Болезни Военный билет Призыв

Учимся принимать решения без лишних сомнений. Техники принятия решений. Забываем о бесполезных принципах


«Lizenzausgabe des Rudolf Haufe Verlags,

Bundesrepublik Deutschland, Freiburg i. Br. 2005»

«Licensed edition by the Rudolf Haufe Verlag,

Federal Republic of Germany, Freiburg, 2005»

«Лицензионное издание Издательства

Рудольф Хауфе, ФРГ, Фрайбург, 2005»

Нёльке, Матиас.

Н49 Учимся принимать решения. Быстро, точно, пра-

вильно / Матиас Нёльке; [пер. с нем. Д.В. Ковале-

вой]. - М.: Омега-Л, 2006. - 127 с: ил., табл. -

(TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!). - Доп.

тит. л. нем. - ISBN 5-365-00084-6.

Агентство CIP РГБ

Принять решение - всегда ответственный шаг. Но как

риск допустить ошибку?

Из этой книги Вы узнаете, как особенности мышле-

ния влияют на решения; какие пять шагов ведут к пра-

вильному решению; в чем состоят наиболее эффектив-

ные техники принятия решений и наиболее распростра-

ненные ошибки.

Книга написана простым, ясным и доступным языком,

снабжена многочисленными примерами.

Для широкого круга читателей.

ISBN 5-365-00084-6 (рус.) © 2004, Rudolf Haufe Verlag ISBN 3-448-06345-2 (нем.) GmbH et Co. KG

© Омега-Л, 2006

TaschenGuide -

все, что Вы должны знать

Для всех, у кого мало времени и кто хочет знать суть

дела. Для начинающих и профессионалов, которые

желают быстро освежить свои знания.

Вы экономите время и можете эффективно применять

Все разделы структурированы в соответствии с наибо-

лее важными вопросами и проблемами, встречающимися

на практике.

Наглядный план содержания позволяет Вам быстро

и четко ориентироваться в книге.

Подробное руководство «шаг за шагом», системы само-

проверки и полезные советы послужат Вам необходи-

мым инструментом в работе.

Данные издания могут послужить оперативным и нагляд-

ным пособием для рабочих коллективов в различных

организациях и на предприятиях.

Нас очень интересует Ваше мнение! Присылайте свои отзы-

вы и предложения на электронный адрес: [email protected] Будем рады Вашим откликам.

Предисловие

Простой способ принять правильное

решение

Как решиться?

Какие цели имеют значение?

Время при поиске решений

Семь наиболее распространенных ошибок

Как особенности мышления влияют

на решения

Мышление и принятие решений

«Белые пятна» в нашем мышлении

Пять шагов к правильному решению

1. Постановка вопроса

2. Прояснение цели

3. Выбор возможностей

4. Принятие решения

5. Проверка результата

Техники принятия решений -

помощь в выборе решений

Анализ практической ценности

«Дерево решений»

Контрольные таблицы

«Система нокаута»

«Буриданов осел»

Сценарий «наихудшего случая»

Принятие решений в группе

Литература

Предисловие

С необходимостью принимать решения мы вынуждены

сталкиваться постоянно как в профессиональной, так

и в личной жизни. Это не всегда дается нам легко, по-

скольку во многих случаях мы не можем предвидеть

последствий нашего решения. К тому же от таких реше-

ний порой может зависеть очень многое: наш профес-

сиональный успех, благополучие наших близких или

наше личное благосостояние.

Принять решение - всегда ответственный шаг. Но как же

принять правильное решение? Как свести к минимуму

риск допустить ошибку?

В этом Вам поможет данная книга. Вы узнаете, как при-

нимать решения, когда в нашем мышлении возникают

«белые пятна» и как эти «белые пятна» могут влиять на

наши решения; когда есть смысл принимать спонтанные

решения и когда выбор решения требует сложного и

тщательного подхода. Вы овладеете различными тех-

никами принятия решений и получите большое количе-

ство практических советов, как улучшить Ваши навыки

в этом деле. Единственное, что Вам нужно решить пря-

мо сейчас: стоит ли приобрести данную книгу?

Д-р Матиас Нёльке

Как решиться?

«В прошлом я принял правильное решение

и благодаря этому принял правильное

решение в будущем».

Джордж В. Буш

Каждый день Вам приходится сталкиваться с необхо-

димостью принимать огромное количество решений. Вы

ГКОУ Шафрановская санаторная школа-интернат

Воспитательное занятие

6 класс

Тема «Учимся принимать решения»

Воспитатель: Аипова Р.Т.

с. Шафраново, 2016 г.

Цель:

формирование умения принимать правильное решение в зависимости от ситуации.

Задачи:

1) рассмотреть ситуации, требующие принятия того или иного самостоятельного решения, часто встречающиеся в школьной жизни;

2) помочь осознать степень ответственности за принятое решение, и его последствия;

3) рассмотреть приемы, помогающие принимать решения.

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

Форма проведения: дискуссия.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, фломастеры, лист ватмана А4 (либо специальная доска), таблички с надписями «ЧУВСТВА», «РАЗУМ»; 11 бумажных самолетов, видеоролик «Круговорот добра».

Ход занятия:

    Организационные моменты.

Ребята, Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня у нас очень интересная тема для обсуждения. С этим явлением мы часто сталкиваемся в жизни и от того, насколько хорошо мы умеем это делать, зависит, как хорошо будет складываться наша жизнь. Поэтому прошу быть всех внимательными, принимать активное участие, надеюсь на нашу с вами плодотворную работу.

    определение темы занятия:

«Цепь событий».

А о чем пойдет речь, вы должны определить сами. Что же за таинственное умение, которое необходимо каждому, и от которого зависит, будет ли наша жизнь хорошей или вообще прекрасной?

Итак, разберем простую житейскую ситуацию.

На слайде фото бездомного котенка, на доске лист ватмана для схематического разбора ситуации, в руках педагога фломастер.

Педагог: Посмотрите на этого котенка. Он вам нравится? Какие чувства он у вас вызывает? А он, между прочим, бездомный, ничей. Вам его жалко? У меня возникает вопрос: «Пройти мимо или Позаботиться о нем».

Ребята, предлагают возможные в данной ситуации варианты ответов : «забрать», «подойти», «пройти мимо».

Педагог, совместное с ребятами коллективное обсуждение ситуации, сопровождает одновременным построением схемы развития событий фломастером на ватмане.

Педагог: Каждый из предложенных вариантов ответа предполагает возникновение уже других вопросов. Какие могут быть ситуации дальше?

Ребята снова предлагают возможные ситуации развития события.

Если «забрать», то «прятать (если родители не одобрят твое решение)» или «просить помощи у взрослых (ведь самостоятельно ты пока не сможешь обеспечить за ним уход)»;

Если «подойти», то возможно «покормить» или «отнести в приют»

Педагог: Ребята, возможно, вы просто шли в магазин или к другу, или вообще, у вас были планы на вечер, а тут встреча с котенком. В голове у вас начинают возникать вопросы, вы быстро ищите на них возможные ответы, затем из них выбираете наиболее правильный на ваш взгляд ответ и начинаете по нему действовать. Как в жизни называется это явление, происходящее с каждым человеком, когда в жизненной ситуации он быстро выбирает возможный ответ и начинает действовать? (Принимать решение)

Правильно тема нашего занятия: «Учимся принимать решения».

Схема на ватмане, которая получилась у нас с вами при обсуждении вроде бы совсем простой ситуации, встречи с котенком показывает, насколько сложно принимать решения, потому что возможно много вариантов ответов, из которых нужно выбирать. И насколько это ответственно принимать решение, так как могут случиться разные последствия иногда и плачевные.

Какая будет цель нашего занятия, отталкиваясь от его темы? (Научиться принимать решения).

Сформулировать задачи нашего занятия, может помочь крылатое выражение: «Учиться надо на чужих ошибках».

    Рассмотреть разные ситуации принятия решений;

    Проанализировать эти ситуации;

    Сделать вывод, что значит принимать решение.

    2 часть: «Выбор в борьбе»

Педагог: Принимать решение – это сложно. Часто, в нас как будто борются две личности. И каждая из них считает себя правой. А наша задача – сделать правильный выбор, о котором вы потом не пожалеете.

Сейчас мы будем учиться принимать решения. Для этого разыграем сценки. Разделимся на группы по три человека. Представим, что мы на ринге, где борются «Чувства» и «Разум». Один из вас будет в роли бойца чувств, который склоняет главного героя действовать под импульсом нахлынувших переживаний, а другой – бойца разума, который пытается оправдать «виновника» ситуации и склонить главного героя поступать согласно чести. А третий будет главным героем, в голове которого идет бой. Он должен принять решение. По окончании предполагаемого боя главный герой должен поднять руку победителя и объяснить нам, почему он сделал такой выбор.

Ситуации:

    Мимо проходящая девочка наступила случайно тебе на ногу.

    Ты выбегаешь без куртки в холодную погоду. Воспитатель кричит тебе «Сорванец, вернись и надень куртку немедленно! Не хватало тебе заболеть! Кто тебя лечить будет?!»

3. Ты пыталась, но не смогла в очередной раз выучить урок. Учитель на это говорит: «Бестолковая ты голова! Что из тебя только вырастит!»

Обсуждение актуальности разыгранных ситуаций, принятых главным героем решений.

Педагог: Разыгранные вами ситуации помогли сейчас нам с вами посмотреть со стороны на ситуацию принятия человеком решения. Давайте попробуем сделать вывод, какие умения важны при принятии решений?

( Ответы: Умение поставить себя на место другого участника ситуации, умение держать себя в рамках общих правил поведения).

    3 часть: «Быстрый выбор».

Педагог: Жизнь не всегда дает нам время подумать, в момент принятия решений. Бывает, происходит так, что решение необходимо принимать быстро. Сейчас, предлагаю проверить насколько вы готовы быстро принимать решения.

Для этого всем желающим поучаствовать предлагаю взять из мешочка бумажный самолет, можете взять два. Каждому участнику я задам ситуацию, в которой он не задумываясь долго должен быстро озвучить свое решение, как он поступит. В зависимости от вашего ответа я буду просить вас смять самолет или его сохранить.

Ситуации:

    Взрослых нет дома. Услышав звонок в дверь, ты:

(спросишь: «Кто там?», посмотришь в глазок и откроешь только знакомому);

    В помещении возник пожар. Комната задымлена. Твои действия:

(нагнешься, прикроешь нос и рот влажным полотенцем и побыстрее выйдешь)

    В квартире запахло горелой резиной. Что будешь делать:

(Найдешь источник запаха и постараешься устранить причину, либо звонить 03)

    Ты далеко заплыл и у тебя свело ногу. Твои действия?

(не паниковать! позвать на помощь, либо постараться разогреть ногу руками и аккуратно доплыть до берега на спине)

    Ты играешь с другом на игровой площадке. Он падает с турника, кричит от боли и не может встать. Твои действия? (Не трогать и позвать взрослых, либо позвонить 03)

    *Ты идешь по улице и видишь, как на котенка напала собака. Твои действия? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья.)

    Гуляя в лесу, ты нашел очень аппетитные, но неизвестные тебе ягоды. Что решишь? (Не есть незнакомые плоды)

    *Ты идешь по своим делам и замечаешь, как твоего друга обижают ребята явно сильнее вас обоих. Сделаешь вид, что не видишь или подойдешь? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья)

    Выйдя из магазина, ты заметил, что случайно прихватил с прилавка товар за который не расплатился. Что делать? (Вернуть товар)

    Младший по возрасту и по статусу огрызается и нагло ведет себя с тобой. Как быть? (Нужно уважать всех)

    Весь класс решил сбежать с урока. А ты? Что делать будешь? ((Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Вопрос доверия и совести).

Педагог: Как вы думаете, почему некоторые самолетики я просила смять?

(Так как решение принято неверное). Коллективное обсуждение некоторых решений.

Педагог: Эти самолетики олицетворяют ДОВЕРИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЧЕСТЬ. Посмотрите, эти понятия также хрупки, как эти самолетики, которые легко смять. К этим понятиям нужно относиться бережно. Одно неверно принятое вами решение может привести к потере и доверия и здоровья и чести, не оставив вам ни одного шанса вернуть их.

    Рефлексия: «Выбор в пользу добра».

Педагог: Ребята, принимать решения - сложно? (Да. )

Кому было сложно сегодня, поднимите руки?

Ребята, принимать решения - ответственно? (Да)

Кто почувствовал, что за свое решение ему придется отвечать?

Ребята, принимать решения - страшно? (Да)

Так вот, ребята в заключении мне хочется отметить, что при принятии решений:

Когда мы переступаем черту сложности, мы получаем СИЛУ.

Когда берем ответственность, мы получаем ВЛАСТЬ ( в той или иной степени)

Преодолевая страх, что мы получаем СМЕЛОСТЬ.

Но все эти качества вы можете получить только в одном случае, если принято правильное решение. А как понять, что решение правильное?

Коллективное обсуждение.

Педагог: действительно, если решение принято в пользу добра и честности!

Дорогие ребята, всегда старайтесь идти «дорогою добра». Это сложно, это ответственно, это страшно. Но этот путь самый правильный. Приняв правильное решение, вы почувствуете, как расправились ваши плечи, поднялось ваше настроение, и все люди вокруг вам улыбаются. И это есть счастье!

Демонстрация видео. «Круговорот добра».

    Самоанализ

Целью воспитательного мероприятия ставила – показать детям на примерах жизненных ситуаций сложность принятия решения и ответственность за него.

В первой части занятия в целях раскрепощения ребят, создании ситуации доверия использовала коллективное обсуждение, так как дети чаще замкнуты и вступают в дискуссию по одному неохотно.

Во второй части запланировала рассмотреть более детально ситуации с которыми, по моему мнению, чаще всего дети сталкиваются в своей повседневной жизни. И по моим наблюдениям эти конфликтные ситуации вводят их в замешательство и в растерянность. Хотела научить детей иначе (или со стороны) смотреть на бытовые конфликты, чтобы они были к ним готовы.

В третьей части, предложив детям так называемый блиц опрос, рассчитывала продемонстрировать, сложность ситуаций, в которых нужен быстрый ответ, и важность правильного решения в таких случаях.

При планировании воспитательного занятия учитывала то, что дети имеют ограниченный словарный запас. Чаще всего они неуверенные в себе, бояться ответить неправильно и попасть впросак, в связи, с чем не сразу вступают в открытый диалог.

Опасения были оправданы частично. Дети активнее обычного участвовали в дискуссии и охотно шли на контакт. Наблюдала их заинтересованность в происходящем и заметила процесс их внутренних размышлений по ходу занятия.

В главе «Мышление и принятие решений» Вы узнаете о типичных промахах, которые мы совершаем потому, что наше мышление диктует нам неверный образ действий. С такими «систематическими ошибками» мы все должны как - то справляться, поскольку нам не дано «выпрыгнуть» из собственного мозга. И по - другому дела обстоят только в тех случаях, когда речь идет не о несовершенстве нашего мыслительного аппарата, а о собственных слабых сторонах нашей способности принимать решения.

Простой способ принять правильное решение

1. Вы откладываете решение

  • Тот, кто решает, ограничивает себя. Другие варианты, которые еще у Вас были, исключаются сразу после того, как решение принято. Осознание этого весьма неприятно. Вам бы хотелось, чтобы все пути оставались открытыми.
  • Кроме того, когда Вы принимаете какое - либо решение, возникает риск, что Вы ошибетесь и будете привлечены к ответственности.
  • Вследствие этого Вы продолжаете откладывать принятие решения, надеясь, что дело уладится само собой. Или же Вы находите какое - нибудь «временное» решение, которое будет действовать лишь вначале, а потом его можно будет в любой момент отменить.

Плохих решений не существует

Естественно, существуют случаи, в которых стоит отложить решение: когда необходимо дополнительное прояснение деталей и когда это не нанесет ущерба. Конечно же, при этом может возникнуть ситуация, в которой придется постоянно что - то прояснять. Нередко встречается следующий мнимо парадоксальный эффект: чем дольше Вы занимаетесь какой - либо проблемой, тем более возрастает необходимость такого прояснения. Можно сказать и по - другому: чем настойчивее Вы пытаетесь проявить свой талант в решении проблемы, тем менее удачными становятся Ваши решения.

Даже те варианты, которые Вы пытаетесь сохранить, оттягивая решение, зависят от времени, как правило, весьма ограниченного. Если же Вы не выбрали ни один из возможных вариантов, это тоже в некоторой степени Ваше решение, хотя часто оно оказывается наихудшим из всех. Так, если Вы никак не можете решить, стать дантистом или учителем, и продолжаете откладывать решение, то скорее всего через какое - то время Вам придется зарабатывать себе на жизнь неквалифицированным физическим трудом. По этой причине в данном случае любое решение будет лучше, чем никакое.

Если Вы никак не можете решить какой - то важный для Вас вопрос, то будет разумнее принять любое случайное решение, чем просто оставить все как есть.

Сила «высиживания»

Разумеется, с течением времени положение дел может измениться. Если «ветер переменится», тот, кто принял слишком поспешное решение, потерпит неудачу. По этой причине иногда бывает полезно отложить решение и, так сказать, «высидеть» проблему. Конечно же, эта стратегия сопряжена с определенным риском. Если Вы не примете решение, то проблема может еще более осложниться и ситуация обострится. Кроме того, есть вероятность, что кто - нибудь опередит Вас. Следовательно, «высиживать» проблему есть смысл только тогда, когда Вы занимаете высокий руководящий пост и никто не может принять решение прежде или вместо Вас.

2. Вы судите слишком поспешно

Впадать в другую крайность - принимать решение сразу, как только перед Вами возникает какая - либо проблема, тоже весьма вредно. Однако многим быстрое решение, без потери времени, может показаться достаточно позитивным. При известных условиях Вам припишут изобретательность и начнут считать Вас корифеем по части принятия решений.

Тем не менее у этого мнимого преимущества есть опасная оборотная сторона: Вашим решениям не хватает основательности. Вы не вникаете в проблему и не можете понять ее до конца. Из - за этого риск принять неправильное решение возрастает. Кроме того, все Ваши решения становятся абсолютно шаблонными. Скорость не позволяет Вам разработать оригинальное и креативное решение.

Многие ошибки возникают лишь потому, что, сталкиваясь с определенной ситуацией, мы сразу же принимаем решение. Но как только эта ситуация остается позади, начинаем понимать, что решение приняли неправильное. Этот «эффект победы» часто используют рекламные представители и продавцы с целью повлиять на наше решение.

Не старайтесь просто «взять верх» над ситуацией

Если Вы знаете, что склонны к поспешным решениям, постарайтесь «вернуться обратно». Еще раз проверьте решение, которое приняли спонтанно. Тот, кто продумывает и другие варианты решений, глубже вникает в проблему и нередко находит новые аспекты, которые позволяют принять оптимальное решение.

Иногда под влиянием мнимой необходимости мы принимаем слишком поспешные решения и из - за этого становимся уязвимыми для манипулирования. В таких случаях следует останавливаться.

Семь наиболее распространенных ошибок

3. Вы полностью полагаетесь на свои чувства

Интуиция играет немаловажную роль при принятии решений. Иногда нам бывает чрезвычайно сложно пренебречь собственными чувствами, тем более что в большинстве случаев поступать так было бы в высшей степени неразумно, поскольку наши чувства обманывают нас гораздо реже, чем рассудок. Тот, кто хочет принимать правильные и разумные решения, всегда должен проверять их «на чувства».

Однако интуиция - это еще не все. Она должна дополняться критическими рассуждениями и абстрактным мышлением. Решения, которые были приняты на основе одной только интуиции, имеют существенный недостаток: их нельзя заново обдумать. Они просто такие, какие есть. Мы не можем их улучшить и проанализировать допущенные ошибки.

В сложных ситуациях мы быстро подходим к такому моменту, когда начинаем полностью полагаться на свою интуицию. В конце концов решения, вынесенные нами на основании предчувствий, ведут к чрезмерному консерватизму, который не всегда уместен. При этом мы отодвигаем надежность на задний план и боимся инновационных решений. Это может оказаться серьезным недостатком.

4. Вы не отделяете главное от второстепенного

Важным условием выбора правильного решения в сложной ситуации, безусловно, является следующее: необходимо четко структурировать свои размышления. Вы должны сосредоточить все внимание на важных моментах, а несущественные можете оставить на время в стороне. Если Вы не разовьете в себе эту способность, процесс поиска решения может прийти в полный беспорядок. Вследствие этого Вы потеряете ориентацию и начнете руководствоваться критериями, которые могут оказаться совершенно несущественными.

В результате Ваше решение будет случайным и произвольным, причем резко возрастет риск принять ошибочное решение. Однако это еще не самое худшее, поскольку на ошибках Вы можете учиться, развивая свои способности принимать решения. Но это окажется невозможным, поскольку «обзор» решения нарушен. И наконец, Вы не сможете узнать, в чем состояла Ваша ошибка. Кроме того, даже если решение окажется правильным, Вы также не сможете понять, почему так получилось.

Таким образом, в сложных случаях очень важно «разложить все по полочкам», выделить некоторые аспекты и построить иерархию. Как это сделать, Вы узнаете из гла -. вы «Пять Шагов к правильному решению» (см. стр. 65).

5. Вы тратите слишком много энергии

Есть правило: чем больше сил мы тратим на то, чтобы принять решение, тем оно лучше. Если мы соберем огромное количество информации, тщательно проанализируем ее и еще раз критически изучим процесс поиска решения, то снизим риск возникновения ошибок.

С другой стороны, это может потребовать чрезмерных затрат. Приблизившись к определенному уровню, наше решение уже не может стать лучше, даже если мы собе - рем еще больше информации и еще раз тщательно все продумаем.

Трудность заключается в том, что мы сможем это заметить лишь впоследствии. Однако при некоторых обстоятельствах руководствоваться правилом «лучше потратить больше, чем меньше» совсем не так плохо.

Преувеличенное значение ведет к большим расходам

В большинстве случаев проблема кроется в чем - то другом. Можете ли Вы вообще позволить себе такие «завышенные» расходы? Любое решение обладает собственной экономикой: расходы на него должны разумно согласовываться с его значением.

Каждое решение конкурирует с другими решениями, которые Вы также должны принять. Нередко случается (особенно на предприятиях), что какой - нибудь несущественный вопрос, который даже не стоит на повестке дня, прорабатывается очень подробно, а на другие, действительно важные и актуальные проблемы ресурсов уже не хватает.

Пример

Фирма «Типроник» приобретает новую офисную мебель. Для того чтобы сделать правильный выбор, была организована целая группа, которая вносила предложения и обсуждала их. Кроме того, был также приглашен внештатный консультант, который анализировал предложения и должен был в результате принять решение. Этот сотрудник имел право сделать выбор только после тщательной проверки работы созданной группы. Наконец, через восемь недель решение было найдено.

Простой способ принять правильное решени«

Мебель отвечала всем требованиям: она была удобной, эргономичной, элегантной и сравнительно недорогой. Через короткое время на фирме начались трудности, поскольку на протяжении этих восьми недель сотрудники уделяли слишком мало времени своим клиентам.

Процесс поиска решения имеет собственную динамику

Теоретически эта проблема совершенно ясна для нас. Само собой разумеется, что мы не должны оставлять в стороне вопросы первостепенной важности. Мы должны четко определять приоритеты и быть более организованными.

На практике же все гораздо сложнее. Процесс поиска решения имеет собственную динамику и совершенно запутывает Вас. Конечно же, Вам следовало бы уже давно решить этот вопрос, но существует много других дел, и все они требуют времени.

Всем известен такой пример. Обычно когда группа долж - на принять какое - то решение, она постоянно отвлекается на несущественные моменты. Когда ситуация становится слишком неприятной для нас, мы пытаемся уйти от нее, предоставляя право решать проблему другим. Однако это тоже не самое лучшее решение.

Когда мы должны найти решение самостоятельно, то «отгораживаемся» от многих других проблем. Возможно, что как автолюбитель Вы тратите слишком много времени и энергии на решение вопроса о том, где бы Вам заправиться подешевле. Вы подсчитываете, сколько сможете сэкономить. Возможно, Вы зальете сразу 30 л и немного сэкономите по сравнению с тем, сколько бы Вы потратили на дорогой, но близкой к Вашему дому заправочной станции. Стоит ли этот вопрос таких усилий и затрат времени?

6. Вы решаете только самые легкие задачи

Этот вид поведения весьма распространен: мы занимаемся только теми проблемами, решения которых кажется нам относительно простым. В этом есть определенное преимущество, поскольку мы не беремся за неразрешимые вопросы, однако, с другой стороны, это приводит лишь к тому, что мы не принимаем важных решений, поскольку они для нас - слишком «крепкий орешек».

Или же мы уделяем решению проблем слишком мало времени. Нам неприятно решать сложные вопросы, поэтому мы с большим удовольствием занимаемся более простыми проблемами, которые знаем, как разрешить. Из - за этого, естественно, запутанные вопросы остаются нерешенными. И когда нам уже просто необходимо начать их решать, мы не находим для этого достаточно времени, вследствие чего решения принимаем чаще ошибочные, чем правильные. Кроме того, от нас чаще всего требуется решение именно таких «крепких орешков», от которых зависит очень многое.

6. Такая тактика не помогает, Вы должны заблаговременно уделять внимание сложным вопросам и не ждать, что кто - то Вас освободит от их решения. В противном случае Вы рискуете, что решение будет идти вразрез с Вашими интересами.

Простой способ принять правильное решение

Слабые стороны решений и потеря влияния

Сотрудник, который избегает принимать важные решения, рискует, что решение за него примет кто - то другой и, таким образом, перехватит у него инициативу. «Держать» перед собой проблему должен также и тот, кто предпочитает стратегию «высиживания», чтобы иметь возможность найти решение, когда придет время.

7. Вы всегда просто следуете совету компетентных людей

Принимая важные решения, мы часто вынуждены прислушиваться к мнению экспертов. Мы не слишком понимаем, в чем дело, и пытаемся подкрепить свое решение советами опытных людей.

Очень часто это неизбежно и вполне обоснованно. Было бы большой ошибкой полагать, что Вы сможете справиться с каждой ситуацией самостоятельно. И, наконец, недоверие - чрезвычайно дорогостоящая вещь.

Отсюда следует, что в некоторых случаях вполне разумно передать право решения кому - нибудь, кто понимает в деле больше, чем Вы, т. е. эксперту.

Это может быть очень полезно, если выполняются следующие три условия.

  • Эксперты не должны преследовать собственные интересы, идущие вразрез с Вашими целями.
  • Эксперты должны взять на себя ответственность за решение.
  • Должен быть хотя бы минимальный независимый контроль за результатами.

На практике эти условия не всегда выполняются полностью. Эксперты, как правило, всегда преследуют собственные интересы (хотя бы потому, что они эксперты). Очень часто они не готовы принять на себя полную ответственность за свои советы или же это вообще не представляется возможным. Если Вы не разбираетесь в вопросе, то эксперт сам решает, успешно он работает или нет.

Пример

Г - н Дишер хотел бы выгодно вложить во что - нибудь деньги. Один биржевой эксперт посоветовал ему купить акции, которые несколько недель спустя после приобретения обесценились. Г - н Дишер заподозрил, что эксперт преследовал собственный интерес, когда советовал купить эти акции. Естественно, ответственность за ошибочный совет эксперт на себя не взял, ведь последовать ему было собственным решением г - на Дишера. Более того, он отклонил жалобу г - на Дишера на то, что дал ему плохой совет. В «то время» бумаги имели «прочный биржевой курс». Сейчас их стоимость сильно «занижена». Но обстоятельства могут измениться, поэтому г - н Дишер должен обязательно «сохранить» их, а может быть, даже «докупить» еще.

Экспертная дилемма

Тут мы оказываемся перед дилеммой: для того чтобы найти удачное решение, необходимо последовать совету эксперта. С другой стороны, мы не должны ожидать, что эксперт полностью освободит нас от ответственности за решение. При этом нам постоянно будет нужен контролирующий механизм.

В результате мы взваливаем на себя еще одну обязанность. Специалисты же должны, наоборот, «разгрузить» нас. Если мы хотим постоянно их контролировать, нам необходимо самим стать экспертами. Это само по себе абсурдно, поскольку тогда нам не нужны были бы никакие специалисты.

Остается еще одна проблема: опасность попасть в зависимость к экспертам. Старайтесь сохранять руководящие позиции даже тогда, когда это трудно сделать, поскольку именно Вы должны принять окончательное решение и взять на себя ответственность за последствия.

Как особенности мышления влияют на решения

Неправильные решения возникают чаще всего из - за ошибок, допущенных в рассуждениях. Часто случается так, что человек ошибается, сам того не замечая; особенно это касается комплексных решений.

Мышление и принятие решений

По всей видимости, речь идет об органе мышления весом в 1,4 кг, находящемся в черепной коробке, о материи с чрезвычайно сложной структурой. Этот орган содержит приблизительно биллион нервных клеток, каждая из которых обладает более чем 10 тыс. связей с остальными клетками.

Если бы наш мозг отвечал только за логические мыслительные операции, он был бы несовершенным механизмом. Многое из того, что в нем происходит, в высшей степени иррационально. Это правильно, поскольку мы используем свой мозг не столько для того, чтобы логически и непротиворечиво мыслить, сколько для того, чтобы выжить в окружающем нас мире.

Существует ли иррациональное мышление ?

Чтобы не возникло недопонимания, наш мозг, разумеется, может формировать и в высшей степени рациональные мысли, и происходит это именно тогда, когда необходимо. Если бы при каждом решении мы вынуждены были проводить рациональный анализ, это отнимало бы слишком много времени. Оставим это для некоторых отдельных случаев и будем пользоваться несколько сокращенным вариантом.

Наши предчувствия играют весьма важную роль. То, что приверженцам рационального способа решений покажется абсолютной чепухой, на практике может быть весьма полезным. Даже если мы не действуем согласно учебнику по теории принятия решений, все равно очень часто наши решения оказываются весьма удачными.

И впоследствии мы можем дать им прекрасное разумное обоснование. Наше чувство «говорит» нам, что нужно сделать и чего необходимо избегать, оно подталкивает нас к определенным действиям и препятствует тому, что может нам навредить. Если мы будем игнорировать наше чутье, это приведет к ошибочным решениям и даже может довести нас до болезни.

Пример

О том, как важен подобный эмоциональный «мотор» для нас и наших решений, говорил еще невропатолог Антонио Да - масио. Некоторые из его пациентов были в состоянии мыслить абсолютно рационально. Их интеллект можно было считать даже незаурядным. Единственное, чего им не хватало, это способности соотносить мысли с чувствами. Результат был катастрофическим: даже если им становились ясны ужасающие последствия принятых ими решений, они не могли ничего изменить.

Насколько мы можем доверять своим ощущениям ?

В идеале разум и чувства должны быть полностью согласованы друг с другом. Их взаимодействие можно определить как «эмоциональный интеллект». Однако в большинстве случаев полной гармонии не возникает. Наши чувства могут быть весьма «неразумными» и препятствовать осуществлению наших целей.

  • Наши внутренние ощущения могут стать чрезмерно сильными, вытеснить мысли и полностью «парализовать» нас.
  • Чувства могут стать неконтролируемыми. Припадки бешенства или, наоборот, чрезмерные выражения симпатии не приблизят нас к осуществлению наших целей, а только покажут, что мы совершенно неуправляемы.
  • Иногда чувства могут нас подводить. Опасная ситуация кажется нам совершенно безобидной, а люди, к которым нам посоветовали обратиться, совершенно нам не симпатичны, и мы отказываемся от их помощи.

У предчувствий есть одно полезное свойство - мы не можем «включать» и «выключать» их, когда захотим. При этом, с одной стороны, нельзя не придавать им значения. Мы просто должны «договориться» с ними, поскольку они часть нас самих. С другой стороны, нельзя допустить, чтобы предчувствия «взяли над нами верх». Человек, обладающий «эмоциональным интеллектом», являет собой прямую противоположность тому, кто дает полную свободу своим чувствам.


0 7 029 1

Порой людям трудно самостоятельно принимать решения. И это нормально, если речь идет о серьезных покупках, планах, больших делах. Но странно, когда человек делает все под диктовку кого-то другого, элементарно не может сам понять, что одеть, есть, как краситься. Такая личность полностью теряет себя, но иногда не в силах изменить ничего. Что же делать? Как научится самостоятельно принимать решения? Возможно ли это? Рассмотрим этот вопрос.

Не бойтесь ошибаться

Страх сделать что-то не так часто толкает людей на то, чтобы советоваться с другими. Это подсознательно как будто бы снимает ответственность с человека. Ведь он не сам же сделал, ему подсказали.

Как только вы сможете не боятся делать ошибки, нелепости, даже глупости – сможете принимать решения самостоятельно.

И тогда уже методом проб, набивания шишек научитесь правильно принимать все, и вести свою жизнь без чьей либо помощи.

Если самостоятельно трудно избавиться от такого страха – пойдите к . Возможно, секрет такого состояния кроется в детстве. Мама ругала за ошибки при исполнении поручений, или бабушка отчитывала за то, что купили молоко не той жирности, предварительно не посоветовавшись с ней. Разобравшись в себе – искоренить страх будет просто.

Главное помните, вы – живой человек, и имеете право на ошибку. Это нормально. Ненормально никогда не ошибаться.

Станьте самостоятельным

Если ребенок делает все только по совету мамы – норма, а если тридцатилетняя женщина ведет себя также – это похоже на патологию. Не нужно быть маленьким до 40 лет. Станьте самостоятельным. Тогда никто и никогда не посмеет вам советовать и указывать, что делать.

А для того, чтобы самостоятельность наступила – найдите хорошую работу, не берите денег у родных, не зависьте материально ни от кого, .

На самом деле, это просто. В один прекрасный момент скажите маме, папе, мужу, свекрови: «Спасибо за то, что вы помогаете мне принимать решения. Но я самостоятельная женщина (мужчина), и могу делать это без вашей помощи. Я благодарна (благодарен), что вы были со мной все это время. Но далее буду делать все самостоятельно» .

Поверьте, едва вы распробуете самостоятельность на вкус, поймете, что это здорово!

Не обращайте внимание на чужое мнение

Порой мешают принимать самостоятельные решение абсолютно посторонние люди: они говорят что-то, комментируют, а это мешает сосредоточиться, и точно понимать, что только ваше решение едино правильное.

Научитесь не слушать чужих, не обращать внимание на пересуды, молву и зависть.

Абстрагируйтесь от всего этого. Только человек реально компетентный и авторитетный для вас может как-то повлиять на любое решение. Да и его мнение должно быть проверено, и только вам все решать.

Станьте уверенным

Неуверенность в себе, силах, жизненном опыте толкает многих на советы с другими, поиск решений вместе с близкими. Если человек уверенный в себе – он все, даже самые сложные решения, принимает самостоятельно.

Чтобы быть увереннее – больше читайте и учитесь, имейте новые знания, идите в ногу со временем, ухаживайте за собой, старайтесь зарабатывать больше.

Как ни странно, помогают быть увереннее ошибки, которое вы совершили ранее.

Стать уверенным помогут психологические тренинги, общение с интересными и умными людьми, ощущение того, что вас любят.

Уверенность в себе растет от того, что вы будете чувствовать себя нужным и реализованным. Постарайтесь внести в свою жизнь больше радости, позитива, делайте добро, хорошие поступки и вам обязательно удастся стать таким, чтобы собой можно было гордится. А уж такому человеку принимать самостоятельные решение – легко и интересно.

Повзрослейте

Невозможность принять самостоятельное решение – признак детства и незрелости.

До тех пор, пока родители будут вас опекать, жена видеть в вас неразумного мальчика, а бабушка укладывать на работу сверток с пирожками – вам будет трудно принимать решения.

Ощущения того, что вы еще ребенок не покинет вас до тех пор, пока окружающие будут видеть в вас неразумное дитя. Вам нужно научиться вести себя по-взрослому. Заботиться о себе, тогда все вокруг поймут, что перед ними взрослый самостоятельный человек. И принимать решение без чьей либо помощи станет легче.

Начните с малого: если раньше вы приходя домой ждали, что жена подаст вам ужин – приготовьте его самостоятельно. Забыли, когда в последний раз сами находили свои носки без мамы – купите новые. Из таких мелочей и складывается мнение о вашей взрослости и самостоятельности.

Станьте экстремалом

Боязнь всего нового, опасного, экстремального толкает нас сидеть в четырех стенах, не находит увлечений и радости.

Но сделав единожды что-то экстраординарное, вы почувствуете в себе силу и запал.

И с каждым разом принимать решения будет все легче. Ведь единожды решив пригнуть с парашюта, будет уже глупо звонить подруге и спрашивать какое платье надеть на вечеринку. Вы уже самостоятельно приняли одно или несколько серьезных и даже жизненно необходимых решений, все остальное для вас – пустяки.

Заведите домашнее животное

Если всю жизнь за вас все решали – пора с этим покончить. Если пока вы не можете что-то указывать другим (и не надо этого делать в принципе), но вам хочется потренироваться принимать самостоятельные решения – кошечка, собачка, рыбка, хомячок, мышка, попугайчики и другие милые зверьки придут вам на помощь. Ведь они не могут самостоятельно приминать решения, вы за них в ответе, и именно вы можете решить, что им есть, когда гулять, как жить.


Скачать: uchimsaprinimatresheniya2006.pdf

A S С Н Е N
GUIDE
Матиас Нёльке
Учимся
принимать
решения
ОМЕГА-Л
Учимся принимать решения
4
УДК 159.95 ББК 88.3 Н49
«Lizenzausgabe des Rudolf Haufe Verlags, Bundesrepublik Deutschland, Freiburg i. Br. 2005»
«Licensed edition by the Rudolf Haufe Verlag,
Federal Republic of Germany, Freiburg, 2005»
«Лицензионное издание Издательства Рудольф Хауфе, ФРГ, Фрайбург, 2005»
Нёльке, Матиас.
Н49 Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно / Матиас Нёльке; [пер. с нем. Д.В. Ковалевой]. - М.: Омега-Л, 2006. - 127 с: ил., табл. - (TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!). - Доп. тит. л. нем. - ISBN 5-365-00084-6.
Агентство CIP РГБ
Принять решение - всегда ответственный шаг. Но как принять правильное решение? Как свести к минимуму риск допустить ошибку?
Из этой книги Вы узнаете, как особенности мышления влияют на решения; какие пять шагов ведут к правильному решению; в чем состоят наиболее эффективные техники принятия решений и наиболее распространенные ошибки.
Книга написана простым, ясным и доступным языком, снабжена многочисленными примерами.
Для широкого круга читателей.
УДК 159.95.
ББК 88.3
ISBN 5-365-00084-6 (рус.) © 2004, Rudolf Haufe Verlag
ISBN 3-448-06345-2 (нем.) GmbH et Co. KG
© Омега-Л, 2006
www.natahaus.ru
TaschenGuide - все, что Вы должны знать
Для всех, у кого мало времени и кто хочет знать суть дела. Для начинающих и профессионалов, которые желают быстро освежить свои знания.
Вы экономите время и можете эффективно применять полученные знания на практике.
Авторы излагают каждую тему просто, в доступной форме.
Все разделы структурированы в соответствии с наиболее важными вопросами и проблемами, встречающимися на практике.
Наглядный план содержания позволяет Вам быстро и четко ориентироваться в книге.
Подробное руководство «шаг за шагом», системы самопроверки и полезные советы послужат Вам необходимым инструментом в работе.
Данные издания могут послужить оперативным и наглядным пособием для рабочих коллективов в различных организациях и на предприятиях.
Нас очень интересует Ваше мнение! Присылайте свои отзывы и предложения на электронный адрес: [email protected] Будем рады Вашим откликам.
Содержание
к Предисловие ¦
¦ Как решиться?
¦ Какие цели имеют значение?
¦ Время при поиске решений
¦ Семь наиболее распространенных ошибок
Как особенности мышления влияют на решения
¦ Мышление и принятие решений
¦ «Белые пятна» в нашем мышлении
¦ Пять шагов к правильному решению
1. Постановка вопроса
¦ 2. Прояснение цели
7
3. Выбор возможностей 4. Принятие решения 5. Проверка результата
Техники принятия решений -помощь в выборе решений
Анализ практической ценности «Дерево решений» Контрольные таблицы «Система нокаута» «Буриданов осел» Сценарий «наихудшего случая» Техники воображения Автор, «мысленных шляп», по де-Боно Принятие решений в группе
Литература
Предисловие
С необходимостью принимать решения мы вынуждены сталкиваться постоянно как в профессиональной, так и в личной жизни. Это не всегда дается нам легко, поскольку во многих случаях мы не можем предвидеть последствий нашего решения. К тому же от таких решений порой может зависеть очень многое: наш профессиональный успех, благополучие наших близких или наше личное благосостояние.
Принять решение - всегда ответственный шаг. Но как же принять правильное решение? Как свести к минимуму риск допустить ошибку?
В этом Вам поможет данная книга. Вы узнаете, как принимать решения, когда в нашем мышлении возникают «белые пятна» и как эти «белые пятна» могут влиять на наши решения; когда есть смысл принимать спонтанные решения и когда выбор решения требует сложного и тщательного подхода. Вы овладеете различными техниками принятия решений и получите большое количество практических советов, как улучшить Ваши навыки в этом деле. Единственное, что Вам нужно решить прямо сейчас: стоит ли приобрести данную книгу?
Д-р Матиас Нёльке
Простой способ принять правильное решение
Часто ли Вы принимаете поспешные решения? Происходит ли это под каким-либо давлением или же просто потому, что Вы откладываете их в долгий ящик? Как часто у Вас возникает чувство, что принятое Вами решение не было самостоятельным? Из этой главы Вы узнаете, как обнаружить скрытые цели, манипуляции и другие опасности, подстерегающие Вас на пути к выбору решения.
Простой способ принять правильное решение
Как решиться?
«В прошлом я принял правильное решение и благодаря этому принял правильное решение в будущем». Джордж В. Буш
Каждый день Вам приходится сталкиваться с необходимостью принимать огромное количество решений. Вы не раз сами это замечали. В самое короткое время Вы понимали, что нужно делать, и претворяли свое решение в жизнь.
Допустим, Вы стоите в книжном магазине, раскрыли вот эту книгу и должны принять одно-единственное решение: стоит ли Вам купить ее или поставить обратно на полку? Как Вы поступите в данном случае? Как придете к решению? И будет ли это решение правильным?
Пример
Вы взяли эту книгу в руки и начали читать. В течение следующих двух минут Вам нужно будет решить, стоит ли ее купить. Вы подсознательно задаете себе лимит времени. И уже очень скоро Вы сможете сказать, интересует ли Вас данная тема, хорошо ли пишет автор, нравится ли Вам данная книга или нет.
1 >