Болезни Военный билет Призыв

Ролевые конфликты возникают по причине. Виды и способы преодоления ролевых конфликтов личности. Примеры и способы разрешения

Ролевые конфликты - это ситуации, в которых индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты и глубины ролевых конфликтов, которые связаны со следующими двумя факторами: степенью различия между ролями по предъявляемым ими требованиям: чем больше общих требований предъявляют две ооли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут зызватъ; степенью строгости предъявляемых ролями требований: чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать серьезный ролевой конфликт.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо потому, что различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта, вызванного чрезмерным количеством ролей, которые приходится выполнять одному лицу, следует отметить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет «ролевой напряженностью» состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает свою теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. По мнению У. Гуда, для этого надо прежде всего освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от: а) значимости данной роли для индивида; б) тех положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; в) реакции окружающих на отказ от определенных ролей. Как видно из рассуждений Гуда, они основываются главным образом на здравом смысле, причем все сводится лишь к субъективным оценкам и восприятиям роли, без попытки связать эти факторы с объективной значимостью той или иной роли для данного общества или группы.

Когда речь идет о межролевых конфликтах, связанных с несовместимостью требований, предъявляемых различными ролями из-за противоречивости и даже противоположности их требований, то в качестве примера такого рода конфликтов чаще всего приводится маргинальная личность. В состоянии межролевого конфликта маргинальная личность оказывается в том случае, когда группы, к которым она одновременно принадлежит, состоят в конфликтных отношениях, а маргинальный человек не может сделать решительного выбора и прочно идентифицировать себя с одной из враждующих групп. В положении маргинальной личности часто оказываются люди, произошедшие от смешанных межнациональных или социальных браков, и др. Весьма много социально-психологических исследований посвящено межролевым конфликтам такой маргинальной личности, как мастер на производстве, который с точки зрения западной социальной психологии занимает промежуточное положение между рядовыми рабочими и администрацией. Большая часть этих исследований преследует манипуляторские цели, так как они направлены на нахождение для мастера таких способов поведения при исполнении его роли, которые создавали бы у подчиненных иллюзию того, что он идентифицирует себя с ними, а на самом деле позволяли бы ему идентифицировать себя с администрацией.

Анализ внутриролевого конфликта также занимает значительное место в социально-психологических исследованиях. Он выявляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Классическим в данной области считается исследование М. Комаровекой, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе студенток, так как в этом случае они зачастую рассматривали их как своих конкурентов. Для них роль студентки связывалась с ожиданиями весьма средних успехов в учебе, в том числе и из-за существующих стереотипов.

Т. Ньюком, говоря о многочисленности ролей, которые приходится выполнять одному лицу, отмечает: «Поразительно, как большинству из нас удается выполнять столь много различных ролей при минимуме конфликтов». Он объясняет это прежде всего тем, что несовместимые роли, заключающие возможность возникновения ролевого конфликта, «не пересекаются», т.е. выполняются в разное время и в разных условиях. Однако, вопреки утверждениям Ньюкома, как свидетельствует повседневная практика и многочисленные исследования, ролевые конфликты являются весьма частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда. Ролевые конфликты, по мнению большинства исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций, «теория ролевой напряженности» Гуда, уже рассматривалась выше. Сходный подход можно обнаружить и в работе Н. Гросса, У. Мэйсона и А. МакИчерна. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов. Первая группа факторов связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя (т.е. насколько значимы ролевые требования для носителя данной роли, насколько он считает их справедливыми). Вторая группа факторов включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли. К третьей группе факторов вышеуказанные авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию. Исходя из анализа этих факторов, полагают авторы, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли. В конечном итоге предусматривается альтернатива: индивид, ориентированный на моральные ценности, при решении ролевого конфликта будет исходить из своего морального отношения к требованиям роли; прагматически ориентированные лица будут руководствоваться теми ожидаемыми санкциями, которые могут последовать в результате того или иного исполнения ими данной роли. Как и многие другие ролевые концепции, рассуждения Гросса, Мэйсона и МакИчерна опираются на соображения здравого смысла.

Ролевой конфликт не являет собой конфликтную ситуацию, которая происходит между двумя и более людьми. Это происходит внутри каждого человека. Можно сказать, что все мы имеет несколько личностей внутри себя. Не стоит делать поспешных выводов о собственном психическом состоянии. Так, каждый из нас выполняет определенные социальные роли (мать, начальница, дочь и пр.). Вот о между каждой из них и пойдет дальше речь.

Виды ролевых конфликтов

  1. Статусный конфликт . От этого не застрахован никто. Так, личность занимает новую должность. На нее возлагают какие-то надежды, ожидания и внезапно по определенным причинам ей не удается их оправдать. В итоге это порождает мнение окружающих о ней как о некомпетентном, не способном выполнить свои обещания человеке. Мало того, если работа носит командный характер, возникают трудности во взаимодействии с каждым из сотрудников.
  2. Внутреннее «Я» . Причиной этого ролевого конфликта служат противоречия, возникшие между собственными ожиданиями и личными способностями. К примеру, человек полагает, что способен справиться с определенными жизненными трудностями, но на практике его ожидания не оправдываются, его охватывает паника и он не в состоянии что-либо предпринять. Не будет лишним привести пример, когда человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не вырос» из прежней. В Индии девочек рано выдавали замуж. У одной такой невесты утонул ребенок. В чем была причина? Его молодая мама не заметила опасности т.к. ушла поиграть в куклы со сверстницами.
  3. Неоднозначность . Внутриличностный ролевой конфликт возникает тогда, когда перед индивидом два разных требования, неоднозначность условий которых способна ввергнуть его в стрессовое состояние. К примеру, максимально эффективное выполнение своих рабочих обязанностей возможно при соблюдении предписанных правил по технике безопасности. Все бы ничего, но на данном заводе, предпринимательстве таковые правила не были предусмотрены.
  4. Недостаточность ресурсов . В данном случае причиной возникновения ролевого конфликта есть нехватка времени, влияние обстоятельств, отсутствия и пр., что делает невозможным выполнением задач, поставленных перед человеком.

В чем сущность ролевого конфликта?

Ролевой конфликт являет собой некое негативное переживание, появившееся в качестве борьбы между частями внутреннего мира человека. Это своего рода показатель наличия проблем во взаимодействии с окружающей средой. Он задерживает принятие решений. Благодаря такому конфликту человек развивается, стремится к самоидентификации, совершенствуется, познает тем самым собственное «Я». Конечно, никто не говорит, что этот процесс может быть приятен, но, как известно, ничто великое, значимое не достается просто так. Поначалу, в момент ролевого становления, считается вполне нормальным возникновение некоторых неудобств. Во многом именно от действий личности зависит то, справится ли она с ролевым конфликтом или нет.

Ярким примером таких ролевых конфликтов из жизни есть следующие: человек с гуманитарным складом ума поступает в технический ВУЗ, где, разумеется, сталкивается с трудностями. Не менее распространенным является конфликт, когда приходится «привыкать» к роли матери, замужней женщины, пенсионера или студента.

Дабы преодоление конфликта любого характера происходило без особых негативных последствий, необходима психическая подготовка, сила воли и желание улучшить свое ментальное здоровье.

Могдалёв Евгений и Цвирко Евгений

Доклад посвящённый некоторым аспектам межличностных отношений в студенческой группе, конфликтным ситуациям и рекомендаций к их решению.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Доклад по УД «Обществознание»

Тема: Ролевые конфликты в студенческой среде (на примере группы студентов первого курса ОМ-1201)

Могдалёв Евгений и Цвирко Евгений студенты I курса группы ОМ – 1201

специальность «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»

Руководитель: Лариков В.Н.,

преподаватель ПЦК СД

Южно-Сахалинск 2014г.

  1. Введение
  2. Понятие «социальная роль»
  3. Ролевые конфликты
  4. Литература

1.Введение

Однажды мы посмотрели кино, в котором группа студентов согласилась поучаствовать в одном эксперименте, а именно, одни стали «заключёнными», а другие их «охранниками», это всего лишь фильм, но в нём эти студенты очень быстро стали «играть» полученные роли по-настоящему и это привело к очень большому, кровавому разбору. Заинтересовавшись этим фильмом мы узнали, что такой эксперимент действительно был, его провёл учёный-социолог Ф.Зимбард. Он был проведён в Стэнфордском университете. В подвале факультета психологии они решили организовать небольшую экспериментальную... «тюрьму». За 15 долларов в день наняли два десятка эмоционально устойчивых, физически крепких студентов. Испытуемые во всех смыслах были нормальными, демонстрируя не только законопослушность, но норму по всем предложенным психологическим тестам. Этих студентов произвольно разделили на две группы: «охранников» и «заключенных». Каждой группе были предписаны определенные правила поведения. Случайный характер отбора в группы изначально гарантировал отсутствие каких-либо различий между индивидами, попавшими в разные группы. Кроме того, «охранники» не получили никаких подробных инструкций по исполнению своих обязанностей. Им только сказали: «Вы должны следовать закону и поддерживать в тюрьме порядок, не обращая внимания на жалобы «заключенных». Применение какого-либо насилия по отношению к «заключенным» запрещено».

Лишь незначительное время потребовалось для того, чтобы «охранники» привыкли к своим новым ролям, а «заключенные» приняли их власть и смирились с ней. Очень скоро основными формами взаимодействия «охранников» с «заключенными» стали приказы, оскорбления, обидные сравнения, вербальная и физическая агрессия и откровенные угрозы. Каждый из «охранников» в течение эксперимента проявлял насильственное, авторитарное поведение. Что же касается «заключенных», то после робкой попытки «восстания», жестко подавленной охранниками, они полностью смирились со своими пассивными ролями. И даже в тех случаях, когда охрана впоследствии проявляла открытую агрессию, они уже не выказывали никакого сопротивления.

Эксперимент наглядно продемонстрировал то, как быстро индивиды осваивают новые роли, но не только это, ведь в эксперименте участвовали нормальные среднестатистические люди, которые просто поменяли роли поведения и просто произошла трагедия, трагедия обычных людей.

Мы заинтересовались этой проблемой, проблемой ролей и всего что с ними связанно. Рассмотрев ряд литературных и интернет источников, мы поняли, что данная проблема достаточно хорошо раскрыта исследователями социологами и психологами, например работы Ерина С. И. Она присутствует в каждом учебнике по «Социологии» и особой дисциплине конфликтов «Конфликтологии». Это свидетельствует о важности данного явления в обществе. Ведь каждый участник общественного процесса обладает набором стереотипных ролевых представлений, почерпнутых из жизни, литературы, искусства и средств массовой информации. И если вернутся к началу нашего исследования, то там были и представления о ролях охранника и заключенного. Собственный опыт студентов также неизбежно вобрал в себя взаимоотношения, в которых один из участников обладает властью, а другой зависит от него в полной или значительной степени (отношения «родитель - ребенок», «преподаватель - студент» и т. д.). Эти стереотипы позволили студентам без труда в короткий срок освоить роли, которые вроде бы были очень нехарактерны их личным и индивидуальным качествам.

Для нас, студентов первого курса техникума эта проблема известна не понаслышке, мы сами являемся такой проблемой. Поэтому мы решили разобраться в этой теме, теме ролевого поведения, конфликтов связанных с ним и попытаться дать им какую-либо оценку. Она очень важна, потому что именно на первых курсах происходит формирование коллектива, что приводит к постоянным конфликтам как внутри группы, так и с преподавателями.

В связи с этим мы рассмотрим само понятие ролевого конфликта. На примере группы ОМ-1201 постараемся выявить причины возникновения этих конфликтов. И попытаемся дать рекомендации в решении ролевых проблем.

Проводя исследования в данном направлении, мы наблюдали за поведением наших одногруппников, провели небольшое анкетирование и взяли интервью у нескольких студентов занимающих разные ролевые позиции в нашей группе.

2.Понятие «социальная роль»

Ну и начнём с самого первого – обозначения различных используемых понятий. Социальная роль это определённые действия, которые должен совершать индивид (или группа) и связанно это понятие с другим социальным термином - социальным статусом. Если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, солдат, жена), то социальная роль - выполняемые ими в данной позиции функции {81, с. 3} Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нём нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах). Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевыми ожиданиями и ролевым исполнением - одна из причин, так называемых статусно-ролевых конфликтов . Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей {91, с. 3}.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

От человека с тем или иным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определённого поведения. В подобных конфликтных случаях расхождения между социальным статусом ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям, а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей (например, отчисление студента). Ещё одна причина статусно-ролевых конфликтов-противоречие между различными статусами-ролями. Дело в том, что многочисленные статусы и роли людей часто в жизни сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом, например, прокурор берёт взятки, у мужа есть любовница, студент имеет высокий личный статус в группе, но низкий по обучению. Всё это неизбежно ввергает человека в состояние разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в урегулировании. Эти явления приводят к такому интересному явлению, как - ролевая напряженность – роль человека предъявляет противоречивые требования и это мешает ее выполнять (студент успевает по математике, но не успевает помогать членам своей группы и это приводит к конфликту) {456, c. 2}.

3.Ролевые конфликты

Выявив все эти особенности, мы попытались разобраться, что же происходит в нашей группой и неужели ситуация у нас настолько тяжёлая? Наблюдая за студентами группы мы обнаружили следующие – в группе происходит очень большое число ролевых конфликтов, которые мешаю нормальному функционированию её, как нормального учебного коллектива, это проявляется в следующем:

1. Непринятие ролевого поведения других людей («Он не такой, каким должен быть в моём нашем представлении»).

2. Непринятие собственного ролевого поведения другими («Я все делал правильно, для преподавателя, непонятно, почему это их (группу) не устраивает»).

3. Невозможность одновременно удовлетворить ожидания разных людей («Не могу угодить всем (и группе и педагогам)»; «Нужно выбирать: либо нравиться учителям, либо – одногрупникам»).

4. Невозможность выполнять роль, которая не соответствует своей Я-концепции («Не нашел своего призвания»; «Не могу больше быть таким, каким меня хотят видеть»).

5. Несовместимость различных ролей («Не могу быть одновременно и тем, и этим»).

6. Противоречивость или несовместимость различных требований к выполнению какой-либо роли (ролевая неоднозначность) («Когда невозможно выполнить все требования, тогда хорошим будут считать лишь послушного, а я не такой»).

7. Недостаточность ресурсов для выполнения какой-либо роли (ролевая перегрузка) («Со временем наступила эмоциональная усталость, и учёба пошла на спад»).

Для того чтобы лучше понять ситуацию, которая происходит в группе мы провели два небольших опроса. Нужно было выделить самого популярного по учебной деятельности и по физической (неформальной). Вот эти вопросы: «С кем бы Вы сидели за партой во время экзамена по математике?» и «С кем бы Вы пошли ночью в городской парк, мимо нетрезвой компании?».

Первый опрос выявил трех явных лидеров в сфере обучения

  1. Дмитрий С. – 12 голосов;
  2. Евгений М. – 9 голосов;
  3. Алексей Ф. – 5 голосов.

Второй опрос так же выявил трех лидеров, но в неформальном общении, которые, так или иначе, пользуются авторитетом в группе

  1. Сергей О. – 13 голосов;
  2. Евгений Ц. – 7 голосов;
  3. Владислав Ч. – 6 голосов.

После проведенных опросов, мы решили побеседовать с некоторыми студентами группы и узнать их мнение по сложившийся ситуации в группе. Студенты небыли выбраны случайно. Первым был опрошен студент из сформировавшейся группы лидеров Сергей О. Он рассказал следующее: « В нашей группе постоянно происходят конфликты между студентами, которые я стараюсь погасить, но не всегда это получается, как в случае с Владиславом Ч. И Кириллом Д. (Кирилл Д. один из студентов с самым низким статусом в группе), Владислав старается постоянно задеть или «уколоть» Кирилла, порой дела доходили чуть ли не до драк, которые тут же пресекались мной, Евгением Ц. и Евгением М. Мы стараемся поддержать его и помочь ему. Что же касается остальных студентов, то я считаю, что нашу группу можно назвать организованной и дружелюбной, но, конечно же, стоит продолжать развиваться и сделать нашу группу еще лучше».

Вторым был опрошен тот самый Кирилл Д.: «Я очень устал от постоянного прессинга со стороны студентов в группе. У меня тут не так много друзей как хотелось бы, но я не унываю. Мне постоянно оказывает поддержку только Сергей О. Относительно других студентов и ситуации в группе я могу сказать только одно, все они очень недружелюбны».

Ну а третьим был опрошен студент Алексей Ф., он рассказал нам в общих чертах об отношениях среди студентов (студент со средне репутацией в группе): « Я считаю, что отношения среди студентов оставляют желать лучшего, нам не хватает таких качеств как взаимовыручка, понимание, поддержка, и т.д. конечно их можно заметить среди некоторых студентов, но все же не по всей группе как хотелось бы. У нас есть некоторые студенты, которые стараются помочь нашей группе, сделать ее более дружелюбной и отзывчивой, возможно у них что то и получиться, к ним прислушивается большинство студентов, в том числе и я. Это Сергей. О, Евгений Ц. и Евгений М.»

Исходя из полученных данным мы попытались выработать некие рекомендации, которые будут полезны как нашей группе, так и другим:

  1. Участие максимального количества студентов группы в мероприятиях техникума, группы.
  2. Помощь студенту группы в трудный для него момент в техникуме(конфликтные ситуации со студентами других групп техникума).
  3. Сохранение репутации студента (не выносить то что происходит в группе за пределы группы, репутация студента до техникума не имеет значения для группы).
  4. Определить способности каждого члена группы и раскрыть их на благо группы.
  5. Недопущение оскорбления студентов группы, которые чем либо отличаются от основной массы студентов группы.
  6. Помощь морально подавленному студенту лидерами группы.

Всё это поможет в создание благоприятной обстановки для общения членов коллектива между собой с целью предотвращения конфликтов, поддержка сотрудничества. Поможет в предотвращения и профилактики конфликтов. Они укрепят и взаимное уважение, и доверие в группе, и позволят улучшить отношения и повысить учебные показатели среди студентов. А это то, чего нам всем так не хватает!

4.Литература

1. Ерина С. И. Ролевой конфликт и его диагностика в деятельности руководителя. - Ярославль, 2000г.

2.Социология. Энциклопедия. // Сост. Грицанов А.А. Абушенко Г.В. и др. Минск, изд. «Книжный дом», 2003г.

3.Фролов С.С. Основы социологии. М.: «Юристь», 1997г.

4. Ролевой конфликт.{Электронный ресурс}// http://www.psyera.ru

5.Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой/ {Электронный ресурс}// http://www.psihologia.biz

Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены.

Типы ролевых конфликтов[править | править исходный текст]

В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой - внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли; б) интерролевой - внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид; в) интраперсональный - внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли; г) интерперсональный – внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей.

В основе внутренних ролевых конфликтов лежат противоречия между ролевым поведением человека и его представлением о себе как о субъекте этой роли. Он возникает тогда, когда человек принимает психологическую роль только внешне, на уровне поведения, но не может принять ее внутренне, на уровне переживания, считать своей. Ситуация внутреннего ролевого конфликта может возникать, когда человек вынужден принять психологическую роль под давлением внешних обстоятельств. Внутренний ролевой конфликт может возникать и в ситуации, когда к одной и той же роли предъявляются противоречивые ожидания со стороны различных субъектов или групп, которые невозможно удовлетворить одновременно.

В основе внешних ролевых конфликтов чаще всего лежат противоречия между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями со стороны окружающих. Он возникает в ситуациях, когда человек не хочет или не может исполнять ту социальную роль, которую он должен играть согласно своему положению в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые в обществе. В результате такого нарушения со стороны социума могут следовать санкции разной степени строгости. Внешний ролевой конфликт может возникать также при изменении человеком ролевого поведения. Стремление играть новую роль наталкивается на старые ожидания, сформировавшиеся в группе, которые заставляют человека возвращаться в предыдущую роль.

Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт переходит во внешний. Конформные и гиперсоциализированные личности тяготеют к внутреннему ролевому конфликту, что, по сути, являетсяневротическим реагированием на ситуацию. Личности, отличающиеся психопатической дезадаптацией, наоборот, склонны к внешнему.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы:

1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик - реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);

2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).

Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек "загоняет" конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению "сбрасывает" с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться "вернуть" человека в старую роль.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта - "разрушить ситуацию": уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет "начать новую жизнь", следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, "бегство из роли": отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества - уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название "внутренней эмиграции".

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей - это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.. . Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.


Ролевой конфликт - ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
го
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского роциального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида, положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; реакции окружающих на отказ от определенных ролей.
Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.
Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям
си"ческим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.
Ролевые конфликты являются частым явлением. Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.
Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций - теория ролевой напряженности У. Гуда. .
Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.
Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.
Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.
К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.
Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.
Многие социальные роли усваиваются легко, некоторые требуют особых усилий и способностей. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя.
Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль.
С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении.
Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т. д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями.
Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность: за ролью личность уже не будет видна.
Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его развитию.
12)набор норм, определяющих, как должен вести себя
человек данного социального положения.
Социальная роль трактуется*как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция.
Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Дж. Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в ее различных социальных функциях.
Т.Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.
Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. Обязанность - это СМ то, что человек вынужден делать исходя из социаль- СМ ной роли вне зависимости от того, нравится ему это или нет.
Выполняя СВОИ обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому. Обязанности всегда сопровождаются правами.
Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, любой дисбаланс в этом соотношении может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена. Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение.