в этом разочаровывал. Такие люди не умели (да и откуда бы им?) терпеть боль и начинали орать при каждой малейшей ссадине. Дескать, недоучки, не умеющие «останавливать удар», взяли и «покалечили их вроде как ни за что».

Третьи начали создавать собственные «мастерские группы» и писать новые правила, поражающие воображение даже опытных игроков. В этих правилах они назначали себя не меньше, чем властителями или богами, и требовали от окружающих соответствующего к себе отношения. Именно тогда слово «мастер» утратило первоначально свободное, почти булгаковское толкование и стало значить то, что оно испокон веков означает в английском -- то есть просто «хозяин». Не доверенный устроитель, а полноправный Хозяин игры. Человек, облеченный властью отбирать у людей оружие, выгонять с полигона неугодных ему игроков, требовать к себе и своим помощникам ОСОБОГО уважения. Вольный составлять «черные списки», куда будут внесены все, кто хоть в чем-нибудь провинится перед всемогущими слугами «нового режима»».

Направление толкиенисты появилось примерно в 1960 году, своей идеи, оно полностью обязано писателю Д. Толкиену. Первые истоки были сформированы на территории США. За несколько лет после своего образования, под свое начало они смогли прилечь тысячи человек
Как правило, все работы и движение Толкинистов являются научные и исследовательские работы, в котором изучаются зыки созданного фантастического мира, тонкости написания серии книг и спорные моменты в сюжетах, которые появились по мере написания.

Именно от толкиенистов пошло новое направление – ролевики (ролевые игры, не путать с сексуальным термином). Они полностью имитировали своим внешним видом образ своего фантастического персонажа – орков, эльфов, хоббитов и других обитателей средиземноморья. Они полностью вживались в свой образ, причем порой до такой степени, что практически теряли с вязь с реальным миром.

Главной чертой, что отличает их от других субкультур – это пристрастие к литературе, причем это проявляется не только в чтении, но и в написании собственных книг, опять таки посвященной тематики своего легендарного писателя.

Что касается музыки, то тут предпочтение отдается как этническим мелодиям, так и песням, при этом воспевается мир фентези. Далее большая часть перешло под музыкальное воздействие стиля Power Metal , так как он полностью соответствует их идеологии.

Политическая активность также не наблюдается, поскольку практически все живут в мире Толкиена.

Дж.Р.Р. Толкиен Последнюю пару лет интерес к творчеству английского писателя Дж.Р.Р. Толкиена возрос необычайно, отчасти благодаря фильму «Властелин Колец» новозелландского режиссера П. Джексона. Однако нынешняя бурная волна увлечения Толкиеном=v=отнюдь не первая даже в нашей стране. Предыдущая была в начале 1990-х годов, когда появился полный русский перевод «Властелина Колец»; ей предшествовали еще несколько. В совокупности они привели к возникновению целой субкультуры поклонников Толкиена, называемых толкиенистами.

Когда заходит речь о толкиенистской субкультуре, то первой вспоминается фраза «Мы=v=эльфы»: толкиенисты так или иначе отождествляют себя с персонажами мира книг Толкиена, отдавая предпочтение «нечеловеческим расам»=v=эльфам, гномам, оркам и т.д. Для некоторых представителей субкультуры это не более чем игра, для других=v=нечто более серьезное. Именно второй случай и будет предметом нашего рассмотрения.

Уже несколько десятилетий психически здоровые люди утверждают, что они являются одновременно и собой, и некоей личностью из Средиземья. Социальный и интеллектуальный статус таких людей достаточно высок: практически все имеют высшее образование (студенчество=v=основная «питательная среда» толкиенистов), работа многих из них связана с научной или иной интеллектуальной сферой. 1 Ключом к объяснению психологии таких людей являются работы Л. Леви-Брюля о сопричастии. Обратимся к его книге «Первобытное мышление».

«В коллективных представлениях первобытного мышления предметы, существа, явления могут непостижимым для нас образом быть одновременно и сами собой, и чем-то иным». 2 Термин «коллективные представления» у Леви-Брюля означает некое мироощущение, передаваемое из поколения в поколение, властвующее над эмоциональной, а не логической сферой, не зависящее от качеств отдельной личности. Иными словами, «коллективные представления» Леви-Брюля практически тождественны понятию бессознательное . Это область эмоций, не подвластная логике и логикой никогда не проверяемая. Применительно к толкиенистской субкультуре можно уверенно утверждать: как только человек начинает логически осмысливать свои идеи и образы, он перестает быть «эльфом», то есть включение рационального анализа приводит к разрушению сопричастия, базирующего на эмоциональном восприятии.

Леви-Брюль настойчиво подчеркивает, что основа сопричастия=v=именно эмоциональная сфера. Первобытный человек 3 не хуже цивилизованного в повседневной жизни умеет отличать дуб от кабана и их обоих от удара молнии; однако в ритуале и одно, и другое, и третье являются для него символами громовержца, то есть объектами мифологически (эмоционально) тождественными. Отсюда видно, что сопричастие имеет знаковый характер. Материальные объекты оказываются тождественны постольку, поскольку являются знаками одного и того же объекта нематериального порядка.

Исследователь пишет об отождествлении «непостижимым для нас образом». «Для нас»=v=то есть для всех, кто не вовлечен в сферу конкретного эмоционального переживания. Как только мы оказываемся изнутри знаковой системы, мы становимся носителями сопричастия и наша логика пасует перед эмоциональным отождествлением. Вот наглядный пример из советского периода нашей жизни. Эмблемой стенгазеты про пионерию равно могли быть изображения пионерского галстука (ткань), значка (металл), пионера (ребенок, мужчина), пионерки (ребенок, женщина), костра (плазма) и т.п. В качестве эмблемы газеты все эти объекты равноправны, то есть являются знаками единого означаемого; однако вне данной знаковой системы никто не станет их отождествлять. Примечательно, что означаемое=v=пионерия =v=является нематериальным, подобно громовержцу в приведенном примере и Средиземью как категории в толкиенистской субкультуре. Логично предположить: чем менее материально означаемое, тем больше материальная вариативность означающих .

Такова суть механизма, по которому различные материальные объекты «могут быть одновременно и сами собой, и чем-то иным»: вне знаковой системы они тождествены сами себе, при включении в систему тождествены нематериальному означаемому, которому тождественно и некое множество других объектов. Это может приводить к отождествлению конкретных объектов между собой, однако отнюдь не всегда.

Применительно к рассматриваемой теме употребление Леви-Брюлем термина «первобытное мышление» в приведенной цитате не совсем корректно. Во-первых, примеры из мировоззрения ХХ века убедительно свидетельствуют, что сопричастие прекрасно вписывается в цивилизацию. Во-вторых, Леви-Брюль, работая в первой половине ХХ века, повторял ошибку тогдашней науки, которая отождествляла архаические племена с первобытными. Между тем духовный мир архаических племен (коренных народов Азии, Америки и Австралии) прошел столь же длительный путь развития, что и европейская цивилизация; современная наука категорически настаивает на том, что образ жизни традиционных племен и народностей не идентичен древнему и древнейшему. Можно исследовать архаическое мышление; первобытное =поддается только реконструкции .

Вернемся к разговору о сопричастии. Немотивированное отождествление двух материальных объектов служит признаком того, что они оба=v=знаки общего нематериального означаемого. Видимо, именно в этом контексте следует рассматривать знаменитый пример с племенем бороро, считающим себя арара (красными попугаями). 4 Не будучи специалистом в южноамериканской мифологии, не возьмем на себя смелость комментировать пример с бороро подробно, однако нам несложно рассмотреть славянский аналог бороро=v=племена лютичей. Само это название является отчеством от слова «лютый», то есть волк (табуированное название зверя). Геродот писал о том, что на несколько дней в году такие люди превращаются в волков. 5 Учеными установлено, что речь идет о ритуальном ряжении в шкуры зверей, при этом люди и волки мыслятся двумя ветвями потомства прародителя-тотема. В ритуале и те и другие отождествляются, однако за пределами ритуала об этом отождествлении нет речи. Пример лютичей для нас ценен тем, что в данном случае человек становится как субъектом, так и объектом сопричастия: он отождествляет не предмет, а самого себя. Означаемым же является не конкретный волк, шкура которого на плечах у человека, а волк-прародитель, то есть нечто нематериальное.

Полагаем, приведенных примеров достаточно, чтобы разобраться в мировоззрении толкиенистов. «Быть эльфом» ничуть не сложнее, чем «быть волком» или «быть красным попугаем». Отличие заключается в том, что для архаического человека сопричастие предполагает два материальных объекта, тождественных нематериальному означаемому («я и волк» как первая ступень сопричастия «я и прародитель»), в то время как архаизированное мышление цивилизованного студента допускает сопричастие нематериальному объекту как ступень сопричастия нематериальному означаемому более высокого порядка («я и эльф» как первая ступень сопричастия «я и Средиземье»). Нет нужды повторять, что человеческое мышление развивается от конкретных представлений к абстрактным понятиям, так что и объекты сопричастия утрачивают свою материальность по мере развития культуры. Рассмотрим сопричастие «я и эльф». В том случае, когда человек отождествляет себя с конкретным героем книги, он мыслит более архаично, чем когда считает себя жителем мира Средиземья, имя которого в книгах Толкиена не фигурирует. В обоих случаях выбор «расы» диктуется ощущением эмоционального родства душевных качеств индивидуума и «расы». Представления о «нечеловеческих расах» также лежат в сфере коллективного бессознательного и практически совпадают у большинства людей. Это касается как внешнего вида эльфов, гномов, орков и других «рас», так и их внутренних качеств, образа мыслей, манеры поведения, обычаев и т.д. Автору этих строк доводилось неоднократно наблюдать, как носители субкультуры (независимо друг от друга!) сходно или одинаково реконструировали костюмы, песни и танцы эльфов.

Носитель субкультуры отнюдь не страдает «раздвоением личности», как не страдает им и архаический человек. Сферы бытовой жизни и ритуального взаимодействия были и остаются разграниченными; разница лишь в том, что архаическое общество несравнимо более жестко регламентирует время и место проведения ритуала.

Имя как знак сопричастия

А.К. Эйсманн. Фарамир. Иллюстрация к «Властелину колец» Дж.Р.Р. Толкиена В мифологически мыслящей культуре одной из основных форм сопричастия является сопричастие живого человека его давно ушедшему предку. Именно на этом основывается обычай (доживший до наших дней) давать детям имена их умерших родственников. Можно без преувеличения утверждать, что толкиенистская субкультура базируется на этом представлении. Оно является отправной точкой для подавляющего большинства молодых людей, приходящих в субкультуру с именем того или иного персонажа книг Толкиена.

Знаком вступления в любое более или менее ритуализированное сообщество является принятие нового имени. Леви-Брюль показывает это на архаическом материале. Туземцы «рассматривают свои имена как нечто конкретное, реальное и часто священное- Индеец рассматривает свое имя- как отдельную часть своей личности, как нечто вроде глаз и зубов». 6 То же самое происходит и в толкиенистской среде. Вот как сами носители субкультуры говорят об этом: 7 «Предпочитаю, чтобы ко мне обращались «по квэнте», 8 потому что в той роли, которую я играю под этим именем, я могу воплотить то (и позволить себе то), что в цивильной жизни не всегда пройдет»; «Имя «по квэнте» просто более отражает меня саму».

Может показаться, что выбор имени обусловлен его семантикой. Однако в большинстве случаев это не совсем так. Определяющих факторов два: человек либо берет себе имя толкиенского персонажа, так или иначе отождествляя свой характер и судьбу с ним, 9 либо выбирает свое собственное имя и в этом случае на первом месте практически всегда идет звучание, семантика оказывается вторичной или игнорируется вовсе. Вот несколько примеров: ««Что твое имя значит?»=v=«По сю пору не совсем понятно. Оно просто есть».=v=«Как ты его получил, от кого?»=v=«Скажем, так: приснилось. И понял, что=v=мое»»; «Однажды возникло в голове слово, и показалось, что это ты сейчас, в данный момент. Только у меня этот момент (такое состояние поиска) продолжается всю мою жизнь. Поэтому и показалось мне имя знакомым. Моим». Семантизация таких имен часто происходит спустя какое-то время: «Имя оказалось хорошее, функциональное и многозначительное: хоть с латыни переводи (aster=v=звезда, eter=v=эфир), хоть с иврита (тоже что-то такое звездное), хоть с искаженного квэнья»; «Изначально это было мое любимое имя из исландских саг, но потом оказалось, что оно переводится с нолдорина, 10 причем с тремя разными оттенками смысла и все три очень точно ложатся на мою личность».

Леви-Брюль пишет о том, что для архаического человека «имя имеет весьма важные функции, которых совершенно лишены наши имена: оно выражает, воплощает родство личности с ее тотемической группой, с предком, перевоплощением которого личность часто является- с невидимыми силами, охраняющими тайные общества или союзы, в которые она вступает, и т.д.» 11 Если в этой цитате заменить термины «тотемический» и «предок» на более общие понятия «знаковый» и «герой», то высказывание ученого будет всецело применимо к субкультуре толкиенистов. Принятие имени является знаком вхождения в субкультуру.

Большинство толкиенистов говорят о себе: «Паспортное имя не выражает моей сути». Иными словами, оно не воспринимается эмоционально, символически окрашенным знаком. У архаических народов повседневное имя считается лишенным магической силы, в то время как «настоящее имя- является тайным- способным переносить в другое место часть личности-» 12 Как видим, противопоставление знакового и повседневного имени есть стойкая общечеловеческая традиция.

Итак, и в архаических культурах, и в толкиенистской субкультуре имя есть способ проявления сопричастия. Очевидно, что при смене сопричастий будут меняться и имена: «Есть одновременно два имени. То есть сначала было одно, потом прибавилось другое. В связи с чем? Сначала известна одна судьба, одна жизнь. Потом узнаешь больше, вспоминаешь больше, и=v=так как все это все равно я=v=прибавляешь эти новые имена»; «Сразу и серьезно оговорю: имена, которые я ношу, принадлежали личностям, являющимся в некоторый промежуток времени моим «первым я»; личностей этих за вот уже тридцать лет было несколько. И все из разных, так сказать, миров. Менялись личности=v=менялись имена».

Эльфы или люди?

Неизвестный художник. Эскиз костюма эльфа-нандора. Материалы игры «Сильмариллион-Экстрим» Доселе мы употребляли термин «эльф», не вдумываясь в то, какой именно образ стоит в субкультуре за этим понятием. Между тем это слово более чем неточно отражает внутренний смысл данного образа. В произведениях Толкиена наряду с общелитературным «эльф» стоит собственный термин «эльда», «эльдар».

Если в традиционном понимании эльфы=v=существа миниатюрные (вплоть до эльфов с крылышками, как в «Дюймовочке» Андерсена), то эльдары Толкиена, как прямо указано в «Сильмариллионе», ростом превосходят человека и лишь немного уступают ему в мускульной силе. Перед нами типичный образ героического племени, подобного, например, северокавказским нартам или индийским видьядхарам. Сравнение с последними особенно показательно. Если нарты при всей богатырской мощи=v=все же люди (лишь постулируется, что этот народ жил некогда и сейчас никого не осталось), то видьядхары в «Океане сказаний» Сомадевы 13 в ряде случаев выступают как существа сверхъестественной природы, а в других случаях ничем не отличаются от обычных людей. То же можно сказать и об эльдарах. Если во «Властелине колец» эльф Леголас отчетливо противопоставлен человеческим персонажам, то в «Сильмариллионе» люди и эльдары действуют наравне и в глазах неискушенного читателя практически неразличимы.

В многочисленных продолжениях Толкиена тенденция очеловечивания эльдар сохраняется. Большинство подражателей не ставят себе задачи прописать различие между человеческой и «нечеловеческой» психологией, так что эльдары в их представлениях оказываются «расой», практически во всем подобной людям, то есть типичным героическим племенем.Русские продолжатели Толкиена идут в этом еще дальше. Желание сблизить эльдар с людьми приводит к тому, что они отрицают самое бессмертие эльдар. Так, в «Черной книге Арды» Ниеннах и Иллет 14 проблематика сюжета состоит в обретении эльдарами человеческой смерти, что представляется авторам наивысшим благом. В «Эанарионе» 15 Альвдис Н.Н. Рутиэн постулирует наличие особого мира для мертвых эльдар, откуда они не могут выйти (согласно Толкиену, эльдары, будучи убиты, через какое-то время возвращаются к жизни). В обеих книгах эльдарам приписывается такая сугубо человеческая черта, как склонность к самоубийству. Эта тенденция является своеобразным преломлением архаической традиции сочетать в образе эпического героя как человеческие, так и сверхчеловеческие черты. 16

Человек и «нечеловеческие расы»

А.К. Эйсманн. Хоббиты и Древобород. Иллюстрация к »Властелину колец» Дж.Р.Р. Толкиена Наиболее яркой и заметной чертой принадлежности к субкультуре является отождествление себя с «нечеловеческой расой». Толкиенистов в шутку часто называют «эльфами». Вот несколько самоопределений тех, кто причисляет себя к народу эльфов: «А эльфы=v=они другие: у них более широкое восприятие Мира»; «Собственно, воспитывала в себе эльфийское сознание вполне сознательно еще до чтения Профессора 17 , у него просто узнала, как это называется. Эльф=v=это существо, для которого весь окружающий мир, во-первых, живой (не существует так называемой «косной материи», лишенной сознания), во-вторых, всесвязный, в-третьих, постоянно развивающийся. Чувствующему откроется музыка камней и деревьев, истории, рассказанные ветром и землей. Все, что ты делаешь в своей жизни, должно служить цели возвышения красоты мира. Все, что ты делаешь, говоришь или даже чувствуешь, непосредственно влияет на мир. Ты открыт для мира и мир открыт для тебя. Собственно, именно в этом корни знаменитой эльфийской магии: если ты связан со всем окружающим миллионами нитей, то касание этих нитей может целенаправленно менять окружающее-»;

«-эльф не только не должен причинять зло кому-либо=v=но и не отвечать злом на зло, уметь просто отойти в сторону, а покалеченному злом=v=помочь»; «Я квэндо, нолдо. Квэнди в мире атани жить непросто, но мне кажется, мы лучше умеем контролировать свой внутренний мир, и потому можем не нарушать правил человеческой жизни ». 18

Эти высказывания более или менее развернуто выражают одну и ту же мысль: «эльфийское мироощущение» есть следствие чрезвычайно высокого уровня символизации окружающей действительности, противопоставление «мы эльфы=v=они люди» основывается на эмоциональном восприятии мира. Обратимся к статье Тинувиэль и Хольгера «Есть ли эльфы среди нас, или о психологических основах эльфийского мировосприятия». 19 Авторы предлагают «дать людям в реальном мире название эльфов как символ определенных личностных характеристик, обусловленных влиянием тех же архетипов, которые отражены в литературных образах эльфов». Главное отличие эльфов от людей они видят в том, что «в то время как у людей восприятие левополушарное, «технологическое», «реалистическое», неинтуитивное, то восприятие эльфов основано на правом полушарии, то есть оно прежде всего=v=интуитивное, основанное не на инструкциях, а на образах, фантазиях, прозрениях». Последнее утверждение нам представляется неточным. Достаточно сказать, что авторы статьи опровергают его своей биографией. Полагаем, противопоставление «эльфийского» и «человеческого» мышления идет не по степени технологичности/интуи-тивности, но именно по степени знаковости, символизации. 20

Среди толкиенистов многие «эльфы»=v=это студенты и выпускники технических вузов, прекрасно реализующие себя в профессиональной сфере. В последние годы самой распространенной среди «эльфов» профессией стало программирование. Естественнонаучный и художественный склад ума нисколько не противоречат друг другу; они суть две стороны одной медали=v=высокоразвитого интеллекта, который вместе с символизацией мира и дает «эльфийский менталитет». Этому не противоречит утверждение Тинувиэль и Хольгера о том, что «технологией эльфы занимаются по необходимости , то есть они живут для того, чтобы творить, а не для того, чтобы обеспечивать себя средствами существования». И к эльфам, описанным Толкиеном, и к «эльфам» фэндома вполне применимо утверждение Тинувиэль и Хольгера: «Для них ценен мир сам по себе- они понимают относительность многих «абсолютных» истин, суетность многих устремлений, второстепеннность материальных благ, и граница прошлого, настоящего и будущего для них нерезка». Толкиенистская субкультура действительно характеризуется сравнительным безразличием к материальному миру. Это не декларированное противопоставление, как у хиппи, а именно отсутствие сопричастия материальным ценностям. Главной ценностью субкультуры является творчество (в любом проявлении) 21 . О том же пишут Тинувиэль и Хольгер: «Для эльфов, как правило, характерна положительная пассионарность. Почему она не может быть отрицательной? Потому что настоящие эльфы последовательны в своем творчестве, тогда как отрицательная пассионарность=v=это безволие, нежелание развиваться, познавать, творить, это просто аморфное созерцание окружающего мира без желания что-либо делать».

Однако отнюдь не все толкиенисты считают себя эльфами. Вот высказывания «представителей» других «рас»: «Я=v=гном . Менталитет гномов мне очень близок, их меркантильность, их тяга к богатству и труду»; «Я постепенно поняла, что я=v=хоббит . В идеале для хоббита жизнь должна быть мирной, но не как стоячее болото, а как атмосфера дружелюбия, тепла и свободы вокруг. Настоящий хоббит где угодно способен создать уют и тепло, ощущение Дома. По мнению хоббита, надо и самому жить в свое удовольствие, и давать такую возможность другим=v=тогда все будет хорошо»; «Быть драконом для меня означает видеть мир, как видит его дракон. И это прекрасно согласуется с окружающей меня реальностью. Просто у меня меньше иллюзий на ее счет=v=и все. Дракон видит мир без «розовых очков», но и без «черных». Просто=v=таким, какой он есть. -Его восприятие лишено субъективного налета- Лучше всего это выразить фразой из одного не очень известного романа У. Ле Гуин «Резец небесный»: «Та часть, что никому не служит и ничего не боится». Так вот, эта часть и есть, собственно, дракон... Для меня, во всяком случае. Что значит быть человеком? Вечно ошибаться? Искать и не находить? Кричать в пустоту о том, что ты не такой, что ты=v=индивидуальность? Ждать невозможного? Или просто закрыться, спрятаться в раковину, притворится таким, как все, и больше никогда не писать стихов? Я не могу так. Наверное, я не человек...» (курсив наш.=v=А.Б. ).

Наконец, немало толкиенистов определяют себя именно как люди . Причем основных форм мотивации=v=три. Первая, самая «материалистическая»: «Не стоит считать себя придуманным персонажем». Вторая=v=человек как существо, не видящее того, что видят эльфы: «Тупой реалист. Вы представляете себе Бродду, 22 рассуждающего о множестве миров, магии, эльфах?» Ясно, что и для тех и для других субкультура=v=не более, чем игра. Но существуют и «люди по квэнте», глубоко осмысливающие свое отличие от эльфов: «Человек. Но под этим я понимаю личность, способную к постоянному перерождению и развитию, в отличие, например, от эльфов, которые какими созданы, такими и останутся».

Как показал приведенный материал, толкиенистская субкультура базируется на оппозиции символизация?десимволизация , наиболее упрощенно представляемая как эльфы?люди . Таким образом, данная субкультура вписывается в общечеловеческую систему бинарных (двоичных) оппозиций, которые описаны К. Леви-Строссом, 23 а в отечественной науке наиболее ярко представлены именами Вяч. Вс. Иванова и В.Н. Топорова. 24 Классиками мифологической науки доказано, что бинарная оппозиция вызывает к жизни образ медиатора , то есть объекта или персонажа, наделенного обоими противопоставляемыми качествами. Герой архаического мифа и эпоса=v=это именно медиатор. Наиболее известная снятая им оппозиция=v=это оппозиция между людьми и богами: герой мифа или эпоса нередко рожден человеческой женщиной от бога, обладает как чисто человеческими качествами, так и сверхъестественными. 25

Строго говоря, толкиенские эльфы сами по себе=v=медиаторы; они обладают гораздо меньшим набором чудесных качеств, чем, скажем, эльфы уэльских легенд. Фактически эльфы Средиземья отличаются от людей лишь бессмертием (однако на протяжении всего «Сильмариллиона» эльфы гибнут! 26) и более высоким мастерством различного рода=v=от творческого до воинского. То есть толкиенские эльфы выглядят так, как в фольклорных эпических текстах описываются герои-люди. И в том и в другом случае=v=медиаторы, к какой бы «расе» их ни причисляли.

Однако многие толкиенисты идут дальше и выбирают «расу-медиатора». Наиболее распространенной «расой-медиатором» в субкультуре являются эллери ахэ , эльфы Тьмы 27 . Они принадлежат не миру Толкиена, а миру самого известного из русских «апокрифов»=v=«Черной Книги Арды» Ниеннах и Иллет. Само понятие «эльф Тьмы» сочетает в себе противоположности, поскольку эльфы=v=носители начала Света (в отличие от людей). «Эллери ахэ» представлены в книге (и ощущают себя в субкультуре) медиаторами не просто между началами Тьмы и Света, но и между эльдарами и людьми; это эльфы, которым их учитель - Мелькор=- дает возможность умереть человеческой смертью. Сами «эллери ахэ» говорят о себе: «Эльф Тьмы. Согласовывать с «реальной жизнью» свою расовую принадлежность даже легче, чем может показаться. Как говорю я=v=люди среди эльфов, эльфы среди людей. Но я знаю только одно: Смерть=v=это Дар. Мы могли жить очень долго, но всегда уходили, когда решали, что Путь в этом мире и в этой ипостаси завершен»; «Я как-то постепенно осознал что я=v=Темный. Согласуется=v=я много учусь (математике, физике и языкам), ломаю и пишу программы. Профессор несколько раз подчеркивал существующее в культурах Светлых негативное отношение к знаниям, полученным не у Высших. Это и отношение хоббитов к механизмам сложнее мельницы, и сказания о «безумии», охватившем нуменорцев, осевших в Средиземье, которые вместо простого совершения жизненного цикла («слова в запыленных свитках стали милее имен сыновей») занялись накоплением Знания, без отсеивания по предвзятым «с неба» представлениям о мире. Сама суть культуры Светлых=v=в сохранении существующего, ценного само по себе. Но ни в коем случае не создание чего-либо нового, непредсказуемого».

В субкультуре концепция «Черной Книги Арды» вызывает либо резко положительную, либо резко отрицательную оценку. Популярность этой книги огромна, и причина успеха заключается не столько в литературных достоинствах произведения, сколько в том, что авторы сумели создать образ народа, являющегося медиатором по отношению к основным оппозициям мира Толкиена. Однако и в книгах самого Толкиена есть народ-медиатор, упомянутый народ нолдор. Число его «представителей» уступает множеству «эллери ахэ», хотя тоже заметно. Вот наиболее показательное суждение нолдора о своем народе: «Нолдор в моем истолковании=v=это те, кто не выбрал ни Свет, ни Тьму, а предпочел искать свой путь. Так и я ищу свой путь, пытаясь предложить альтернативу черно-белой схеме». Та же идея выражена в книге «Эанарион» Альвдис Н.Н. Рутиэн.

Проход через смерть

Неизвестный художник. Эльф Тьмы. Иллюстрация к «Черной книге Арды» Ниеннах и Иллет Важнейшей чертой любой архаической (и, шире, традиционной) культуры является моделирование фаз жизненного цикла. Для мифологически мыслящего человека мир делится на категории своего и чужого , при этом все свое представляется благим 28 , все чужое =v=потенциально опасным. К сфере чужого мифологическое мышление относит все биологические процессы, поскольку они неуправляемы с человеческой точки зрения. Многие календарные обряды дублируют природные изменения (например, масленица дублирует приход весны, тем самым превращая его из неуправляемого природного процесса в результат ритуальных действий человека). В еще большей степени это касается так называемых семейных обрядов. Каждый биологический акт (рождение, половое созревание, зачатие ребенка, смерть) дублируется соответствующим ритуалом, причем длительность природного и культурного события обратно пропорциональна: мгновенному событию соответствует длительный ритуал, и наоборот. Ярче всего это видно на примере смерти: даже в современном обществе ритуальное умирание человека длится как минимум год (последние поминки). Сравнительно долгий процесс полового созревания дублируется обрядом инициации, до которого человек считается мальчиком, а после=v=мужчиной. Исчерпывающие сведения об обряде инициации в различных культурах содержит книга В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Исследователь пишет о том, что посвящаемые в ходе инициации переживали символическую смерть; переход из состояния мальчика в состояние мужчины обставлялся таким образом, что сам посвящаемый верил в то, что он умер и воскрес 29 .

Наше подсознание прочно хранит память о ритуальной смерти в юношеском возрасте. В толкиенистской субкультуре ритуальная смерть реализуется двояко. С одной стороны, это многочисленные «смерти» на ролевых играх. Отношение к таким «смертям» может быть разным: от восприятия как чисто игрового события до глубокого стресса. С другой стороны, многим представителям субкультуры свойственно переживать как смерть изменения в личной системе сопричастий. Такая «смерть»=v=всегда сильный стресс, но она не обязательно связана с какими-то личными проблемами. Наше анкетирование показало, что осознание «прохода через смерть» присуще далеко не всем: одни информанты прекрасно понимали, о чем идет речь, и говорили, что это с ними было, другие просто не видели смысла в вопросе.

Проход через символическую смерть часто имеет инициатическую семантику: «Умерла сама, по собственному желанию. Эта смерть имела определенную цель: когда я родилась заново, этих людей в моей жизни просто не существовало. Если бы я не сделала этого, то долго бы на них сердилась и проклинала, отравляя этими не слишком похвальными чувствами, прежде всего, свою личность»; «С моими друзьями такое случалось и в этом нет ничего необычного. Каждому человеку, не важно, толкинист он или нет, приходится за свою жизнь не раз умирать и возрождаться духовно. Часто со смертью меняется и самосознание, и миропонимание, и, соответственно, Имя. Очень часто приходится слышать от думающих людей: «И после этого я словно заново родился»... Если есть новое рождение, новое понимание мира, следовательно, есть и момент умирания, смерть... Когда прошлое отмирает и мир открывается с новой стороны»; «Умирать на уровне личности... Ну некие душевные переломы у меня в жизни были («Мы, увы, со змеями не схожи=v=/ Мы меняем души, не тела...» Н. Гумилёв), характер менялся довольно сильно. Квэнты у меня после этого менялись=v=например, квэнта Идриль была полностью отброшена именно после такого перелома».

Вообще смена имени=v=довольно частое последствие символической смерти, поскольку, повторим, имя=v=наиболее яркий маркер определенных сопричастий, а символическая смерть связана с изменением (или разрушением) системы сопричастий: «Я уже умер. С моим телом ничего не происходит, но мой разум сломан реальностью. Я называю себя паспортным именем=v=и ничто во мне не восстает. Я был поэтом, а стал цивилом»; «Было когда-то у меня другое имя. После смерти я все забыла и не хочу вспоминать. Моя жизнь начата заново- Кто я теперь=v=точно не знаю. Человеческая суть непостоянна, она может изменяться. Печальный пример тому=v=назгулы Саурона» 30 .

В некоторых случаях прохождение через символическую смерть сопровождается сильными физическими болями и даже определенного рода видениями: «Это было во сне. Как будто со скоростью мотают твою жизнь и показывают, что все это=v=личина, ненастоящая жизнь. Оставить только право на любовь и на жизнь, вернее, на СМЕРТЬ. Видение=v=падаешь в яму, как в коридор из зеркал. И там быстро-быстро видишь все, что было и будет. Чувств=v=никаких. Так темно, а по краям=v=цветастое все такое, как калейдоскоп. Это как будто мучаешься вечность, и знаешь, что так будет всегда. Как будто сам понимаешь свои ошибки. Когда я проснулась- то поняла, как многое во мне изменилось. Что-то, что держало меня в этом мире, оборвалось, исчезло. Мне стало ясно, что прежней меня нет»; «Полностью умирать не приходилось (сама же не допустила), но ощущение то еще. Как вам такой сон: саданули кинжалом в левый бок, видишь себя же на камнях площади и летишь куда-то через черноту на яркий-яркий свет, потом спохватываешься (мне же сюда не надо!), разворачиваешься, летишь обратно, влезаешь в тело и тут же просыпаешься с дикой болью. Приводили в порядок долго и упорно, но пару месяцев левая рука с трудом работала и весь мир был какой-то выцветший (смотришь, вроде все цветное, но красок вообще не замечаешь)=v=ну прямо, как у Фродо! 31 »; «Когда мое фэа болеет, это выражается в крайне серьезных заболеваниях хроа 32 . Впрочем, для меня в такое время они не имеют значения».

Однако не только физическая боль может быть спутником символической смерти: «Случались моменты, когда стоишь просто на грани. При этом нужно не переступить Черту, потому что за ней=v=гибель души. Когда такое состояние наступает, пропадает воля к жизни «здесь», и теперь я понимаю, что значит, когда фэа сжигает хроа. Это очень страшно и больно (ну, не физически, конечно)»; «Этой осенью я умерла. Я умирала долго и тяжело, решила пройти через смерть сама, чтобы выйти обновленной. Но сил не хватило, и вышла совсем другая личность. Я не сразу поняла, что смерть оказалась полной»; «Просто и грустно: «он» (второе «я») уходит =v= «я» остаюсь. Я всегда остаюсь-»

О браслетах, монетах и приметах

Неизвестный художник. Мелькор. Иллюстрация к «Черной книге Арды» Ниеннах и Иллет Обратимся к анализу конкретных представлений, присущих как архаической, так и толкиенистской культуре. Мышление архаического человека основано на принципе индивидуализации. Такое мышление практически свободно от категории счетности (пастух знает всех животных в своем стаде и не нуждается в пересчете, чтобы проверить, все ли здесь 33). Категория счетности=v=одна из крайних форм лишения объектов их индивидуальности. В известном смысле можно даже утверждать, что счетность есть основа демифологизации. Архаизирующее мышление толкиенистов всячески сопротивляется счетности. Например, говоря о «фенечках» (бисерных браслетах) на своей руке, толкиенист укажет, от кого какая получена и какая что символизирует, но не задастся вопросом об их количестве 34 .

Строго говоря, «фенечка» может символизировать что угодно=v=быть знаком некой средиземской личности («это у меня Леголас, а это Фродо»), знаком неодушевленного предмета («это Сильмарили», «это меч»), стихии («это огонь», «это сила земли») и т.д. В ряде случаев конкретная «фенечка» связана больше с эмоциональным состоянием, чем с определенным вербализируемым знаком. Однако символика «фенечки» ощущается постоянно, хотя толкиенист не всегда может четко ее сформулировать. Плетение «фенечек»=v=один из немногих способов изготовления вещей своими руками, который остался доступен современной молодежи. Стремление делать носимые вещи самому?важнейшая черта толкиенистской субкультуры и одновременно проявление архаизированного мировосприятия.

Ряд подсознательных представлений, связанных с «фенечками», является воспроизведением архаических представлений о магии браслета. В древнем и средневековом европейском обществе браслет был атрибутом и символом вождя, конунга 35 . Даря браслет, древний вождь тем самым передавал воину удачу, которую персонифицировал в себе 36 . В современном демифологизированом обществе древняя символика браслета оказалась отчасти перенесенной на наручные часы 37 . В толкиенистской субкультуре бисерная «фенечка» воплощает в себе все те мистические качества, которыми архаическая культура наделяла браслет вождя.

Для архаической культуры характерно особое отношение к средствам платежа. Леви-Брюль подробно пишет о том, что у ряда племен, не знающих товарно-денежных отношений, есть специальные «деньги» для ритуальных целей=v=платы за невесту, приобретения союзников при ведении войны и уплаты виры за убитого. Роль таких «денег» чаще всего играют раковины каури 38 . Во всех остальных случаях туземцы обменивают товар на товар. Введение ритуальных «денег» подчеркивает ритуальный, символический, знаковый статус ситуации. Впрочем, можно сказать и иначе: высокий статус ситуации, ее исключительная противопоставленность быту продуцирует символ символа=v=ритуальные «деньги». Такая «монета не служит, собственно говоря, для экономических целей: она предназначена для выполнения определенных социальных функций» 39 . В толкиенистской субкультуре ритуальные «деньги» также существуют. Причем имеются в виду не монеты, сделанные специально для ролевых игр (эти монеты нередко становятся потом прекрасными сувенирами), а монеты, имеющие свой денежный эквивалент. В одном из толкиенистских клубов Москвы вход на любые мероприятия стоил одну монету с изображением государя (монета была обработанной старой пятирублевой=v=на нее был наклеен портрет). «Курс» такой монеты повышался вместе с ростом цены на билет. С материальной точки зрения не было никакой разницы, чем платить=v=рублями или этим «золотым». Так что функционирование таких «золотых» было чисто ритуальным, маркирующим символическую значимость праздника.

В мифологии эльфы=v=духи, связанные с природой, во «Властелине Колец» и «Хоббите» почти все эльфы=v=лесные жители. Так что неудивительно, что в толкиенистской субкультуре к лесу отношение особое. Большинство ролевых игр происходит именно в лесах. Кроме того, многие группы толкиенистов ездят в лес вне связи с игрой. Практически все отвечавшие на анкету повторяли, что лес=v=святой храм природы, живое существо и в отношении него надо вести себя вежливо. Особой формой обращения с лесом оказалось отведение дождя: «Это делается очень просто. Лично мне известно несколько способов. Все они сводятся к разгону облаков. Однажды мне удавалось делать это две недели подряд»; «Ну как... это как поезд подзывать или автобус, или еще чего-нибудь в мире соотносить... спросить внутрь явления, услышать «да, запросто, на» или «обломись, не могу, некорректно»... Если ты не просишь несопоставимых вещей (типа автобус только что ушел, а тебе подавай следующий)=v=то вполне получается. Хотя когда позарез надо, и мир с тобой согласен, что надо,=v=тоже получается. У всех».

Для архаического мышления характерно безразличие к естественным причинам биологических явлений. В массовом сознании господствует ложное представление о том, что «дикарь» не знает физиологических основ зачатия, болезни и смерти. Архаический человек в силу специфики условий своей жизни гораздо наблюдательнее цивилизованного, и многие биологические аспекты жизненных процессов ему известны гораздо лучше. Именно это хорошее практическое знание биологии побуждает архаического человека искать дополнительные причины естественных процессов и находить ответы в мире сверхъестественного. Все «суеверия» отвечают на вопрос: почему зачатие (болезнь, смерть) произошло именно сейчас, а не почему произошло как таковое 40 . В этом аспекте мифологизированность мышления толкиенистов чрезвычайно высока. Подобно архаическому человеку, который в напавшем крокодиле непременно видит колдуна из соседнего племени, толкиенист часто объясняет свои проблемы вмешательством сверхъестественных сил, персонифицируя последних в образах отрицательных персонажей мира Толкиена: «Любимые шутки Саурона=v=это шутки со связью. Пока мы висели на телефоне=v=он постоянно блокировал его, теперь что?..=v=в Интернете файлы пропадают!»; «Средиземская жизнь влияет в том смысле, что можно теперь понять, почему некоторые отношения складываются так, а не иначе, понятно, где корни проблем, откуда взялись определенные склонности, черты характера, которым иначе нет объяснений (мама так не учила и поднабраться было не у кого)»; «А враги... о да, сила Врага разлита по земле и въелась, как чернила. Местами она так велика, что это можно назвать воплощением».

  • В творчестве баснописцев последующих времен история про волка и ягненка неоднократно повторялась.