Болезни Военный билет Призыв

Тьма тараканья город. Значение слова тмутаракань. Повседневная жизнь Тмутаракани

Общие сведения

История

Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса (греч. Ερμώνασσα ) в VI век до н. э. . Вошёл в состав Боспорского царства . С самого начала город имел двухэтажные каменные дома, которые содержали печи и зернохранилища. Здания крылись черепицей и содержали по 5 комнат. В центре города располагался акрополь . Неподалеку от города располагался храм Афродиты . В VI веке Боспор стал федератом или частью Византийской империи Юстиниана I .

Матрега в зоне генуэзского влияния

В XIII-XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха - Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи . Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города . Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI - конец XVIII).

Другие Тмутаракани

В «Списке русских городов дальних и ближних», помещавшемся обычно в летописях и сборниках -XVII веков , упоминается город Тмутаракань, показанный между Мирославицами и Остречьским городом на Десне, то есть на левом берегу Днепра. Такое использование исторического южного топонима для именования нового города встречается в этом списке и в случае города Корсуни на Роси, существующего и поныне и названного по имени византийской Корсуни-Херсонеса в Крыму .

Разговорное употребление

В русской разговорной речи слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями , неизвестно где - обычно с пренебрежительным оттенком - как синоним слова «глушь».

Исследования

Таманское городище (площадь около 35 га) раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой или разрушена водами Таманского залива. Толщина культурного слоя достигает 12-14 метров. Раскопки производятся с XIX века (А. Фиркович , К.Р. Бегичев, и др.) и до настоящего времени. Исследовано экспедициями А.А. Миллера (1930-1931), Б.А. Рыбакова (1952-1955). С 1965 г. здесь работает археологическая экспедиция, которой последовательно руководили И.Б. Зеест, А.К. Коровина, С.И. Финогенова, а с 2007 г. - Т.А. Ильина и В.Н. Чхаидзе. С 1996 года летом, каждый июль, на городище Гермонаса-Тмутаракань проводит охрана-спасательные работы Краснодарская школа № 10 под руководством Устаевы Э. Р. и Науменко Т. А.

На памятнике открыты фундаменты построенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем церкви Богородицы с примыкающим христианским кладбищем, остатки сырцовой оборонительной стены, развалины большого шести- или семиугольного сооружения (башня-донжон?). В пределах стен открыты резервуары для воды, давильня для винограда. Выявлена регулярная городская планировка: мощеные улицы, поставленные на каменный цоколь сырцовые дома с печами из сырцовых кирпичей. Со второй половины X в. городская планировка меняется – дома ориентированы углами по сторонам света. К жилищам примыкали небольшие дворики или хозяйственные сооружения без крыши, где размещались ямы-погреба и зернохранилища. Город был окружен несколькими кладбищами. За городищем находилась внутренняя гавань, соединенная с морем протокой. К югу от городища, на вершине горы Зеленской исследованы остатки монастыря XI в. К востоку от городища, под современной станицей расположены остатки генуэской и турецкой крепости.

Находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции. Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.

В настоящее время территория городища объявлена музеем-заповедником .

Христианство в Таматархе-Тмутаракани

Зихская епархия Константинопольского патриархата с центром в Никопсисе известна со второй трети VI в., ее основная задача – христианская миссия, рассчитанная на проповедь среди населения Северо-Западного Кавказа – зихов. В середине IX в. кафедра Зихии была перенесена в Таматарху (Матраху) на Таманском полуострове. В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии. При этом архиереи продолжали сохранять титул «Зихийский». С конца XIV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.

Предстоятели Матрахи известны по сообщениям «Документов синодов Константинопольских патриархов» (для XI–XII вв.) и «Просопографического лексикона Палеологов» (в XIII–XIV вв.).

Анонимный архиепископ Зихии упомянут под 1023 г.

Между 1039 и 1054 гг. известен архиепископ Зихии Антоний. Антонию также принадлежат пять моливдовулов (печатей), обнаруженных на Таманском городище.

Второй половиной XI в. датируется анонимная печать проэдра Зихии.

Анонимный архиерей, иерействовал между 1081 и 1084 гг.

Упомянутый в Киево-Печерском Патерике монах Никола (Николай) был поставлен на кафедру Матрахи в конце XI в.

Под 1169 г. известен еще один анонимный архиерей Матрахи.

Впервые митрополит Зихии – Василий упомянут под 1285 г.

В письме Иоанна Апокавка (ок. кон. XII в.) упоминается церковный архиерей Зихии Феодосий, а в Типиконе Михаила Палеолога под 1394 г. – архиерей Зихии Никодим.

В XIV в. неоднократно упоминаются архиереи без указания имени: 1317–1318 гг. Зихо-Матрахский; 1364 г. Матрахо-Зихийский; 1366, 1382, 1393, 1394 гг. Зихийские.

Наконец под 1396 г. отмечается последний известный архиерей – Иосиф, митрополит Зихии и Матрахи.

См. также

Примечания

Литература

  • Карышковский П. О. Лев Диакон о Тмутараканской Руси // Византийский временник. № 42. 1960.
  • Litavrin G. G. A propos de Tmutorokan // Byzantion. Tome XXXV. Fascicule 1. Bruxelles, 1965.
  • Мавродин В. В. 1980. Тмутаракань // Вопросы истории, № 11. М., 1980.
  • Константин Багрянородный . Об управлении империей. М., 1991.
  • Тихомиров М. Н. . «Список русских городов дальних и ближних» // Исторические записки. М., 1952. Т. 40. С.214-259.
  • Плетнева С. А. Оборонительная стена в Таматархе-Тмутаракани // Историко-археологический альманах. Вып. 6. Армавир, 2000. С. 21-28.
  • От Тмутороканя до Тамани IX-XIX вв. Сборник Русского исторического общества, № 4(152). М. 2002.
  • Гадло А. В. Предыстория Приазовской Руси. Очерки истории Русского княжения на Северном Кавказе. СПб., 2004.

5 812

В IV в. началось великое переселение народов, перекроившее карту Европы. Многочисленные полчища гуннов вторглись на Кубань, разгромили приазовских готов, захватили боспорские города Кепы, Фанагорию и другие и двинулись через Керченский пролив на Запад. В это время в степях Предкавказья кочевали болгарские племена. По названию одного из этих племен — оногуров — вся Приазовская низменность называлась тогда Оногурией. С появлением гуннов в Приазовье стал господствовать гунно-болгарский союз племен с сильным влиянием сарматской культуры. Предгорные районы Закубанья занимали предки адыгских племен - зихи, сагины и касоги.

В 635 г. болгарский хан Кубрат объединил под своей властью приазовских и причерноморских болгар. Так на территории Кубани возникла Великая Болгария с центром в Фанагории. Но она просуществовала недолго и после смерти своего основателя вскоре распалась. В VII в. кубанские болгары, или «черные булгары», как их называли, были завоеваны хазарами и вошли в состав Хазарского каганата. Они платили дань хазарам и участвовали в их военных походах. Местный центр, подчинявшийся Хазарии, переместился в бывшую Гермонассу, получившую хазарское наименование Тумен-тархан, т. е. место ставки начальника ту мена (тумен — от монгольского слова «тьма» — военно-административная единица или военное подразделение в 10 тыс. воинов). Греки называли этот город Таматархой.

В конце IX в. степи Северного Причерноморья оглашаются гулом новых кочевых орд — печенегов, вместе с другими кочевниками расшатывавших Хазарский каганат. Но смертельный удар Хазарскому каганату в 964 — 65 гг. нанес великий киевский князь Святослав. Разгромив союзников Хазарии волжских булгар, Святослав двинулся в низовья Волги и захватил столицу каганата город Итиль. Затем он разгромил ясов и касогов (предков осетин и адыгов) и овладел Таматархой — центром Таманского полуострова. Здесь на берегу Русского (так тогда называлось Черное море) и Сурожского (Азовского) морей возникает русское Тмутараканское княжество. Время его образования точно не известно.

Не исключено, что русы появились в этих местах еще во времена князя Игоря, когда он совершал походы на Византию. Так, в договоре 944 г., который он заключил с византийским императором, упоминается Корсунская страна, по-видимому владения Руси на Таманском полуострове. Зато точно известно, что сын Святослава Владимир послал править в Тмутараканское княжество своего сына Мстислава. Его правление в Тмутаракани (988-1036 гг.) было отмечено расширением и усилением этого самого отдаленного удела Руси. Окрестные племена платили Мстиславу дань и поставляли воинов для его походов. Когда же касожский князь Редедя отказался подчиниться Мстиславу, он в 1022 г. пошел с дружиной на землю касогов. При встрече двух войск Редедя предложил не губить воинов, а решить спор в единоборстве. Мстислав одолел Редедю и вновь подчинил касогов себе. В честь своей победы он основал в Тмутаракани церковь Богородицы, позже ставшую центром местной епархии. В 1023 г. он пошел войной против своего брата Ярослава, возглавив большую дружину, в которой были русские, хазарские и касожские (адыгские) воины. В 1024 г. под Лиственом близ Чернигова встретились варяжско-русские войска Ярослава и дружина Мстислава. Ярослав Мудрый, стремившийся к единству Руси, не сумел одолеть талантливого полководца Мстислава и вынужден был передать тмутараканскому князю левобережье Днепра. Мстислав стал править в Чернигове, не забывая и свое далекое Тмутараканское княжество, а Ярослав — в Киеве.

Тмутараканское княжество в этот период было небольшим, но весьма влиятельным. По сути дела Тмутаракань контролировала пространство от Нижней Волги до Дона. Сам город Тмутаракань был крупным административным и экономическим центром. Здесь жили русские, греки, болгары, хазары, аланы, готы, касоги.

Город был обнесен мощной стеной из кирпича. Улицы и площади замощены камнем. В Тмутаракани находилась резиденция князя, было много красивых домов, украшенных мрамором. Над городом возвышалась церковь, построенная из камня. Город стоял на берегу удобной гавани, куда прибывали купеческие суда с товарами. Тмутаракань славилась своими ремесленниками, рыбаками и воинами. В 1068 г. тмутараканский князь Глеб измерил по льду Керченского пролива расстояние от Тмутаракани до Корчева (Керчи). В 1792 г. мраморная плита с русской надписью об этом событии была найдена на Таманском полуострове. Так началось изучение истории русского княжества на Кубани.

В 1061-1074 гг. близ г. Тмутаракани жил крупнейший церковно-политический деятель Киевской Руси писатель и летописец Никон. Монах Киево-Печерского монастыря Никон бежал в Тмутаракань от гнева киевского князя Изяслава. Здесь он основывает монастырь, который стал распространять на Северном Кавказе русскую грамоту. Кроме того, Никон был знаменитым летописцем своего времени. По мнению ученых, он является автором летописного свода 1073 года — одного из источников «Повести временных лет». Никон принимал участие и в политической жизни.

Последний раз Тмутаракань была упомянута в русских летописях под 1094. Позже княжество находилось под суверенитетом Византии. По свидетельствам миссионеров, население и правители исповедовали христианство. По мнению Плетнёвой С. А., в XII в. в Тмутаракани установилось половецкое господство. Согласно иной версии, там правили касожские князья, династическими узами связанные с русскими. В XIII-XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха - Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI - конец XVIII). Вернулся город к России только чере несколько столетий. По итогам Русско-Турецкой войны Тамань отошла к Российской империи. В 1792 г. на Таманский полуостров переселились запорожские казаки. На месте бывшей турецкой крепости Таман они основали свое первое поселение – станицу Тамань. Вот так-то друзья, теперь вы знаете что Тамань и Тмутаракань — это один и тот же город просто разделенный несколькими столетиями.

Елена Первушина

Наш городок такой маленький и захолустный! - жалуется пассажир соседу в купе поезда. - Настоящая тьмутаракань!

Вы живёте в Тмутаракани? - удивляется тот. - Как это интересно! А где она - эта Тмутаракань?

Возможно, вам тоже приходилось слышать название Тмутаракань. И с большой буквы, как имя собственное (тогда оно пишется только с одним мягким знаком - на конце), и с маленькой - как нарицательное, обозначающее глухое, захолустное местечко (тогда это слово пишется с двумя мягкими знаками). Возможно, вы задумывались, почему город или местность так называется? И сколько же там тараканов? Наверное, целая тьма!

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой говорит: «Тьмутаракань - это место, до которого трудно добраться из-за дальности его расположения, где царит невежество, темнота, культурная отсталость». Словарь синонимов русского языка З. Е. Александровой даёт следующие варианты: «медвежий угол, глушь, дыра, глухомань, захолустье».

Если вы попытаетесь найти город Тмутаракань на карте в учебнике по географии, то едва ли это удастся. Получается, что Тмутаракань - настолько маленький, захолустный, «засиженный тараканами» городишко, что даже на карты не попал? Ничего подобного!

В старинной русской летописи начала XII века «Повесть временны`х лет» Тмутаракань упоминается несколько раз, например: «… пришёл Олег с половцами из Тмутаракани». Значит, Тмутаракань - древний русский город.Точнее, древнее городище на севере Таманского полуострова, омываемого с севера водами Азовского, с юга - Чёрного моря. Это та самая очень провинциальная и захолустная Тамань, которую упоминает Михаил Юрьевич Лермонтов в «Герое нашего времени». Печорин пишет: «Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить». Кстати, слово «Тамань» происходит из адыгского языка. В Топонимическом словаре Кавказа под редакцией А. В. Твёрдого есть слово «темен», означающее «болото», «плавни», и это вполне соответствует действительности.

Впрочем, некоторые историки утверждают, что Тмутаракань следует искать вовсе не в Тамани, а западнее, в дельте реки Кубани, на берегу лиманов, поблизости от города Темрюка. (Название этого города происходит от крепости, которую построил кабардинский князь по имени Темрюк Идарович, и, как и Тмутаракань, скорее всего, не имеет ничего общего с темнотой.)

В античные времена город Тмутаракань носил название Гермонасса - греческой колонии, существовавшей здесь ещё до нашей эры и названной в честь её наместника Германариха. В IV веке до н. э. Гермонасса вошла в состав Боспорского царства, образовавшегося в результате объединения нескольких греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах.

В VII веке уже нашей эры эта территория стала частью государства Хазарский каганат, созданного кочевым народом - хазарами. Хазары гостеприимно принимали у себя купцов из разных стран, в городе бывали и византийцы, и русские, жили греки, армяне, евреи, славяне, черкесы, грузины. В середине Х века Хазарский каганат разрушило войско князя Святослава, затем здесь правил князь Мстислав. Русские и стали называть город Тмутараканью, видимо переиначив на свой лад хазарское название.

Тмутаракань существовала до XIV века, переходя от славян к византийцам, а от них - к венецианцам. По разным версиям историков, город был разрушен то ли половцами, то ли турками, а возможно, погиб в результате землетрясения.

О старой столице Тмутараканского княжества вспомнили в 1792 году, когда после присоединения Крыма к России (указ Екатерины II от 8 апреля 1783 года) в Тамань прибыл передовой отряд черноморских казаков. Разбирая камни старой турецкой крепости, казаки обнаружили мраморную прямоугольную плиту толщиной около полуметра, на боковой грани которой была надпись: «В лето 6576 индикта 6 (в 1068 году. - Прим. авт.) князь Глеб мерил море по лёду от Тьмуторокана до Корчева 14 000 сажень». Корчевом в древние времена называли Керчь.

Многие тогда сочли надпись подделкой. Камень привезли в Петербург, где он попал в коллекцию русских древностей графа Алексея Мусина-Пушкина. Друг Мусина-Пушкина, археолог, историк и художник Алексей Николаевич Оленин тщательно изучил надпись на плите и поделился своими выводами в книге «Историческое исследование о местоположении древнего Тьмутараканского княжения», изданной в 1794 году, и в открытом «Письме к гр. А. И. Мусину-Пушкину о камне Тьмутараканском, найденном на острове Тамани в 1792 году». Оленин писал название города с мягким знаком после первой буквы, так же, как на камне. Он привёл множество аргументов в пользу подлинности этой надписи. Обе публикации положили начало изучению древнерусских надписей и истории письменности. Тогда-то многие россияне впервые услышали о далёком городе Тмутаракани. Может быть, с тех пор и появилось в русском языке слово «тьмутаракань», означающее далёкую глушь. А плита с надписью, подтверждающей существование Тмутаракани, и по сей день хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Тмутарака́нь - один из древнейших городов Tаманского полуострова , был расположен на территории современной станицы Тамань Темрюкского района Краснодарского края .

Общие сведения

История

Город был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса (греч. Ερμώνασσα ) в VI век до н. э. . Вошёл в состав Боспорского царства . С самого начала город имел двухэтажные каменные дома, которые содержали печи и зернохранилища. Здания крылись черепицей и содержали по 5 комнат. В центре города располагался акрополь . Неподалеку от города располагался храм Афродиты . В VI веке Боспор стал федератом или частью Византийской империи Юстиниана I .

Матрега в зоне генуэзского влияния

В XIII-XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха - Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи . Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города . Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI - конец XVIII).

Другие Тмутаракани

В «Списке русских городов дальних и ближних», помещавшемся обычно в летописях и сборниках -XVII веков , упоминается город Тмутаракань, показанный между Мирославицами и Остречьским городом на Десне, то есть на левом берегу Днепра. Такое использование исторического южного топонима для именования нового города встречается в этом списке и в случае города Корсуни на Роси, существующего и поныне и названного по имени византийской Корсуни-Херсонеса в Крыму .

Разговорное употребление

В русской разговорной речи слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями , неизвестно где - обычно с пренебрежительным оттенком - как синоним слова «глушь».

Исследования

Таманское городище (площадь около 35 га) раскопано частично, так как большая часть его находится под жилой застройкой или разрушена водами Таманского залива. Толщина культурного слоя достигает 12-14 метров. Раскопки производятся с XIX века (А. Фиркович , К.Р. Бегичев, и др.) и до настоящего времени. Исследовано экспедициями А.А. Миллера (1930-1931), Б.А. Рыбакова (1952-1955). С 1965 г. здесь работает археологическая экспедиция, которой последовательно руководили И.Б. Зеест, А.К. Коровина, С.И. Финогенова, а с 2007 г. - Т.А. Ильина и В.Н. Чхаидзе. С 1996 года летом, каждый июль, на городище Гермонаса-Тмутаракань проводит охрана-спасательные работы Краснодарская школа № 10 под руководством Устаевы Э. Р. и Науменко Т. А.

На памятнике открыты фундаменты построенной в 1022 г. Мстиславом Владимировичем церкви Богородицы с примыкающим христианским кладбищем, остатки сырцовой оборонительной стены, развалины большого шести- или семиугольного сооружения (башня-донжон?). В пределах стен открыты резервуары для воды, давильня для винограда. Выявлена регулярная городская планировка: мощеные улицы, поставленные на каменный цоколь сырцовые дома с печами из сырцовых кирпичей. Со второй половины X в. городская планировка меняется – дома ориентированы углами по сторонам света. К жилищам примыкали небольшие дворики или хозяйственные сооружения без крыши, где размещались ямы-погреба и зернохранилища. Город был окружен несколькими кладбищами. За городищем находилась внутренняя гавань, соединенная с морем протокой. К югу от городища, на вершине горы Зеленской исследованы остатки монастыря XI в. К востоку от городища, под современной станицей расположены остатки генуэской и турецкой крепости.

Находки материальной культуры (амфоры, высокогорлые кувшины, кухонная, столовая, поливная керамика и пр.) в основной своей массе имеют греческое (византийское) происхождение и традиции. Большинство памятников эпиграфики также выполнено на греческом языке. Предметы славянской культуры очень малочисленны и связаны с пребыванием в городе русских князей, дружинников, монахов и торговцев.

В настоящее время территория городища объявлена музеем-заповедником .

Христианство в Таматархе-Тмутаракани

Зихская епархия Константинопольского патриархата с центром в Никопсисе известна со второй трети VI в., ее основная задача – христианская миссия, рассчитанная на проповедь среди населения Северо-Западного Кавказа – зихов. В середине IX в. кафедра Зихии была перенесена в Таматарху (Матраху) на Таманском полуострове. В третьей четверти XIII в. архиепископия была возведена в ранг митрополии. При этом архиереи продолжали сохранять титул «Зихийский». С конца XIV в. о митрополии ничего не известно, а уже в 1439 г. в Матрахе присутствует католический архиепископ.

Предстоятели Матрахи известны по сообщениям «Документов синодов Константинопольских патриархов» (для XI–XII вв.) и «Просопографического лексикона Палеологов» (в XIII–XIV вв.).

Анонимный архиепископ Зихии упомянут под 1023 г.

Между 1039 и 1054 гг. известен архиепископ Зихии Антоний. Антонию также принадлежат пять моливдовулов (печатей), обнаруженных на Таманском городище.

Второй половиной XI в. датируется анонимная печать проэдра Зихии.

Анонимный архиерей, иерействовал между 1081 и 1084 гг.

Упомянутый в Киево-Печерском Патерике монах Никола (Николай) был поставлен на кафедру Матрахи в конце XI в.

Под 1169 г. известен еще один анонимный архиерей Матрахи.

Впервые митрополит Зихии – Василий упомянут под 1285 г.

В письме Иоанна Апокавка (ок. кон. XII в.) упоминается церковный архиерей Зихии Феодосий, а в Типиконе Михаила Палеолога под 1394 г. – архиерей Зихии Никодим.

В XIV в. неоднократно упоминаются архиереи без указания имени: 1317–1318 гг. Зихо-Матрахский; 1364 г. Матрахо-Зихийский; 1366, 1382, 1393, 1394 гг. Зихийские.

Наконец под 1396 г. отмечается последний известный архиерей – Иосиф, митрополит Зихии и Матрахи.

См. также

Примечания

Литература

  • Карышковский П. О. Лев Диакон о Тмутараканской Руси // Византийский временник. № 42. 1960.
  • Litavrin G. G. A propos de Tmutorokan // Byzantion. Tome XXXV. Fascicule 1. Bruxelles, 1965.
  • Мавродин В. В. 1980. Тмутаракань // Вопросы истории, № 11. М., 1980.
  • Константин Багрянородный . Об управлении империей. М., 1991.
  • Тихомиров М. Н. . «Список русских городов дальних и ближних» // Исторические записки. М., 1952. Т. 40. С.214-259.
  • Плетнева С. А. Оборонительная стена в Таматархе-Тмутаракани // Историко-археологический альманах. Вып. 6. Армавир, 2000. С. 21-28.
  • От Тмутороканя до Тамани IX-XIX вв. Сборник Русского исторического общества, № 4(152). М. 2002.
  • Гадло А. В. Предыстория Приазовской Руси. Очерки истории Русского княжения на Северном Кавказе. СПб., 2004.

Тьмутаракань – современному человеку это название знакомо по достаточно распространенному выражению: «Уехать в Тьмутаракань». То есть уехать в глухие, далекие места. Но, когда-то много веков назад, Тьмутаракань был большим городом с богатой историей, столицей русского княжества.

Образование Тьмутараканского княжества

Это древнейшее поселение располагалось на Таманском полуострове, на территории нынешнего Краснодарского края, в районе населенного пункта Тамань, и история его началась в четвертом веке до нашей эры. Основан он был греками с острова Лесбос, от них же получил и свое первое название – Гермонасса.

Гермонасса входила в состав Боспорского царства вплоть до шестого века нашей эры, когда само это государство оказалось провинцией более мощной империи – Византийской, которой в то время правил Юлиан I. Но в VI веке Гермонасса меняет своего владельца и, соответственно, имя – Тумен-Тархан (захвативший ее дает новое название городу). Историки спорят о происхождении этого названия и, согласно одной из версий, первая часть – Тумен – произошла от обозначения воинского подразделения, которое включало в себя десять тысяч воинов, а тархан – тюркское звание.

После исчезновения каганата Тумен-Тархан переходит «в руки» хазарам. В летописях встречается его новое название – Самкерц. Если во времена Боспорского царства в центре города был акрополь, а вокруг преимущественно каменные двухэтажные дома с зернохранилищами, то ко времени владения хазарами он уже был укрепленной крепостью. Но в постройках влияния кочевников жители избежали – юрт и землянок археологи не обнаружили. Многовековая я и византийская история оказалась сильна в архитектуре.

Здесь соседствовали совершенно разные этносы – греки, армяне, аланы, хазары.Также терпимо соседствовали и разные вероисповедания жителей – иудаизм, христианство, тенгрианство. Город жил торговлей и виноделием.

В шестидесятых годах десятого века открывается новая страница этого древнейшего города. Киевский князь Святослав Игоревич разгромил каганат, а также союзников хазаров, захватил столицу Итиль и направил дружины на Таманский полуостров, попутно покорив касогов и ясов – предков нынешних адыгов и осетин.

Именно этот воинственный князь образовал русское княжество на берегах Русского моря – такое название носило в давние времена Черное море, и присоединил его к Руси. С десятого века Самкерц становится столицей княжества и приобретает новое название, с которым уже впоследствии и вошел в мировую историю – Тьмутаракань.

Точную дату образования Тьмутараканского княжества историкам установить не удалось.

Поединок с касожским князем

В 988 году на княжение в Тьмутаракани сел внук Святослава – Мстислав, заслуживший прозвище Храбрый. Он был не только мудрым правителем, расширившим и укрепившим свои владения, но и отважным воином.

Широко известен его знаменитый поединок с Редедей – касожским князем. Предыстория была такова – окрестные племена поставляли русским не только дань, но и воинов для походов. Но Редедя, пользовавшийся огромной популярностью среди касогов, в 1022 году отказался платить условленное. Мстислав, собрав рать, двинулся усмирять непокорных.

Редедя, которого современники описывают как великана, предложил князю выйти на личный поединок, дабы не губить войска, при условии, что победитель получает все, в том числе и жизнь побежденного. Схватка была очень тяжелой. Мстислав начал терять уже силы, но сумел извернуться и вонзить в соперника нож.

Впоследствии он объяснял свою победу тем, что во время борьбы непрестанно возносил молитвы Богородице.
Мятежные касоги подчинились князю, а тот в честь своей великой победы построил храм Богородице. Именно он стал центром местной епархии впоследствии.

Далее воинственный князь вступил в войну с собственным братом Ярославом, известным как Мудрый. Огромная дружина князя, состоявшая из русских, хазарских и касожских воинов, встретилась с воинами Ярослава около Чернигова в 1024 году, где и произошла сеча.

Но одолеть Михаила у него не получилось, ему пришлось уступить брату — Михаил сел на Черниговское княжение, управляя Тьмутараканью дистанционно. Ярослав же вернулся в Киев.

Значение Тьмутаракани для Руси

Значение Тьмутаракани, как города, для Руси огромно в этот период – он является центром связи между кавказскими племенами, Византией, русскими княжествами. Современники описывают его как город с гаванью, от которой корабли доплывали и до Керчи. Русские князья правили, строили церкви, плавали по морю, воевали.

Устройство города было следующим: княжеский терем, помещения для слуг и дружинников, церковь, хранилища для припасов, а также пресной воды на случай осады или нападения. Все это было обнесено стеной, около которой беспорядочно были расположены саманные дома горожан. Улицы были мощенные, а сам город обнесен мощной внешней стеной из кирпича. Тьмутаракань была не только торговым, но и культурным центром, оказывающим значительное влияние на культуру живущих в этом регионе племен – здесь была в том числе распространена и письменность.

История правления князьями иногда была драматичной и запутанной – так, князь Олег Святославович, правивший в одиннадцатом веке, по указу киевского князя Всеволода был пленен и отослан в ссылку на остров Родос. На тьмутораканское княжество был посажен ставленник Всеволода Ратибор. На этом посту он удержался всего три года и был свергнут правнуком Ярослава Мудрого Володарем. Его отец был отравлен византийцами.

Вместе с волынским князем Давидом они изгнали в 1082 году посадника. Но ссыльный князь Олег сумел договориться с византийцами, заручиться их поддержкой и вновь вернул контроль над тьмутараканским княжеством, но правил уже как византийский наместник. Последние упоминания о княжестве как об автономной территориальной единице в летописных источниках датируются 1094 годом.

Упоминания в летописных источниках

Уже в двенадцатом веке византийские летописные источники говорят об этой местности как об одной из провинций империи. Но 4 крестовый поход привел к падению Константинополя, а вместе с этим закончилось и власть Византийской империи на этих землях.

Следующими владельцами древнего города, который считался и генуэзской колонией в этот же период, стали адыгские князья. Известный династический брак был заключен между знатным генуэзским вельможей Винченцо де Гизольфи и адыгейской княжной Биха-ханум. Их сын, Захария де Гизольфи, стал правителем этого города. Но в 1475 году произошло нападение турок, и только дипломатическое искусство правителя позволило сохранить этот пост при новой власти. Турки к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, выстроили свою, и назвали ее Хункала. Сам же город при турецком правлении получил название, созвучное современному – Таман.
Под владение Руси город вернулся только через несколько сотен лет. В конце восемнадцатого века на полуостров пришли запорожские казаки, которые и основали станицу Тамань.

В летописях под названием «Тмутаракань» говорится еще о нескольких городах. Скорее всего, так на Руси обозначали новые поселения. Одно из них было на левом берегу Днепра, так обозначили город Корсунь. А село со схожим названием Торокань существует и поныне.