Болезни Военный билет Призыв

Сообщение о роберте скотте про антарктиду. Путешественник роберт скотт и его знаменитые экспедиции. Обратный путь. Гибель

Размещение производства (отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) на территории отдельных стран, регионов и всего мира происходит не случайно, а под действием определенных условий. Те условия, которые оказывают решающее влияние на выбор места для развития определенных отраслей хозяйства или отдельных предприятий, называются факторами размещения производства .

В зависимости от качественных характеристик и происхождения факторов выделяются следующие основные их виды: сырьевой, топливный, энергетический. трудовой, потребительский, транспортный, экологический. Как правило, на размещение конкретных отраслей производства влияет не один, а несколько факторов одновременно. Так, многие предприятия химической промышленности размещаются с учетом энергетического и экологического факторов. Влияние энергетического фактора здесь обусловлено необходимостью использования большого количества электроэнергии для производства единицы продукции: например, для производства синтетических волокон, пластмасс. Роль экологического фактора заключается в негативном влиянии многих химических производств на окружающую среду. Поэтому не допускается их размещение в густонаселенных районах либо предъявляются повышенные требования к технологиям по очистке вредных выбросов. С появлением новых производств роль экологического фактора со временем усиливается.

Характеристика факторов размещения производства

Под сырьевым фактором понимается размещение предприятий у источников сырья для получения определенной продукции: около месторождений полезных ископаемых, крупных водных объектов, в лесных зонах и т. п. Размещение таких производств вблизи источников сырья исключает перевозку больших объемов и снижает расходы предприятий. Поэтому производства организуются как можно ближе к источникам сырья. Готовая продукция предприятий будет более дешевой за счет снижения расходов на доставку сырья. Сырьевой фактор оказывает значительное влияние на размещение целого ряда промышленных производств: например, на производство калийных удобрений, цемента, лесопиление, обогащение руд цветных металлов.

Топливный фактор, как и сырьевой, оказывает такое же влияние на размещение производства. Он является определяющим в размещении отраслей, использующих для производства продукции большие объемы минерального топлива: угля, природного газа, мазута. К таким отраслям относятся теплоэнергетика, отдельные производства черной металлургии, химической промышленности. Так, наиболее мощные тепловые электростанции в США, России, Китае построены вблизи крупных угольных месторождений. У месторождений угля размещаются многие предприятия по производству чугуна и стали.

Энергетический фактор влияет на размещение производств, в которых на создание единицы продукции потребляется большое количество преимущественно электрической энергии. Такие производства называются энергоемкими. К ним относится производство многих легких цветных металлов (алюминия, титана и др.), химических волокон, бумаги. Предприятия по производству энергоемкой продукции размещаются в тех районах, где в больших объемах производится преимущественно дешевая электроэнергия, например около крупных гидроэлектростанций.

Трудовой фактор оказывает решающее влияние на размещение производств, основанных на использовании большого количества трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных специалистов. Это трудоемкие производства. Например, в легкой промышленности к таким производствам относится швейное производство. В сельском хозяйстве наиболее трудоемкими являются рисоводство, овощеводство, плодоводство. Производство электронного оборудования, персональных компьютеров предполагает использование квалифицированных кадров. Ориентированные на трудовой фактор, эти производства размещаются преимущественно в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.

Потребительский, или рыночный, фактор влияет на размещение отраслей, производящих продукцию, пользующуюся широким, иногда повседневным, спросом у населения. Это продукты питания, одежда, обувь, бытовая техника и др. Такие производства ориентируются на потребителя и размещаются практически во всех крупных населенных пунктах.

Роль транспортного фактора важна для всех отраслей, продукция которых потребляется не на месте ее производства, а поставляется в другие районы. Все предприятия заинтересованы в снижении расходов на доставку готовой продукции в районы ее потребления. Поэтому многие производства размещаются возле крупных транспортных узлов, в морских портах, на линиях магистральных железных дорог, нефтепроводов. Мозырский нефтеперерабатывающий комбинат был построен рядом с нефтепроводом «Дружба».

При размещении производств большое значение приобретает экологический фактор, связанный с охраной окружающей среды. Этот фактор ограничивает создание производства, если оно может нанести вред окружающей среде. К производствам, которые характеризуются большими выбросами загрязняющих веществ или иным вредным воздействием на окружающую среду, предъявляются повышенные экологические требования. Их запрещается размещать в крупных городах и густонаселенных районах. На этих предприятиях должны использоваться современные малоотходные технологии и возводиться сооружения по очистке выбросов.

В современных условиях роль экологического фактора возрастает - он влияет на размещение всех производств. Наиболее важно учитывать экологический фактор при размещении предприятий химической промышленности, металлургии, энергетики, особенно при строительстве АЭС.

К трудоемким видам деятельности относятся производство электронного оборудования, компьютеров, швейное производство, рисоводство, овощеводство, плодоводство. В современных условиях все большее значение в размещении производства играет экологический фактор.

Вопрос, на который до сих пор не могут найти точного ответа экономисты, политики, обществоведы и антропологи, заключается в том воздействует ли культурная среда определенного общества на уровень его развития. Почему некоторые страны достигли высоких уровней развития, в то время как другие остаются пребывать в бедности?

На наш взгляд, культура и только культура в первую очередь оказывает влияние на экономику страны. Развитость страны напрямую зависит от моральных устоев, традиций, менталитета общества. Влияние культуры на экономику бесспорно. Культурные различия обществ является одной из самых основных причин экономического процветания одних стран и отсталости других. Некоторые культурные особенности препятствуют экономическому развитию страны, в то время как другие этому способствуют. Прямое и непосредственное влияние культурных ценностей на экономическую ситуацию в стране однозначно не доказано, в связи с чем до сих пор не утихают споры между учеными и исследователями данного вопроса. Связь между культурными ценностями и экономическим успехом не является однонаправленной и неизменной в разные времена. Такие типичные для Западных стран ценности, как личностное достижение и преуспевание, могут встретиться и в других культурах, но уже в сочетании с иными, отличными от западных ценностями. Так, конфуцианство, помимо неоспоримого подчинения младших поколений старшему, всегда подчеркивало важность личного самосовершенствования и старалось привить у детей желание к новым достижениям. В этом и состоит цель процесса социализации в традиционном Китае – баланс между стремлением к достижениям и почитанием старших должен обеспечить стабильность социальных связей. Таким образом, можно сказать, что ценности не только западных стран (рационализм, индивидуализм) могут благоприятствовать экономическому успеху, но и азиатские, например конфуцианский динамизм (или долгосрочная перспектива), которые показали свою взаимосвязь с экономическим прогрессом в ряде стран Юго-Восточной Азии (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань и другие).

Одним из основных культурных факторов, оказывающих влияние на экономический успех нации, несомненно, является религия. Немецким социологом и политическим экономистом Максом Вебером выдвигалась мысль, что страны, исповедующие протестантизм, добьются большего с точки зрения благосостояния, чем страны, склоняющиеся к католицизму. Действительно, согласно исследованию Л. Харрисона, уровень благосостояния протестантских, конфуцианских и иудаистских обществ заметно выше, чем в католических, православных и мусульманских странах. Это объясняется тем, что, в целом, для первых стран характерны ценности, способствующие экономическому развитию (накопительство, умеренная склонность к риску, открытость к инновациям, конкуренция…), в то время как для вторых характерны ценности, которые препятствуют экономическому прогрессу (низкая склонность к риску, сопротивление инновациям и т.д.). Однако религия далеко не всегда определяет экономическое поведение общества ее исповедующего. Например, баскский народ (ныне проживающий преимущественно на территории Франции и Испании), исповедует католицизм, и в то же время баски обладают развитыми предпринимательскими способностями. Также такая страна, как Чили, большинство населения которой являются католиками, добилась наиболее устойчивого экономического роста среди всех стран Латинской Америки. Гарвардский профессор экономики М. Портер считает, что культуры стран с низким экономическим развитием являются не столько следствием из каких-либо определенных особенностей того или иного народа, сколько из неосведомленности или подчинения ложным теориям. «Иногда насаждение ложных теорий имеет идеологическое происхождение, но порой их рассматривают в качестве удобного метода политического контроля». В странах (например, развивающихся странах, странах «третьего мира»), где политика властей является нестабильной и непредсказуемой, страдает система экономического стимулирования и вместе с ней трудовая этика, так как многие местные компании стремятся к получению лишь максимальной краткосрочной прибыли, не имея возможности долгосрочного планирования и, как следствие, не развиваясь. То есть, можно сказать, что приписываемые нации культурные особенности очень часто имеют экономическое, а также политическое происхождение.

Согласно Ш. Шварцу, автору теории и метода исследования культурных ценностей, «экономическое развитие стимулирует культурную автономию и равноправие, но приводит к ослаблению принадлежности и иерархии; в то же время, культуры, которые воспроизводят принадлежность и иерархию, сдерживают индивидуальную креативность и инициативность, необходимую для экономического развития». Итальянские экономисты Луиджо Гуизо, Паола Сапиенза и Луиджи Зингалес провели анализ доверия людей друг к другу в странах Европы как культурного фактора. Ожидаемым выводом стал тот факт, что уровень доверия между несколькими странами выше, когда население этих стран исповедуют одну и ту же религию. Доверие между двумя странами меньше в случае, если между ними были серьезные конфликты или велись разрушительные войны. Однако, чем образованнее люди, тем они меньше склонны принимать во внимание прошлые разногласия их предков, традиции и общепринятые убеждения. Уровень доверия людей друг к другу является важным фактором экономического развития. В случае совершения какой-либо экономической сделки в условиях полной или частичной неизвестности, фактор доверия становится особенно важным. То есть государства, которые больше доверяют другим странам в экономических сделках, зачастую обладают более высокими уровнями товарооборота, а также становятся более привлекательными в плане прямых иностранных инвестиций. Приведем примеры экономически успешных стран, чьи культурные особенности во многом определили их прогресс. В «конфуцианских» странах (Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур и др.) всегда высоко ценились такие ценности как образование, амбиции, накопительство, трудовая этика. Для того, чтобы данные разделяемые ценности должным образом оказали благотворное влияние на экономическую ситуацию в каждой из этих стран, нужно было лишь одобрение со стороны политического руководства. Так как долгое время в Китае и многих других азиатских странах процветал коммунизм, «одобрение» со стороны правительства на обогащение последовало лишь в 1978 году китайским лидером Дэн Сяопином, что означало фактически означало конец социалистического строя. Япония же начала свой путь к экономическому успеху еще в 1868 году в результате революции Мейдзи. Чили – пожалуй, единственная латиноамериканская страна, где исторически сильны предпринимательские традиции. Причиной тому, возможно, является большая доля басков и потомков других европейских государств в населении страны. Поэтому именно в Чили применение принципов Вашингтонского консенсуса – свода правил, рекомендаций макроэкономической политики для стран Латинской Америки – привело к крайне эффективным экономическим результатам.Североевропейские страны (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия, Исландия) являются абсолютными лидерами по темпам экономического роста среди стран Европы. Возможно, это объясняется тем, что население этих стран исповедуют лютеранство, которое является одним из основных источников североевропейской системы ценностей (образование, бережливость, трудовая этика).

Культура по своей природе консервативна. Культура рассматривается как дополнительный ресурс для повышения производительности труда и эффективности государственных институтов. Проведение модернизационной политики означает опору на традицию, но не подразумевает под собой слепое копирование. Модернизация - это актуализация культурной традиции. Только культура способна совершенствовать сознание общества и выводить его на новый исторический этап развития. Именно такая социокультурная модернизация позволяет любой стране эффективно развиваться, налаживать общественные и международные связи и сохранять свои традиции, не пренебрегая при этом новыми технологиями и достижениями материальной культуры.Некоторые экономисты уделяют должное внимание культурным факторам, и считают их необходимыми для понимания механизмов экономического развития. В наиболее радикальной форме эту мысль выразил, пожалуй, Дэвид Лэндес: «Макс Вебер был прав. Если мы и можем извлечь какой-то урок из истории экономического развития, то он звучит так: практически все здесь зависит от культуры». Развивая тезис Лэндеса, японский экономист Иосихара Кунио отмечает: «Одна из причин успешного развития Японии связана с тем, что этому способствовала ее культура. Японцы придавали большое значение: материальным соображениям, трудолюбию, накоплениям на будущее, образованию, коллективизму»

Итак, культура оказывает важное воздействие на развитие экономики; правительствам, организациям, специализирующимся на предоставлении помощи в целях развития, аналитическим центрам и высшим учебным заведениям необходимо учитывать в своей деятельности культурные факторы и проблему культурных перемен. Включение анализа культуры и вопросов ее изменения в число факторов, определяющих разработку политических решений и проектов международной помощи, может способствовать существенному ускорению процессов экономического развития в мире. Можно сделать вывод, что культура, несомненно, оказывает определенное влияние на экономический успех. Однако на культуру оказывают влияние религиозные, исторические, географические и другие факторы, которые подвержены изменению. Следовательно, изменению подвержена и сама культура. На наш взгляд, уместно говорить о существовании «общей культуры экономического успеха», когда одни и те же ценности в сфере экономического поведения обеспечивают прогресс в странах с разными политическими и географическими условиями.

Список литературы:

1. Харрисон, Лоуренс. Культура и экономическое развитие [Электр. ресурс]. – Режим доступа:http://www.inliberty.ru/library/study/324/

2. Лебедева Н.М. Менталитет и экономические успехи нации. Вступительное слово. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008. Т. 5, № 2. С. 19–24.

3. Влияние культуры на экономическое развитие [Электр. ресурс]. – Режим доступа:http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/449

1. Почему основные отрасли АПК России не вы­полняют в полной мере свою функцию — не обеспе­чивают потребностей населения?

Основная проблема отечественного аг­ропромышленного комплекса — устарев­шие способы хранения и переработки про­дукции, плохая организация транспорти­ровки и сбыта.

Кроме того, урожайность наших полей существенно ниже, чем на Западе. Уро­жайность зерновых и зернобобовых куль­тур в России составляет в среднем 19 ц/га. В большинстве развитых стран этот пока­затель более 30 ц/га. Рекордсменами здесь являются Бельгия и Люксембург (81 ц/га), Нидерланды (70 ц/га) и Великобритания (69 ц/га). Больше 50 ц/га собирают в Рес­публике Корея, Дании, Италии, Герма­нии, Австрии и др.

Урожайность картофеля и сахарной свеклы в нашей стране тоже почти в три раза меньше, чем в развитых странах. Утешением для российских граждан мо­жет служить то, что в нашей стране практически не применяют трансгенных технологий, отношение к которым в мире все более настороженное.

2. Легкую и пищевую промышленность относят к наиболее социально значимым отраслям. Какие другие отрасли имеют подобное значение?

Легкая и пищевая отрасли считаются наиболее социально значимыми, посколь­ку производят предметы первой необхо­димости — еду и одежду, без которых человек не может прожить и несколько дней.

Подобное значение имеет энергетика, без деятельности которой немыслима ра­бота ни одной из отраслей хозяйства.

3. Какие факторы оказывают влияние на разме­щение предприятий легкой и пищевой промышлен­ности?

В тексте параграфа все отрасли пище­вой промышленности разделены на три группы, в зависимости от того тяготеют ли они к сырью, потребителю или в оди­наковой степени зависят от обоих факто­ров.

Подобным образом можно разделить и отрасли легкой промышленности. Одна­ко для отраслей текстильной промыш­ленности большое значение имеет и исто­рический фактор. Приведите примеры из текста (с. 38).

4. Чем объяснить, что многие предприятия лег­кой и пищевой промышленности издавна возника­ли в Центре России?

В этом регионе сильное влияние оказа­ли потребительский и исторический фак­торы. В густонаселенной и староосвоенной Центральной России продукция отраслей пищевой и легкой промышленности всег­да пользовалась большим спросом и легко находила сбыт, а предприятия всегда бы­ли обеспечены трудовыми ресурсами.

5. Перечислите основные отрасли пищевой и лег­кой промышленности, которые развиваются в ва­шем регионе. Какой фактор наиболее повлиял на их размещение? Является ли, на ваш взгляд, их про­дукция конкурентоспособной?

Для ответа на этот вопрос используйте соответствующие карты атласа и рисунки 12, 13, 16, 17 учебника.

Для определения факторов размещения этих отраслей используйте текст парагра­фа.

Подумайте (или узнайте у родителей), вывозится ли продукция предприятий легкой и пищевой промышленности ваше­го района в другие регионы. Участие про­дукции в межрегиональном обмене гово­рит о ее высоком качестве и, следователь­но, конкурентоспособности.

6. Почему легкая промышленность все больше теряет свою зависимость от сельского хозяйства, не­смотря на то, что все более ценятся изделия из нату­рального сырья? Какова ваша точка зрения?

Это связано с развитием транспорта. Натуральное сырье для легкой промыш­ленности относительно легко транспор­тируется, в отличие от сырья для произ­водства, например, цветных металлов (позже вы узнаете, что руды цветных ме­таллов содержат совсем немного полезно­го компонента и поэтому перевозить их невыгодно).