Болезни Военный билет Призыв

Шпаргалка: Основы национальной безопасности. Концепция национальной безопасности и проблемы ее реализации. Стратегия национальной безопасности российской федерации

М.С.Алёшенков, доктор философских наук, профессор, доктор философских наук, профессор, ректор академии Московской академии комплексной безопасности

1. Рассмотреть современные научные и практические основы национальной безопасности России.

2. Сформулировать цели и задачи системы национальной безопасности.

3. Уяснить основные направления обеспечения национальной безопасности.

4. Рассмотреть состав и структуру органов национальной безопасности.

5. Изложить научные основы концепции национальной безопасности.

Проблема национальной безопасности России приобрела особую остроту и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам. Россия подошла к опасной черте, за которой разрушение государства может стать неизбежным. Исходя из этого, сегодня можно утверждать, что по какому бы пути ни пошла Россия, ее главной стратегической целью будет воссоздание обновленной великой державы, мощного Российского государства, основанного на социальной демократии и экономике, сориентированной на обеспечение благосостояния абсолютного большинства населения.

Национальная безопасность

Сегодня уже ни у кого не вызывает вопросов понятие «национальная безопасность». Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.

Национальная безопасность Российской Федерации - это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Более развернутое изложение понятия национальной безопасности дается в проекте закона РФ «О национальной безопасности».

Основные принципы обеспечения национальной безопасности России следующие.

1. Приоритет национальных интересов.

2. Законность.

3. Ответственность органов и сил национальной безопасности за ее обеспечение в лице их руководящих должностных лиц перед законом.

4. Информированность общества при строгом соблюдении государственной, служебной и коммерческой тайны.

5. Единство государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

6. Эффективность и оптимальность мер по обеспечению национальной безопасности.

Основные элементы концепции национальной безопасности России

Концепция национальной безопасности России - это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.

Национальными интересами России на этапе перехода к рыночным отношениям являются:

1. Предотвращение угроз по всему их спектру.

2. Территориальная целостность страны.

3. Сохранение гражданского мира, свободы и прав.

4. Интересы России в политической и геополитической сфере.

5. Экономические интересы.

К основным объектам национальной безопасности относятся:

Личность, ее права и свободы;

Государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Источники угроз национальной безопасности

Существуют три основных источника угроз национальной безопасности России:

1) геополитические противники;

2) компрадорски ориентированная часть российской элиты;

3) организованная преступность.

Наибольшую опасность представляет вмешательство внешних сил во внутренние дела России, с тем, чтобы навязать путь развития в выгодном для определенных сил за рубежом направлении:

Недопущение функционирования обрабатывающей промышленности и агрокомплекса в режиме расширенного воспроизводства;

Ориентация России на экспорт сырья и импорт оборудования, товаров народного потребления, продовольствия;

Удушение индустрии, науки, сельского хозяйства;

Утечка капиталов;

Недопущение России на мировые рынки;

Перекачка ресурсов и др.

Направления национальной безопасности

Система национальной безопасности России

Защита национальных интересов государства осуществляется системой национальной безопасности, которая создается и функционирует на основе концепции национальной безопасности.

Система национальной безопасности - это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных актов, ориентированных на обеспечение безопасности и защиту жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.

Под жизненно важными интересами Российской Федерации понимаются:

Ее территориальная целостность;

Воспроизводство народонаселения;

Уровень государственно-экономического самосознания народа;

Экономическое и социальное благополучия;

Психическое и физическое здоровье;

Права, свободы и обязанности граждан.

Задачами системы национально-государственной безопасности являются:

Разработка и осуществление оперативных планов и других мер по защите национальных интересов;

Формирование, обеспечение и развитие органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности;

Восстановление объектов национальной безопасности, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Структура системы национально-государственной безопасности

Структуру названной выше системы составляют:

Органы и силы безопасности;

Государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности;

Отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.

Органы и силы национально-государственной безопасности

К органам национальной безопасности относятся:

Органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки;

Органы внутренней безопасности: МВД - ведомство гражданской безопасности; ФСБ - ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента);

Органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС;

Органы экологической и тех-носферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора - Гостехнадзор, Госпожнадзор;

Органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии;

Органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомис-сия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

К силам национальной безопасности РФ относятся:

Внешние силы национальной безопасности РФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ;

Внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся общественные силы безопасности (ДНД, ДПД, народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.

Меры и средства обеспечения национальной безопасности

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:

Государственной защите национальных интересов;

Национальной дипломатической политике;

Поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;

Быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;

Готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

Функционирование системы национальной безопасности России

Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:

Мирного времени;

Повышенной готовности;

Чрезвычайного положения;

Военного времени.

Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.

Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.

Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.

В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.

Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ «О военном положении». При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.

Контрольные вопросы:

1. Что такое национальная безопасность?

2. Назовите принципы обеспечения национальной безопасности?

3. Дайте определение угроз национальной безопасности.

4. Объекты и источники национальной безопасности.

5. Назовите направления национальной безопасности.

6. Что такое система национальной безопасности?

7. Что входит в состав системы национальной безопасности?

8. Назовите задачи Совета Безопасности РФ.

Проект

СТРАТЕГИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. РОССИЯ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 3

II. РОССИЯ В XXI ВЕКЕ – РЕФОРМЫ, СТАБИЛЬНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ. 7

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ.. 13

I. РОССИЯ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации – документ, содержащий анализ современного состояния национальной безопасности Российской Федерации и концентрированное изложение основных направлений работы по ее укреплению.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается устойчивость государственной системы к внутренним и внешним угрозам, при которой обеспечивается свобода и достойное качество жизни каждого гражданина России, беспрепятственное развитие российского общества, суверенитет, территориальная целостность и защита конституционного строя государства.

Положения Стратегии являются основой для формирования системы концептуальных документов по основным сферам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Период реализации предлагаемых мер рассчитан на предстоящиелет.

Начало XXI века совпало с новым этапом развития системы международных отношений . Он отличается сложным переплетением традиционных и не характерных ранее вызовов и угроз.

Центральной тенденцией мирового развития является процесс глобализации всех сфер жизнедеятельности с сильным элементом неопределенности и непредсказуемости. Отчетливо проявляется острое противоречие между глобализацией и крайне неравномерным преломлением этой тенденции на региональном уровне.

В мире нарастает политическое, экономическое и социальное неравенство. Углубляется пропасть между развитыми, относительно благополучными государствами и остальным человечеством. Попытки преодолеть ее традиционными методами экономической помощи и содействия устойчивому развитию по принятым стандартам ООН не дают ожидаемых результатов.

Резко возросла взаимозависимость государств. Их безопасность и благосостояние, противодействие глобальным вызовам и угрозам могут быть обеспечены только солидарными действиями всего международного сообщества на основе международного права .

Усиливаются взаимосвязи между внутренними и внешними факторами обеспечения безопасности государств. Получили широкое распространение методы экономического, идеологического, религиозного воздействия с использованием новейших политических и информационных технологий . Вместе с тем военная сила остается одним из важнейших инструментов политики большинства государств, прежде всего в нестабильных регионах.

Принимаемые мировым сообществом меры не соответствуют масштабу угроз, их глобальному характеру и темпам разрастания. Остро ощущается дефицит правовых инструментов и международных механизмов, необходимых для преодоления опасных ситуаций.

В мире нарастают демографические проблемы, все более масштабно проявляются нищета, голод, недостаток питьевой воды . Остро встает вопрос о появлении новых и возврате, казалось бы, побежденных болезней, причем не только в развивающихся странах. Беспокойство вызывает глобальное состояние окружающей среды.

Влияние этих факторов на мировую и региональную стабильность становится критически опасным. Они создают мощную питательную среду для развития националистических настроений, сепаратизма и религиозного радикализма, терроризма.

На фоне возрастающего экономического и военного превосходства ограниченного круга государств во главе с США, а также внутренних трудностей и провала заимствованных у Запада моделей развития, усиливается системное недовольство в развивающихся, прежде всего, мусульманских странах. Налицо разрастание тенденции к использованию экстремизма и терроризма в качестве инструментов государственной политики.

Увеличивается разрыв между выстраиванием коллективных подходов к решению международных проблем и линией на одностороннее или блоковое реагирование в обход действующих норм международного права и интересов остальных членов мирового сообщества.

Открытое намерение США закрепить собственное глобальное доминирование в качестве единственной сверхдержавы входит в противоречие с формированием новых центров силы. Среди них наиболее весомыми становятся европейский, концентрирующийся вокруг расширяющегося Евросоюза, и Азиатско-Тихоокеанский, где очевиден рост влияния Китая и Индии. В ближайшие 15 лет можно ожидать становления новых лидеров регионального и трансрегионального уровня.

Складывающиеся геополитические реалии приводят к трансформации НАТО. Связанные с этим изменения с точки зрения интересов национальной безопасности России неоднозначны.

С одной стороны, усиливающееся внимание альянса к противодействию новым вызовам и угрозам открывает дополнительные возможности для сотрудничества России с НАТО, в частности, по таким направлениям, как борьба с терроризмом и наркотрафиком.

С другой стороны, альянс остается крупным военно-политическим союзом, многие базовые установки которого не соответствуют национальным интересам России. В первую очередь это касается географического расширения НАТО на Восток и распространения ее влияния на страны СНГ.

Растет значение кризисного, в том числе гуманитарного реагирования. Все чаще наблюдаются действия извне по ослаблению государственного суверенитета стран, власти которых не способны эффективно контролировать свои территории и внутренние процессы.

В условиях высокого уровня международной конфликтности и неэффективности традиционных средств ее разрешения сохраняется значение ядерного оружия. Оно остается главным средством поддержания глобальной стратегической стабильности.

Россия является и в обозримом будущем останется одной из двух самых мощных ядерных держав. Приоритетное долгосрочное направление государственной политики состоит в поддержании на минимально достаточном уровне российского потенциала стратегических сил сдерживания, в том числе, стратегических ядерных сил в трех компонентах.

Возрастает роль негосударственных участников мировой политики , в том числе, в различного рода конфликтах. Антигражданские силы - терроризм, организованная преступность, включая наркобизнес, консолидируются в международном масштабе, все шире используют информационные и интеллектуальные ресурсы, высокие технологии.

Опасность международного терроризма многократно усиливается в связи с риском овладения террористами оружием массового уничтожения (ОМУ) или средствами и материалами для его изготовления и использования ими ядерного материала и других опасных веществ и технологий.

Не сняты и другие угрозы, связанные с распространением ОМУ. Не решены в полной мере вопросы физической сохранности опасных материалов и объектов. Сохраняется риск неконтролируемого расширения членов «ядерного клуба».

Негативное воздействие на международную обстановку продолжают оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове. В целом конфликтные зоны все более сосредоточиваются вокруг основных источников энергоносителей и путей их транспортировки.

Нарастает информационная экспансия в политике и идеологии . Глобальная информационная инфраструктура выступает как инструмент политического давления со стороны не только государственных структур, но и террористических сетей и формирований.

На фоне осложнения международной обстановки удается поддерживать стратегическую стабильность в мире на уровне, исключающем возникновение глобального вооруженного конфликта. Положительным фактором остается заинтересованность подавляющего большинства государств, в первую очередь пяти ядерных держав, в упрочении стратегической стабильности.

В настоящее время ни одна страна не представляет для России прямой военной угрозы. Вместе с тем потенциальные разноплановые угрозы национальной безопасности России возможны в результате эскалации конфликтов, прежде всего в сопредельных районах, экспансии терроризма, распространения ОМУ.

Влиятельные политические круги в некоторых государствах рассматривают Россию как системное препятствие на пути достижения своих целей. Они пытаются применять по отношению к России методы пропагандистского и непрямого силового воздействия.

С учетом всех этих обстоятельств необходимы срочные дополнительные меры по укреплению военного потенциала России . Требуется новый подход к оценке внешних опасностей и угроз, переосмысление военно-стратегических взглядов на характер и способы ведения возможной войны.

II. РОССИЯ В XXI ВЕКЕ – РЕФОРМЫ, СТАБИЛЬНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Меняется структура источников инвестиций, снижается налоговое бремя , которое в настоящее время является одним из самых низких в Европе. Промышленность, торговля и некоторые секторы сельского хозяйства становятся более привлекательными для отечественных и иностранных инвесторов . Несколько снизились инвестиционные риски, хотя они еще остаются значительными.

Эти изменения закладывают основу для последовательного проведения в ближайшие годы системных реформ в политической, экономической, социальной областях, в сфере укрепления обороны и безопасности, которые позволят завершить переходный период и создать сильное, социально ориентированное, правовое, демократическое государство, адекватное вызовам и реалиям XXI века.

Однако при всем значении указанных положительных тенденций, они пока не снимают остроты воздействия негативных факторов, комплексных угроз и вызовов национальным интересам и безопасности.

Процессы государственного строительства идут исключительно трудно. Практически во всех сферах деятельности сложилась ситуация, когда принимаемые решения не выполняются точно и в срок.

Назревшей задачей является формирование системы нормативных правовых актов в сфере обеспечения национальной безопасности.

В первую очередь необходимо разработать новый федеральный конституционный закон в сфере обеспечения национальной безопасности (вместо Закона Российской Федерации «О безопасности» 1992 года). На его основе можно будет развернуть работу по подготовке проектов соответствующих федеральных законов (уточнений в федеральные законы), а также подготовить другие нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Приоритетом на современном этапе является формирование эффективной государственной системы управления и антикризисного реагирования . Она должна охватывать все уровни государственной власти и обеспечивать предупреждение, локализацию, преодоление кризисных ситуаций и устранение их последствий. Функционирование этой системы должно быть основано на реализации упреждающих мер и, при необходимости, упреждающего использования силы в рамках антикризисного реагирования.

Во главу угла будет поставлено предупреждению социальных и политических конфликтов, сепаратизма, профилактика террористических и экстремистских проявлений, посягательств на конституционный строй.

Потребуется новое качество взаимодействия разведывательных, контрразведывательных служб, правоохранительных органов государства и других структур при широкой поддержке со стороны гражданского общества.

2. Оптимизация федеративных отношений и формирование эффективной вертикали власти. Необходимо выработать механизм солидарной политической ответственности Федерального центра и регионов за повышение качества жизни людей. Главное направление – обеспечить в территориях условия для экономического роста, дать больше простора управленческой инициативе, направленной на развитие предпринимательских свобод.

Приоритетная задача - создание прозрачной системы финансирования полномочий региональных властей. Требуется завершить работу по разграничению доходов между Федерацией, ее субъектами и муниципальным уровнем управления, оптимизации процедур налогообложения и созданию новых и надежных региональных программ. Такие программы должны содержать критерии оценки эффективности, механизмы частно-государственного партнерства и обновленные подходы к распределению имеющихся у регионов ресурсов.

Достижение поставленных целей будет осуществляться через объединение субъектов Федерации исходя из стратегических интересов страны. При этом необходимо соотносить ресурсы государства с административными решениями в интересах реализации крупных государственных экономических проектов. Федеральный центр будет оказывать помощь и поддержку процессу создания и укрепления органов местного самоуправления . От Правительства Российской Федерации потребуется отработка организационно-правовых и финансовых механизмов качественно новой системы взаимоотношений с регионами.

В первую очередь необходимо решить задачу коренного изменения социально-экономической ситуации на Северном Кавказе. Потребуются серьезные материальные и финансовые вложения для подъема экономики, налаживания инфраструктуры и обеспечения занятости населения. Необходима новая информационная политика в регионе.

3. Проведение прагматичной многовекторной внешней политики. Внешнеполитический курс Российской Федерации должен быть ориентирован в первую очередь на обеспечение благоприятных внешних условий для поступательного развития страны.

В контексте реализации этой стратегической линии основные усилия государства будут подчинены решению следующих задач:

- обеспечение надежной безопасности страны,

- сохранение ее суверенитета и территориальной целостности,

- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ,

- всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников за рубежом,

- оказание содействия российскому бизнесу в зарубежных странах,

- создание позитивного образа России в мире.

Первостепенное внимание должно быть уделено формированию более безопасного и справедливого мирового порядка при центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности.

Особую важность имеют обеспечение стратегической стабильности в мире , прежде всего, укрепление глобальных режимов нераспространения ОМУ, последовательность и преемственность процесса разоружения, предотвращение гонки вооружений в космосе.

Россия будет и дальше активно участвовать в международном сотрудничестве по противодействию терроризму на глобальном, региональном и двустороннем уровнях. Национальным интересам Российской Федерации отвечает повышение эффективности деятельности международной антитеррористической коалиции, включающей в себя, прежде всего, Россию, США, основные европейские страны, Индию, Китай, страны СНГ, Израиль.

Приоритетом внешнеполитического курса остается укрепление отношений со странами СНГ . Определяющими критериями участия России в интеграционных процессах в рамках СНГ должны стать прагматизм и обоюдная выгода.

Основной задачей российской политики на пространстве СНГ является наращивание темпов сотрудничества по конкретным взаимовыгодным направлениям с теми государствами, которые проявляют готовность к этому. В экономической сфере - это укрепление Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства. В области безопасности - укрепление Организации Договора о коллективной безопасности и налаживание ее взаимодействия с другими международными и региональными институтами. Н еобходимы дальнейшие усилия по формированию Союзного государства России и Белоруссии с единым оборонным пространством.

4. Повышение обороноспособности государства, совершенствование его военной организации. Военная организация государства будет развиваться с учетом реальных угроз военной безопасности, а также экономических, финансовых и мобилизационных возможностей государства. Ключевым является укрепление и совершенствование потенциала ядерного сдерживания как основы стратегической стабильности.

Главной задачей стратегического и регионального сдерживания является поддержание ядерных сил России на уровне, обеспечивающем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки.

Будет повышаться боеспособность сил общего назначения Вооруженных Сил и других войск. Они должны быть компактными, современно организованными и укомплектованными, мобильными, высоко технически оснащенными, способными реагировать на угрозы военной безопасности государства и пресекать их на ранней стадии.

Требуется обеспечить к 2015 году перевооружение Вооруженных Сил и других войск, сбалансировать их состав и структуру, завершить совершенствование системы комплектования и обеспечения, довести как минимум до 50% долю новейших образцов вооружения и военной техники в армии и на флоте.

Вооруженные Силы и другие войска будут и впредь использоваться в качестве эффективного инструмента кризисного реагирования, а также миротворчества и разрешения конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве и в других регионах мира.

Предметом заботы государства будет повышение престижа воинской службы и качества жизни военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, совершенствование системы морального и материального стимулирования военной службы.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) России будет оставаться главным источником материально-технического комплектования Вооруженных Сил и существенным компонентом инновационного развития российской промышленности.

Приоритетная задача – создание и внедрение экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление основных производственных фондов ОПК. Особую актуальность имеют поддержание и развитие уникальной научно-исследовательской и экспериментальной базы ОПК, оптимизация системы заказов продукции военного назначения, восстановление целостной структуры подготовки военных, военно-производственных и военно-научных кадров.

5. Антитеррористическая деятельность. Необходимо завершить формирование комплексной государственной стратегии борьбы с терроризмом. Основные усилия будут сосредоточены на своевременном выявлении и предотвращение угроз террористических актов, уничтожении питательной среды террористических проявлений, в том числе путем осуществления комплексных социально-экономических и воспитательных мер. Будут совершенствоваться правовые механизмы пресечения различных видов терроризма.

6. Модернизация экономики. Особое внимание будет уделено опережающему развитию высокотехнологичных отраслей промышленности на инновационной основе. Будут приняты меры по повышению «пластичности» российской экономики, способности ее секторов гибко реагировать на возможности, создаваемые научно-техническим прогрессом и конъюнктурой мирового рынка , а также по развитию малого и среднего предпринимательства . На этой основе возможно удвоение валового внутреннего продукта России в течение предстоящих 10 лет.

Повышение конкурентоспособности, эффективности и устойчивости экономики будет осуществляться при обеспечении незыблемости права частной собственности.

Структурные и финансовые рычаги экономической политики государства, реформа налоговой системы и реструктуризация естественных монополий должны быть в первую очередь нацелены на сбалансирование структуры российской экономики и осуществление ее перехода с топливно-сырьевой ориентации на инновационный путь развития.

В сфере ТЭК будут созданы благоприятные условия для притока инвестиций на развитие инфраструктуры, разведку и освоение новых месторождений, для обеспечения эффективности использования сырьевой базы страны, инновационного развития отрасли в целом.

Важными задачами должны стать проведение эффективной антимонопольной политики и структурных преобразований в ТЭК, восстановление федеральной системы разведки и оценки запасов, осуществление взаимоувязанной ценовой и налоговой политики .

Необходимые условия - нормативно-правовое регулирование и стимулирование частного бизнеса и взвешенный подход к регулированию внешнеторговой деятельности и защите внутреннего рынка.

Ключевая задача - развитие транспортной инфраструктуры страны. Стратегическими являются два транспортных направления: «Запад – Дальний Восток», которое призвано значительно стимулировать экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, и «Север – Юг» от Балтики до региона Центральной Азии, способное взять на себя основную нагрузку евразийской торговли.

7. Разработка отвечающей интересам России модели интеграции в мировую экономику. Во-первых, необходимо сохранить роль России в качестве стратегического энергетического партнера Запада и Востока на долгосрочную перспективу. Во-вторых - обеспечить ее достойное место как державы, имеющей ведущие позиции в информационной сфере, мировых транспортных перевозках, освоении космоса, новых био - и нанотехнологиях, телекоммуникациях и связи, сельскохозяйственном производстве.

11. Улучшение физического и духовного здоровья нации. Главное – снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей. Требуется кардинально изменить сложившееся отношение к семье, предотвратить рост беспризорности и безнадзорности, повысить престиж материнства и отцовства. Важно обеспечить доступность медицинского обслуживания для всех категорий населения, усилить борьбу с социально обусловленными болезнями.

Решительные меры будут приниматься для прекращения незаконного оборота наркотиков, для борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Усилия государства будут направлены на сбережение и всестороннее развитие историко-культурного наследия народов России как основы культурной идентификации и единства российского общества, на борьбу с бездуховностью, культом насилия и вседозволенности, противодействие распространению низкопробной массовой культуры. Необходима конкурентоспособная альтернатива информационной экспансии извне в условиях мировой информационной прозрачности.

Будут обеспечены условия для свободы слова и творчества.

12. Борьба с преступностью. Потребуется внедрение принципиально новых подходов к борьбе с преступностью. Будут приняты меры по профилактике правонарушений, сокращению социальной базы преступности, повышению ответственности органов власти всех уровней за обеспечение общественной безопасности и правопорядка. Продолжится кадровое укрепление правоохранительных органов. К участию в реализации этого курса будет активно привлекаться гражданское общество.

В частности, первоочередного внимания требует задача формирования механизма государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включая меры личной безопасности.

13. Миграционная политика и борьба с незаконной миграцией. Будут выработаны четкие принципы миграционной политики в отношении зарубежных государств, в том числе стран СНГ.

Эта работа будет в первую очередь нацелена на:

- стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию;

- создание условий для повышения миграционной привлекательности России;

- привлечение в Россию квалифицированных специалистов.

Взаимодополняющие направления работы – эффективное противодействие нелегальной миграции и интеграция законных мигрантов в социальную структуру общества.

Особую актуальность имеет совершенствование миграционного законодательства в части, касающейся сокращения сроков приобретения гражданства Российской Федерации для конкретных категорий иностранных граждан.

В приоритетном порядке будут определены меры по легализации иностранных граждан, длительное время находящихся на территории России с нарушением правил пребывания.

Будет уточнена концепция демографического развития России с учетом тенденций развития иммиграционных процессов в стране и в мире.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определены важнейшие направления работы по укреплению безопасности страны и указаны первоочередные задачи, решение которых имеет для России ключевое значение. Решение этих задач позволит совершить стратегический маневр в политике, экономике, социальной сфере и гуманитарной области и добиться заметного повышения безопасности и качества жизни населения.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации даст возможность кардинально укрепить безопасность России, вывести ее на путь уверенного социально-экономического развития и закрепить за ней достойное место в мировом сообществе XXI века.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации в ближайший период будет продолжена работа по обновлению других базовых документов, регулирующих конкретные сферы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

1. Первая наиболее естественная составная часть национальной безопасности - это военная или оборонная безопасность . Она рас­падается по очевидным признакам на: проблему границ государства; проблему вооруженных сил; проблему сдерживания; проблему обо­ронного потенциала и оборонной промышленности.

2. Геополитический безопасность. Суть геополитической безопасности состоит в защищенности государственных геополитических интересов, территориального, экономического, политического и информационного пространства в системе глобальных политических отношений. Каждое государство заинтересовано в том, чтобы быть окруженным дружественными государствами. И наоборот, не заинтересованно, чтобы на границах обстановка была напряженной.

3. Политическая безопасность. Характеризуется состоянием, при котором обеспечивается мас­совая поддержка конституционного политического режима, обеспе­чивающая его устойчивость и защищенность граждан от произвола государства. Политическая безопасность характеризуется также со­стоянием, при котором политический плюрализм и связанная с ним политическая борьба не приобретает характер антагонистического противостояния, подрывающего основы существования и государства и общества.

4. Экономическая безопасность. Экономическая безопасность - это состояние, в котором народ (через государство) может уверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.

5. Суть социальной безопасности состоит в прочном гражданском мире, построенном на справедливом распределении общественного богатства.

6. Продовольственная безопасность. Продовольственная безопасность - важный компонент нацио­нальной безопасности. Страна может быть производителем продук­тов на 100% для потребительских нужд, может быть на 50%, может -на 10%, но страна обязана обеспечить свою не зависимость в любых условиях. В этом и состоит суть продовольственной безопасности.

7. Демографическая безопасность. Суть демографической безопасности России состоит в сохра­нении стабильной этнопропорциональной структуры, генетически здорового народонаселения страны, исключения межнациональной миграции населения. Демографическая безопасность важна с точки зрения стабильного политического функционирования государства. Недооценивать эту проблему нельзя, она носит фундаментальный, естественный, природный характер.


8. Экологическая безопасность. Суть экологической безопасности состоит в обеспечении ус­тойчивого и оптимального на длительных отрезках времени равнове­сия между природными и антропогенными экосистемами, техносфе­рой и населением экосистем.

9. Информационная безопасность. Суть информационной безопасности состоит в проведении правовых, организационных и технических мероприятий при форми­ровании и использовании информационных технологий, инфраструк­туры и информационных ресурсов, защите информации и прав субъ­ектов, участвующих в информационной деятельности.

10. Психическая безопасность. Суть психической безопасности состоит в защите сознания и подсознания человека от несанкционированного воздействия с целью изменения его психологического восприятия внешнего мира. Исполь­зуя новейшие достижения практической социальной психологии, ее современные возможности в манипулировании сознанием и поведе­нием больших масс людей, центры психологической войны навязы­вают нашему обществу противоречащие национальным интересам страны решения.

Таким образом, сущностно национальная безопасность реализуется в защите национальных интересов государства и осуществляется системой национальной безопасности , которая создается и функцио­нирует на основе концепции национальной безопасности

ОБСЕ - (OSCE, Organization for Security and Cooperation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки..

7.Программа развития ООН.

Программа развития ООН сотрудничает с Россией с 1993г., когда было подписано соответствующее Соглашение с Правительством РФ. В 1997г. в Москве открылось Постоянное Представительство ПРООН.

Программа экономического и соц. развития региона Северный Кавказ.

Реализация новой инициативы ПРООН по предотвращению кризисов и восстановлению и развитию на С.К. успешно началась 1 нояб.2004г. с запуска Программы экономического и социального развития С.К. Новая программа была разработана в рамках Переходного плана работы на 2006г. на С.К., направленного на постепенный переход от оказания гуманитарной помощи к содействию в экон. и социальном развитии региона. ПРООН отводится лидирующая роль в реализации Программы соц. и экон. развития С.К.

Среди приоритетных задач – реализация перспективных проектов в области сельского хозяйства. Кроме этого, ряд проектов в рамках Программы направлен на расширение потенциала региональных и местных органов управления, укрепление миротворческого процесса и поддержку этнической терпимости в регионе, строительство жилищной и базовой инфраструктуры.

ГУАМ.

Организация за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, - региональная организация, созданная в 1997 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав - в 2006 году) республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Инициатор создания – Украина, стремившаяся заручиться поддержкой Запада и ослабить свою зависимость от России. Государства-члены ГУУАМ в своих внеш.связях ориентируются на западные страны и не хотят сближения на многосторонней основе с Россией. Данное обстоятельство в известной мере препятствует взаимным связям субъектов Юга России с их ближайшими соседями по ту сторону границы – ННГ Закавказья. «Пятерка» подчеркивает, что их объединение не явл. военно-политическим союзом. Но практически все ее члены не скрывают, что создание ГУУАМ должно было воспрепятствовать доминированию России в странах СНГ. В этой связи некоторые эксперты рассматривают ГУУАМ как альтернативу Евразийскому экономическому сообществу, которое появилось во время саммита стран СНГ в Минске в июне 2001г. и в которое вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и де-факто Армения. Но в отличие от последнего члены ГУУАМ заявляют, что не намерены переходить к военному этапу сотрудничества между собой, в то время как все государства ЕврАзЭс уже образуют военно-политическую структуру, т.к.входят в Договор о коллективной безопасности. Основными направлениями развития взаимодействия между странами ГУУАМ сегодня остаются торговые операции и переработка энергоносителей.

ЕврАзЭс. Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

1 декабря 2010 г. в Астане в рамках саммита ОБСЕ Президент Российской Федерации Д.А.Медведев провел встречу с Генеральным секретарем ЕврАзЭС Т.А.Мансуровым, который проинформировал о подготовке к заседанию Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне Глав Государств, намеченному на 9 декабря с.г.Т.Мансуров также доложил о ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства ЕврАзЭС, подготовке к подписанию международных соглашений, формирующих ЕЭП Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

9.ОСПГ.Организация Сотрудничества Прикаспийских Государств – Прикаспийская пятерка (Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан).

18 ноября 2010 г., состоялась встреча глав «прикаспийской пятерки», целью которой являлись переговоры на тему регионального сотрудничества, в первую очередь, нового правового статуса Каспийского моря, а также налаживания более тесной кооперации в таких областях, как разработка нефтегазовых месторождений и транспортировка углеводородов, финансы и инвестиции, торговля, транспорт, использование биоресурсов, защита окружающей среды.

Важной составляющей пятисторонней встречи стала тема экономического сотрудничества. Участники намерены активно добиваться продвижения российской инициативы создания Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС).

Помимо этого, чувствительным вопросом остается прокладка магистральных транскаспийских трубопроводов по дну моря.

В итоге саммита было подписано главами пяти государств «Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море», предусматривающего создание эффективного механизма многостороннего взаимодействия в целях предотвращения террористической угрозы, борьбы с распространением оружия массового поражения, незаконным оборотом наркотиков и другими новыми вызовами и угрозами.

Партнерство ради мира” (ПРМ)- это программа двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельной страной-партнером, не являющейся членом альянса, на основе индивидуального плана взаимодействия, в соответствии с особыми потребностями данной страны. На сегодняшний день в программе «Партнерство ради мира» участвуют 22 страны: Армения, Австрия, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Финляндия, бывшая югославская республика Македония, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Мальта, Молдова, Черногория, Россия, Сербия, Швеция, Швейцария, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.